Виртуальная экскурсия по музеям истории вычислительной техники

Разделы: Информатика


Слово экскурсия происходит от латинского excursio, что в переводе на русский язык означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Урок-экскурсия - это такая форма обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций [1].

Поскольку в настоящее время большинство школ имеют выход в Интернет, а также в связи с появлением большого количества сайтов с различными музейными экспозициями, появилась возможность проведения виртуальных экскурсий

Главное преимущество виртуальных экскурсий - не покидая класса ознакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.

Не стоит также забывать, что одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы познакомить учеников с различными возможностями поиска данных, добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала.

Цели экскурсии:

Учебные:

  • знакомство с историей вычислительной техники и ее места в решении проблем, стоящих перед человечеством;
  • демонстрация возможностей ИКТ;
  • совершенствование знаний, умений и навыков работы с программами MS Word и MS Excel, различными браузерами.

Развивающие:

  • формирование умений и навыков искать, анализировать, отбирать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развитие у детей способностей работы с различными источниками информации;
  • формирование информационно-коммуникационной компетентности.

Воспитательные:

  • формирование умений работать в группах и индивидуально;
  • осуществление профориентационной направленности обучения.

Задачи:

  • ознакомить детей с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
  • организовать деятельность по овладению научными знаниями;
  • использовать Internet для изучения общеобразовательных предметов;
  • научиться представлять отчеты в виде в виде таблиц и графиков.

Форма организации обучения: урок–экскурсия.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Технические средства и информационные ресурсы:

  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • Internet–ресурсы: http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/, http://www.intel.com/cd/corporate/museum/emea/rus/366169.htm
  • форма отчета – схемы в файле: отчет.doc или отчет.xls.

Этапы проведения виртуальной экскурсии:

  • подготовительный этап;
  • непосредственного проведения;
  • заключительный этап подведения итогов экскурсии.

Подготовка экскурсии осуществлялась по следующему плану:

1. Выбор объект изучения и поиска Интернет-ресурсов о нем.

В качестве объекта изучения была выбрана история появления вычислительных средств, а особое внимание было уделено развития микропроцессоров и их основных характеристик.

В качестве основного Интернет-ресурса был выбран сайт виртуального музея, имеющего URL-адрес http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/, также виртуальный музей корпорации Intel (URL-адрес http://www.intel.com/cd/corporate/museum/emea/rus/366169.htm). При выборе сайтов учитывались следующие факторы: язык, на котором, написан сайт и количество выставляемых данных.

2. Проработка перечня задач, которые учащиеся должны будут решить на уроке.

Во время экскурсии учащиеся должны будут собрать данные о разрядности, тактовой частоте, количестве транзисторов в них, быстродействии различных типов микропроцессоров, а также сроках их создания.

3. Определение формы отчета и наглядного оформления результатов экскурсии.

При подготовке отчетов ученикам было предложено свести данные, полученные во время экскурсии, в таблицы, а затем построить графики роста тактовой частоты, количества транзисторов, быстродействия различных моделей микропроцессоров.

На этапе непосредственного проведения экскурсии преподаватель выполняет функции экскурсовода, который обращает внимание учащихся на необходимые данные, а также помогает правильному восприятию и усвоению (закреплению) изучаемого материала. В конце урока-экскурсии подводятся ее итоги, и ставится задача по составлению отчёта. Рекомендуется дополнить данные, полученные во время экскурсии, материалами, найденными самостоятельно в различной литературе (книгах, журналах), а также сети Internet с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе. Примеры показаны на рисунках 1 и 2.

Заключительный этап урока-экскурсии проходит на следующем уроке, к которому учащиеся, готовят отчеты об экскурсии. Учащимся, предоставившим наиболее лучшие отчеты, предлагается дополнить их и превратить в исследовательские работы по различным темам. Например: битва двух гигантов (Intel и AMD), история развития отечественных ЭВМ и т.п. При этом учитываются интересы и возможности ребенка.

Рис. 1. Виртуальный музей вычислительной техники.

Рис. 2. Виртуальный музей корпорации Intel.

Ожидаемые результаты:

  • развитие творческого подхода к изучаемому материалу и к предмету в целом;
  • формирование исследовательских навыков учащихся;
  • активизировать их поисковую деятельность,
  • использование полученные ими знания на практике.

Примеры оформления результатов.

Сводная таблица.

 

1971

     

2000

 

Тип процессора

8080

     

Pentium IV

 

Тактовая частота, МГц

0,108

         

Разрядность, бит

4

         

Быстродействие, млн. оп. с

0,06

         

Количество транзисторов, млн.

0,0024

         

Таблица зависимости тактовой частоты микропроцессоров

 

1971

     

2000

 

Тактовая частота, МГц

0,108

         

Таблица роста быстродействия микропроцессоров

 

1971

     

2000

 

Быстродействие, млн. оп. /с

0,06

         

Ученикам предлагается самим выбрать форму таблиц и графиков. Также им следует найти дополнительные данные, необходимые для заполнения всех ячеек таблиц, поскольку время проведения экскурсии было ограничено и дети не смогли заполнить все графы таблицы.

В частности, было предложено использовать научно-популярный журнал "Chip", в каждом номере которого публикуются календари знаменательных дат, связанных с информационными технологиями, которые произошли за текущий месяц, также различные исторические подборки (рис. 3).

Этот урок подтолкнул ребят к проведению новых интересных исследований.

Ими самостоятельно были выполнены исследовательские работы:

  • Хроника противостояния процессоров Intel и AMD.
  • От MS DOS до Windows Vista.
  • Суперкомпьютеры.

Литература

  1. И.Ф.Харламов “Педагогика”, Москва. Высшая школа. 1990.
  2. Урок виртуальной экскурсии по биологии на тему: "Генетика: вклад в решение глобальных проблем человечества" http://schools.perm.ru/ext/school87/topic2_openles.php
  3. http://www.school.edu.ru/attach/8/688.doc
  4. Журналы "Chip" 2008, 2009 гг.

img3.jpg (27490 bytes)

Рис. 3. Историческая подборка журнала Chip.