Цели.
- Сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях.
- Воспитать патриотизм.
- Развитие памяти, речи.
Оборудование. Учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас”; мультимедийная установка, компьютер, презентации, книги о ВОВ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Проверка заданий с. 139, задание № 4 в рабочей тетради с. 57.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Что вы знаете о стройках 30-х годов?
Карточка № 2.
Как изменилась жизнь в деревне в период 20-30 гг.?
Заслушивается дополнительный материал, подготовленный детьми самостоятельно.
II. Изучение нового материала
Вступительная беседа. (Слайды 1–2) См. Приложение 1
Учитель: Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? (22 июня, 1941 года.)
– Сколько лет длилась эта война? (4 года.)
– Когда наш народ отмечает день Победы? (9 мая.)
– Каких полководцев В.О.В. вы знаете? (Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский.)
– Назовите города-герои. (Москва, Ленинград – Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград – Сталинград, Одесса, Тула, Керчь, Орел, Мурманск, Смоленск.)
Учитель:
1-го сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашисты покорили Австрию, Чехословакию, Норвегию. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, так как с Германией был заключен пакт о ненападении стран. Этот договор был нарушен Фашистской Германией. Граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере, до Черного моря на юге.
Враг рассчитывал на молниеносную войну. За шесть месяцев Гитлер планировал уничтожить Советский союз, но его планам не суждено было сбыться. (Слайд 3)
Красная Армия мужественно встретила превосходящего силой врага. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны.
В первые же часы войны много техники и стратегических заводов было уничтожено бомбежкой с самолетов. (Слайд 4)
До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. (Слайды 5–6)
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Крепость так и не сдалась, бои прекратились, когда воевать было уже нечем и некому. (Слайд 7)
Не считаясь с потерями, враг продвигался все дальше вглубь страны. Фашисты захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, большую часть Украины. Гитлеровцы заводили свои порядки на захваченной территории: многих молодых людей увозили в рабство, непокорных расстреливали, казнили, уничтожали в концлагерях. (Слайды 8–10) К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. (Слайд 11)
Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Враг отрезал все подступы, все дороги к городу, решив не тратить много сил, захватить город, взяв измором его жителей и защитников.
Люди умирали от голода, замерзали, но продолжали борьбу. На заводах работали женщины и дети, на фронтах воевали мужчины. Когда замерзла Ладога в город проложили дорогу с провизией для голодающих. (Слайды 12–14)
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Подвиг Панфиловцев, которые не дали танковой дивизии немцев пройти к столице навсегда останется в памяти, когда закончились снаряды и гранаты, солдаты поджигали танки бутылками с горючей смесью, но не отступали “ведь позади Москва”, и значит “отступать некуда” (Слайд 15).
Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока.
В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.
В августе 1942 года началась гигантская, более чем шестимесячная, Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 000 гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска погнали врага с родной земли. (Слайды 16–18)
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов. (Слайд 19)
Но фашисты без боя не сдавали свои позиции. Ведя кровопролитные бои в 1944 году Советские войска полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику.
Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным странам.
В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии.
В Берлинской операции в апреле были захвачены неприступные Зееловские высоты и советские войска под командованием маршала Г.К.Жукова блокировали столицу третьего рейха.
В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы. (Слайд 20–21)
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К.Рокоссовский, а принимал парад маршал Г.К.Жуков. (Слайд 22)
С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 года Красная Армия выступила против Японии. За 23 дня советская армия освободила Китай, Корею, Сахалин, Курильские острова. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала.
Физкультминутка
III. Работа по дополнительному материалу
Учитель: Вспомните фильмы, книги, стихи, которые вы знаете о ВОВ.
(Рассматриваем выставку книг.)
Дети рассказывают дополнительный материал о прадедушках и прабабушках своей семьи, которые участвовали в ВОВ – сражались на фронте, трудились в тылу.
VI. Работа с учебником и тетрадью
– Прочитайте текст учебника с. 142–145.
– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?
– Где были немецкие войска в Феврале?
– Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
– Когда немцы подошли к Москве?
– Откуда прибыли воины для защиты Москвы?
– Когда советская армия перешла в наступление?
– Где одержали первую победу?
– Запишите в тетради дату начала ВОВ. Запишите дату конца войны.
– Запишите название городов-героев.
– Прочитайте стихотворные строчки поэтов Суркова, Орлова, Берггольц, задание № 5, запишите, каким великим событиям ВОВ они соответствуют.
V. Подведение итогов
– Какой была цена Победы?
– Когда начались бои под Сталинградом?
– Где разгорелось крупное сражение танковых дивизий?
– Когда был штурм Берлина, кто им руководил?
– Какие страны освободила советская армия от фашизма?
– Как отмечает наша страна день Победы?
VI. Домашнее задание
Составить план к рассказу “Первый день войны” тетрадь с. 59, № 4.
Читать, отвечать на вопросы с. 142–145 учебника.