Оборудование:
– учебник “Русский язык” С.В..Иванов;
– карточки с заданиями для работы в парах и
группах;
– иллюстративный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
– словесно-наглядный;
– практический;
– репродуктивный;
– проблемно-поисковый;
– методы активного обучения.
ЦЕЛИ: Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин “антонимы”.
ХОД УРОКА
1. ЧистописаниеЛл Лл Лл
Легкая, несложная, простая.
– Назовите орфограммы?
– Что общего в этих словах? (Прилагательные синонимы).
– Составьте устно словосочетание.
2. Работа над новым материалом.– Рассмотри картинки,
(стр. 56, учебник), сравни их.Подбери к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.
Составь пары слов.
На доске: ночь – день, весёлый – грустный, вход – выход.
– Что объединяет эти пары слов?
– Эти слова противоположны по значению.
– Такие слова называются – антонимы, стр. 57 учебник, читаем “Тайны языка”.
Стихотворение читает учитель:
“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”
Слова антонимы делают нашу речь более выразительной.
– А сейчас мы будем выполнять различные упражнения используя наши знания об антонимах.
- Упражнение № 1 стр.57 (фронтально).
- Упражнение № 2 стр. 57 (работа в паре).
Прочитай пословицы. Выпиши парами антонимы.
В какой паре антонимы – имена существительные?
Начало – конец (существительное).
Медленно – быстро.
Подбери антонимы к данным словам. Запиши пары
слов.
Белый – (чёрный).
Далеко – (близко).
Брать – (отдать).
Друг – (враг).
ФИЗМИНУТКА
-
Самостоятельная работа.
- Работа по вариантам.
С помощью антонимов прилагательных
охарактеризуйте
Названых животных героев басен.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
1 вариант,
упражнение № 3 стр. 57, учебник.К словам первой группы подбери подходящие антонимы из второй группы:
Молодой | старость |
Весело | южный |
Север | юг |
Весёлый | грустный |
Молодость | грустно. |
(Два слова лишних, к ним нет противоположной пары).
2 вариант – карточка.
Подбери подходящие антонимы:
Сытый
Мокрый
Горячий
Шершавый
Жёсткий
Новый
3 вариант – карточка.
Определи, какие из данных слов являются синонимами, а какие антонимами. Запиши пары слов в два столбика.
Антонимы | Синонимы |
Нежный – ласковый, нежный – грубый, злой – жестокий, радость– восхищение, тихий – бесшумный, тихий– громкий.
Итог урока: Что узнали нового на уроке?
Что больше всего понравилось?