Цель: прививать любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и написания писем;
- Развивать письменную и устную речь учащихся;
- Воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету. Воспитывать положительное отношение к процессу письма.
Оборудование: раздаточный материал (письма, карточки с названием городов), демонстрационный материал (письма, почтовый ящик) телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты.
Ход занятия
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем. Занятие будет у нас необычное. А тему вы скажите мне сами, угадав слово написанное у меня на доске. (Ответы детей)
- Да, мы поговорим об истории возникновения и написания писем.
- Когда вы были маленькими и еще не умели говорить, то слушали мамины сказки, песенки. Мы вырастаем, идем учиться в школу. Целый океан слов подхватывает нас, Через слова мы узнаем о том, что было, что есть, что будет. Мы читаем предложения, тексты. Это наша речь.
- А какая бывает речь?
- Где мы используем устную речь?
- Где мы используем письменную речь?
- В глубокой древности люди не использовали письменную речь. А как они передавали информацию? Что для этого использовали?
- Первым письмом были наскальные рисунки. Их выбивали с помощью заточенного камня .(Показ рисунка на доске)
- Ребята к нам пришло письма. Попробуйте их прочитать. (Ответы детей)
- Все письма были одинаковые, каждая группа поняла его по-разному. Почему?
- В древности происходило также. Была путаница в понимании писем. (Фрагмент фильма “письмо Таффи”)
- Время не стоит на месте, идет развитие цивилизации и люди стали передавать свои сообщения с помощью рисунков-букв.
- У меня на доске зашифровано слово. Попробуем его расшифровать. (Ответы детей)
- Мы познакомились с наскальными рисунками и рисунками-буквами. А теперь скажите, удобно такое написание писем? Почему? (Ответы детей)
- Поэтому нужны были знаки, которые были бы понятны всем.
- Как называются эти знаки? (Ответы детей)
- Да, ребята, появилась письменность. Теперь с помощью букв мы можем написать письмо, и все поймут, что мы хотим рассказать в нем и какую информацию передать.
- А вот еще одна история, в которой мальчик Ваня писал письмо своему дедушке Константину Макарычу. Эту историю описал А.П.Чехов. (Чтение письма)
- Скажите, получит ли дедушка письмо? Почему?
- А что нужно, чтобы письмо пришло по назначению?
- Ребята, а накануне какого праздника Ванька писал письмо дедушке? (Ответы детей)
- Да, Нового года. И я вам приготовила сюрприз. (Фрагмент фильма)
- Чтобы не огорчать Дедушку Мороза, давайте рассмотрим, как правильно оформлять конверт. Что нудно указать на конверте?
- А сейчас мы поиграем в игру, где будем рассылать свои письма по разным городам. (Игра “Почта идет во все города”)
- Ребята, у Дедушки Мороза есть вотчина, т.е. владение, которые он обходит и смотрит за порядком. И как вы видели есть своя почта, куда приходят письма от детей. И Дед Мороз обязательно отвечает на них.
- А кто из вас писал письма?
- А как вы еще передаете свою информацию друзьям, близким?
- Да, сейчас много способов обменяться новостями
У меня есть два письма.
Одно написано девочкой. Она писала своей маме. Как она его написала? Какие чувства это письмо вызывает у мамы?
А второе письмо с фронта. В те времена это бала единственная весточка, которая сближала людей. Поэтому их долго хранили, берегли. Все ждали письма. С каким теплом и любовью писались они. Бойцы шли с ними в бой.
- Скажите, какие же письма приятнее получить?
- На следующем занятии мы будем писать письмо Деду Морозу, которое он обязательно прочтет и будет рад ему. Подумайте что вы желаете Деду Морозу и о чем ему расскажите?
- На этом наше занятие закончено. Спасибо.
Игра “Почта идет во все города”
Условие игры:
Играющие становятся в круг и расходятся на расстояние вытянутых рук. Каждый отмечает свое место кругом или другим знаком. Один из играющих стоит в центре круга, он почтальон. Каждому участнику игры присваивается название какого-нибудь города.
Правила игры:
Воспитатель называет города, куда и откуда идет почта (Почта идет из Москвы в Ростов) Игроки, чьи города были названы, должны как можно быстрее поменяться местами. Почтальон в это время стремится занять одно из свободных мест. Если это ему удается, то оставшийся без места становится почтальоном. Если же почтальону долго не удается занять свободное место, то воспитатель объявляет, что почта идет во все города. Тогда все играющие должны поменяться местами, а почтальон занимает одно из освободившихся мест.
Рассказ
“Как было написано первое письмо”
Давным-давно, еще в каменном веке жил один человек. Звали его Тумагай. У него была жена Тешумай и маленькая дочка, которую звали Таффи.
Как-то раз Тумагай с дочерью пошел на охоту. Взял он деревянное копье и тут же его сломал; слишком сильно он ткнул его в дно реки. Что делать? Тогда дочь попросилась домой за другим копьем, но отец ее не пустил. Идти домой одной– далеко да и опасно. Тогда Таффи уселась около отца и начала думать что делать. Потом она сказала отцу: “По-моему это досадно, что мы не умеем писать. Написали бы записку домой, чтоб нам прислали другое копье!
А в это время шел незнакомый человек. Он ничего не понял из того, что сказал ему Тумай, потому что он был из другого племени. Тогда Таффи попросила незнакомца сходить за копьем к ее маме. Она начала рисовать дорогу к дому.
- Сейчас я нарисую как папа ловит рыбу, но копье сломалось. Это я. У меня волосы в разные стороны, потому что так рисовать легче. Теперь я нарисую тебя с копьем, чтобы ты не забыл его. Ты дойдешь до двух деревьев, поднимись на гору и выйдешь на Бобровое болото, а там и наш дом.
Незнакомец поглядел на картинку и сказал себе: “ Если я не приведу племя, то этого человека убьют враги”
Он добежал до пещеры Тумагай, и там его встретила Тешумай. Как только она увидела картинку, то сильно закричала, так как увидела на ней, как этот незнакомец накинулся с копьем на мужа и сломал ему руку. Тут прибежали все вожди тегумайского племени и решили отрубить незнакомцу голову. Между тем незнакомец ничего не сказал, а когда собралось тегумайское племя, он повел этих людей к реке и там они увидели Таффи с отцом. Тут Тешумай подбежала к Таффи и поцеловала ее. А вожди стали ругать Тегумай, почему незнакомец принес такую страшную весть. Таффи стало неловко за свой рисунок и начала рассказывать, что она хотела передать через это письмо.
После этого все очень долго молчали. Потом засмеялся вождь, затем незнакомец и все тегумайское племя. И главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел:
- О Девочка,... ты сделала великое открытие!...
Отрывок из произведения А.П. Чехова “Ванька”
(письмо Ваньки дедушке Константину Макарычу)
Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
“ Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке
Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.