Слово экскурсия происходит от латинского excursio, что в переводе на русский язык означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Урок-экскурсия - это такая форма обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций [1].
Поскольку в настоящее время большинство школ имеют выход в Интернет, а также в связи с появлением большого количества сайтов с различными музейными экспозициями, появилась возможность проведения виртуальных экскурсий
Главное преимущество виртуальных экскурсий - не покидая класса ознакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.
Не стоит также забывать, что одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы познакомить учеников с различными возможностями поиска данных, добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала.
Цели экскурсии:
Учебные:
- знакомство с историей вычислительной техники и ее места в решении проблем, стоящих перед человечеством;
- демонстрация возможностей ИКТ;
- совершенствование знаний, умений и навыков работы с программами MS Word и
Развивающие:
- формирование умений и навыков искать, анализировать, отбирать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развитие у детей способностей работы с различными источниками информации;
- формирование информационно-коммуникационной компетентности.
Воспитательные:
- формирование умений работать в группах и индивидуально;
- осуществление профориентационной направленности обучения.
Задачи:
- ознакомить детей с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
- организовать деятельность по овладению научными знаниями;
- использовать Internet для изучения общеобразовательных предметов;
- научиться представлять отчеты в виде в виде таблиц и графиков.
Форма организации обучения: урок–экскурсия.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Технические средства и информационные ресурсы:
- персональный компьютер;
- проектор;
Этапы проведения виртуальной экскурсии:
- подготовительный этап;
- непосредственного проведения;
- заключительный этап подведения итогов экскурсии.
Подготовка экскурсии осуществлялась по следующему плану:
1. Выбор объект изучения и поиска Интернет-ресурсов о нем.
В качестве объекта изучения была выбрана история появления вычислительных средств, а особое внимание было уделено развития микропроцессоров и их основных характеристик.
В качестве основного Интернет-ресурса был выбран сайт виртуального музея, имеющего
URL-адрес http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/, также виртуальный музей корпорации Intel (URL-адрес http://www.intel.com/cd/corporate/museum/emea/rus/366169.htm). При выборе сайтов учитывались следующие факторы: язык, на котором, написан сайт и количество выставляемых данных.2. Проработка перечня задач, которые учащиеся должны будут решить на уроке.
Во время экскурсии учащиеся должны будут собрать данные о разрядности, тактовой частоте, количестве транзисторов в них, быстродействии различных типов микропроцессоров, а также сроках их создания.
3. Определение формы отчета и наглядного оформления результатов экскурсии.
При подготовке отчетов ученикам было предложено свести данные, полученные во время экскурсии, в таблицы, а затем построить графики роста тактовой частоты, количества транзисторов, быстродействия различных моделей микропроцессоров.
На этапе непосредственного проведения экскурсии преподаватель выполняет функции экскурсовода, который обращает внимание учащихся на необходимые данные, а также помогает правильному восприятию и усвоению (закреплению) изучаемого материала. В конце урока-экскурсии подводятся ее итоги, и ставится задача по составлению отчёта. Рекомендуется дополнить данные, полученные во время экскурсии, материалами, найденными самостоятельно в различной литературе (книгах, журналах), а также сети
Internet с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе. Примеры показаны на рисунках 1 и 2.Заключительный этап урока-экскурсии проходит на следующем уроке, к которому учащиеся, готовят отчеты об экскурсии. Учащимся, предоставившим наиболее лучшие отчеты, предлагается дополнить их и превратить в исследовательские работы по различным темам. Например: битва двух гигантов (
Intel и AMD), история развития отечественных ЭВМ и т.п. При этом учитываются интересы и возможности ребенка.Рис. 1. Виртуальный музей вычислительной техники.
Рис. 2. Виртуальный музей корпорации Intel.
Ожидаемые результаты:
- развитие творческого подхода к изучаемому материалу и к предмету в целом;
- формирование исследовательских навыков учащихся;
- активизировать их поисковую деятельность,
- использование полученные ими знания на практике.
Примеры оформления результатов.
Сводная таблица.
1971 |
2000 |
|||||
Тип процессора |
8080 |
Pentium IV |
||||
Тактовая частота, МГц |
0,108 |
|||||
Разрядность, бит |
4 |
|||||
Быстродействие, млн. оп. с |
0,06 |
|||||
Количество транзисторов, млн. |
0,0024 |
Таблица зависимости тактовой частоты микропроцессоров
1971 |
2000 |
|||||
Тактовая частота, МГц |
0,108 |
Таблица роста быстродействия микропроцессоров
1971 |
2000 |
|||||
Быстродействие, млн. оп. /с |
0,06 |
Ученикам предлагается самим выбрать форму таблиц и графиков. Также им следует найти дополнительные данные, необходимые для заполнения всех ячеек таблиц, поскольку время проведения экскурсии было ограничено и дети не смогли заполнить все графы таблицы.
В частности, было предложено использовать научно-популярный журнал "
Chip", в каждом номере которого публикуются календари знаменательных дат, связанных с информационными технологиями, которые произошли за текущий месяц, также различные исторические подборки (рис. 3).Этот урок подтолкнул ребят к проведению новых интересных исследований.
Ими самостоятельно были выполнены исследовательские работы:
- Хроника противостояния процессоров
Литература
- И.Ф.Харламов “Педагогика”, Москва. Высшая школа. 1990.
- Урок виртуальной экскурсии по биологии на тему: "Генетика: вклад в решение глобальных проблем человечества" http://schools.perm.ru/ext/school87/topic2_openles.php
Рис. 3. Историческая подборка журнала Chip.