Цель поведения игры: Развитие и поддержка профессионального и творческого потенциала студентов через участие в деловой игре. Изучение в активной форме процесса согласования групповых и общественных интересов хозяйствующих субъектов в рамках муниципального образования.
Задачи игры:
- развитие у студентов умения использовать корпоративные отношения для удовлетворения интересов каждого субъекта хозяйственной деятельности;
- расширение возможностей студентов к развитию своих креативных способностей;
- выявление наиболее способных и одаренных студентов;
- развитие творческих способностей и интереса к научной деятельности.
Правила игры: В игре имитируются процессы функционирования упрощенной хозяйственной системы, которая включает в себя следующие элементы.
Озеро – являющееся источником воды,
необходимой для осуществления технологических
процессов. Вокруг озера расположено 9
предприятий использующих для производства воду
из озера. Совет директоров – совещательный орган управления, работающий с периодичностью раз в 8 месяцев. Он вырабатывает соглашения, которые носят рекомендательный характер. Хозяйственный механизм, представляющий собой совокупность правил и норм, по которым определяются последствия принятых решений директором. Паводок – который раз в 12 месяцев с интенсивностью неопределенной заранее силы воздействует на качество воды в озере. В результате действия паводка происходит самоочищение озера. Интенсивность самоочистки является случайной величиной, которая определяется метанием двух игральных костей. |
В игре принимает участие жюри состоящее из 4–5 человек у которых есть четко определенные задания (см. Приложение 1) которые они выполняют в процессе игры и отчитываются о их выполнении в конце игры, 9 команд по два человека, каждый из которых исполняет роль директора или его заместителя. Игра протекает в виде периодов равных месячному технологическому циклу. Всего таких периодов 36 т.е. в течение игры проходит три года.
В каждом месяце игроки (директора предприятии) принимают одно из пяти решений.
Решение 1 – сброс, решение 2 – очистка, решение 3 – смена продукции, решение 4 – штраф, решение 5 – премия.
В зависимости от принятого решения игроки получают определенное количество очков. Количество очков зависит от состояния воды в озере. Задача игроков набрать максимальное количество очков в процессе игры. Состояние воды в озере и расчет очков осуществляется по игровой матрице.
Каждое решение №1 сброс перемещает индикатор влево по строкам и позициям матрицы. Каждая строка матрицы имеет 8 позиций, как только индикатор пройдет все 8 позиций, в действие вступает другая строка, и все баллы начисляются из худших значений. К началу игры индикатор находится на нулевой строке пятой позиции. Приведу пример за игровой ход 3 игрока приняли решение “сброс”, 3 игрока приняли решение “отчистка”, 2 игрока приняли решение “премия”, 1 игрок принял решение “смена продукции”. Игрок принявший решение “сброс” получает по игровой матрице 100 очков, игрок принявший решение “отчистка” получает по игровой матрице 35 очков, игрок принявший решение “премия” получает -8 очков, игрок принявший решение “смена продукции” получает 8 очков по таблице “решения и результаты”.
Каждый игровой ход состоит из следующих действий:
- Игроки записывают в учетную форму (см. Приложение 2), которая у вас на столах коды решений за месяц. Решения принимаются анонимно – каждый игрок делает записи в учетной форме, прикрываясь ширмой (см. Приложение 3). Только ведущий знает, кто какое решение принял в данном месяце. Поэтому игроки не знают, кто конкретно осуществил сброс в данном месяце, т. е. кто является виновником ухудшения озера.
- Передаете соответствующую карточку с номером решения жюри
- Ждете, пока жюри зарегистрирует все ходы в своей форме и объявит количество очков, назначаемых за каждый тип решения
- Записываете в учетную форму очки, полученные вами за данное решение
- Подсчитываете нарастающим итогом количество очков с начала игры
- Перед тем как принимается решение 8 и 16 проходит трех минутное совещание. Где игроки могут выработать выгодную для всех стратегию, изменить правили игры. Выработанные на заседаниях Совета директоров соглашения носят рекомендательный характер. Игрок вправе их не выполнять.
- В 4 и 16 месяце после принятых решений разыгрывается паводок. При этом индикатор перемещается в сторону улучшения состояния воды в озере на случайную величину, которая определяется метанием двух игральных костей.
Игра прерывается в любой момент, игроки об этом заранее не знают. Ведущей объявляет об окончании игры и просит директоров предприятий сдать учетные формы для подведения итогов. Пока жюри подводит итоги, игрокам предлагается выступить в роле комиссии органа местного самоуправления муниципального образования, которой поручено разработать проект постановления “О правилах промышленного использования общественного водоема” (см. Приложение 4).
Этот проект нужно разработать в контексте ситуации, отображенной в деловой игре “Управление муниципальным образованием”.
При разработке проекта постановления необходимо обсудить и принять решения по перечисленным ниже вопросам:
- Какой орган местного самоуправления наилучшим образом отвечает целям рассмотренной в игре хозяйственной системы? В игре таким органом был Совет директоров. В принципе возможны и другие решения с учетом возможностей различных организационных форм осуществления местного самоуправления.
- Кто должен контролировать загрязненность озера, имея в виду, что осуществление контроля требует затрат
- Как часто надо осуществлять контроль, принимая во внимание, что на это расходуются средства?
- В игре у игроков была возможность воздействовать на других участников с помощью премий. Стоит ли в реальной жизни премировать предприятия, надо ли включить в проект постановления предложения о системе премирования, или, может быть, она вообще не нужна?
- Какими должны быть штрафы в рассматриваемой хозяйственной системе: штрафы как возмездие за нарушение или штрафы как компенсация за причиненный ущерб?
При написании проекта студенты могут использовать действующие федеральные законы, кодексы, журнальные газетные статьи. На разработку постановления отводиться 25–30 мин. Затем команды защищают свои проекты, жюри их дополнительно оценивают по пяти балльной системе. В конце игры подводятся итоги, определяются победители, жюри отчитывается о работе. Вся игра сопровождается презентацией, фрагмент которой представлен в (Приложении 5).