Использование иллюстрированной наглядности на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Глубже познакомиться с особенностями культуры изучаемого языка и сравнить их с родной культурой позволяет учащимся использование аутентичного материала на уроках иностранного языка.
Значительную роль при этом играет иллюстративная наглядность – картины, фотографии, карикатуры, диаграммы, коллажи и т.д.
Для понимания культуры другой страны и сравнения ее с родной культурой особое значение имеет использование художественных картин на уроках немецкого языка, которое предполагает знакомство с творчеством зарубежных художников.
Традиционно при этом используется следующая последовательность заданий: описание и, по возможности, интерпретация картины; знакомство с творчеством художника, его биографией, эпохой; сравнение с другими полотнами этого художника или с картинами русского художника по той же теме (3).
Но технология работы с художественными картинами должна учитывать основной принцип обучения иностранному языку на современном этапе – принцип личностно-ориентированной направленности обучения (2).
Учитывая разнообразие психологических типов учащихся (4), можно предложить следующие задания, призванные повысить интерес школьников к этой теме, активизировать их деятельность:
  •  для аналитического типа учащихся подойдут следующие задания: «рассмотрите картину и найдите детали, которые вы считаете наиболее интересными»; «сравните две картины художника и назовите сходства и различия»;
  •  для когнитивно-абстрактного типа: «выделите основные идеи, характерные для творчества художника»;
  •  для творческого типа: «сочините историю о персонажах, изображенных на картине»; «разыграйте сцену, изображенную на картине»;
  •  для практического типа: «обсудите со своим речевым партнером, хотели бы вы дома иметь репродукции данного художника и почему?»;
  •  для коммуникативного типа: «объясните своему речевому партнеру, почему вам симпатичен или нет изображенный на картине персонаж»; «обсудите со своим речевым партнером, как проблема, которую отражает картина, проявляется в современной жизни»;
  •  для визуально-ориентированного типа: «рассмотрите картину и попробуйте описать ее по памяти»;
  •  для аудитивно-ориентированного типа: «о чем, по вашему мнению, думает изображенный на картине персонаж? Запишите его внутренний монолог на аудио, и обменяйтесь со своим речевым партнером, прослушайте составленный им монолог»;
  •  для моторно-ориентированно типа: «составьте из отдельных деталей картину и опишите ее».
Цель уроков: знакомство с творчеством художников немецкоязычных стран.
Задачи:
  • Научиться понимать произведения живописи;
  • Научиться выражать мысли на немецком языке в рамках данной темы;
  • Повысить мотивацию учащихся к изучаемой теме;
  • Способствовать развитию творческого воображения и мышления;
Задачи страноведческого характера:
  • Способствовать осознанию незнакомого, непривычного, чужого в культуре страны изучаемого языка;
  • Способствовать осознанию стереотипов, возникающих при восприятии другой культуры, побуждать к сравнению особенностей культуры страны изучаемого языка и родной культуры.
В качестве задания подготавливающего учащихся к изучению темы «Живопись» в старших классах, можно предложить работу над так называемыми «картинами-кляксами» («Klecksbilder»), так как они:
  • Вызывают интерес школьников и побуждают их работать над темой;
  • Способствуют осознанию того факта, что одна и та же картина воспринимается разными людьми по-разному.
Первый этап – сбор ассоциаций. школьники самостоятельно делают «картинки-кляксы». Каждый фантазирует о том, что напоминает ему его «картина-клякса» (цветок, облако и т.д.).
Второй этап – сравнение ассоциаций. Ученики проводят сравнение «картин-клякс», работая в парах, и приходят к выводу о том, что их ассоциации часто отличаются. Для учащихся при выполнении данного задания предлагаются следующие опоры:
Mein „Klecksbild“ erinnert mich an…
Ich assoziierte mein Bild mit…
Und du? Was siehst du auf meinem Bild?
После обсуждения учитель предлагает школьникам сделать вывод: Haben die Leute дhnliche oder verschiedene Assoziationen, wenn sie Bilder betrachten?
После работы с „Klecksbilder“ мы приступает к изучению темы «Живопись».
Arbeit am Bild „Der verlorene Sohn“ von Albrecht Dьrer.
1. Lesen Sie folgende Worte: „Mein Sohn war verloren, aber jetzt ist er wiedergefunden!“  Beantworten die Fragen: Wissen Sie, welchem Buch diese Worte entnommen sind? (dem Mдrchen, dem Alten Testament, dem Neuen Testament, dem Koran…?)
Welche Bedeutung hat die Wortverbindung „Der verlorene Sohn“? Wдhlen Sie die richtige Variante:
1) потерянный сын;
2) блудный сын. 
При выполнении этого задания ученики выдвигают свои предположения. В качестве опоры им даются следующие выражения: Ich meine…, Ich glaube…, Es scheint mir,…
Выслушав все ответы, учитель отмечает правоту тех учащихся, кто полагает, что вышеназванное выражение взято из Нового Завета.
2. Einer der berьhmtesten deutschen Maler Albrecht Dьrer war in seinem Schaffen von Sujets aus der Bibel angeregt. Erfьllen Sie eine aus den unten angefьhrten Aufgaben: Stellen Sie den Kupferstich „Der verlorene Sohn“ aus einzelnen Fragmenten zusammen, betrachten Sie sie und sammeln Sie Ihre Eindrьcke ьber dieses Bild? Betrachten Sie den Kupferstich „Der verlorene Sohn“ und finden Sie Details, die Sie fьr besonders interessant halten. Welche Bedeutung haben diese Details fьr das ganze Bild? Betrachten Sie den Kupferstich „Der verlorene Sohn“ und beantworten Sie folgende Fragen: Was macht dieser Mann? Woran denkt er? Betrachten Sie den Kupferstich „Der verlorene Sohn“ und ьberlegen Sie: Was ist mit diesem Mann passiert?                    
Каждый ученик просматривает все задания и выбирает то, которое ему   больше всего нравиться. Так формируются группы для работы над каждым заданием. Результат представляется перед всем классом.
3.  Der Kupferstich stьtz sich auf die Parabel vom verlorenen Sohn im Neuen Testament. Lesen Sie die Parabel und unterstreichen Sie die Sдtze, die Dьrer illustriert hat. Учащиеся работают с текстом.
4. Wie ist die Hauptidee der Parabel? Welche Bedeutung hat diese Idee fьr Sie persцnlich? Wie verstehen Sie den Sinn des Kupferstiches?
5. Welche russischen Maler haben ihre Bilder zu religiцsen Sujets gemalt?   При выполнении этого задания ученики отмечают, что нередко художники разных стран поднимают одну и туже тему в своих картинах и отражают близкие идеи.
Работу над темой «Живопись» можно закончить проведением проекта, целью которого будет подготовка видеозаписи по темам «Современные художники», «Художники нашего края».
Таким образом, учет индивидуальных способностей  школьников при использовании иллюстрированной наглядности, различных форм (дискуссии, беседы, творческий труд, художественно-эстетическая деятельность), а так же применение практически ориентированной учебно-познавательной проектной работы делают возможным творческое развитие учащихся, исключают навязывание содержания обучения, прививают правила компетентного межкультурного общения, усиливают мотивацию к изучение иностранного языка.
Литература:
1. Mocaire D., Hosch W. Bilder in der Landeskunde. – Muenchen: Langenscheidt, 1995.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ ГЛОССА, 2000.
3. Perlmann-Balme M., Schwalb S., Wers D. em. Abschlusskurs. Deutsch als Fremdsprache fuer die Mittelstufe. – Ismaning: Verlag, 2004.
4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 2001
5. Чудинова Е.В. Иллюстрация на уроках немецкого языка: Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2007. – 35 с.