Цели урока:
- Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
- Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
- Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.
- Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, гейзер.
- Продолжать обучению приемам работы с картой атласа.
- Продолжить развивать монологическую речь учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Источники знаний: карта полушарий; карточки с заданием, фрагмент видеозаписей, иллюстративный материал (фотографии).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос.
Задание на знание фактов, понятий (Повторение пройденного материала)
- Расскажите, о землетрясении.
III. Изучение нового материала.
Выполните задание № 1, после выполнения задания сформулируйте тему урока.
Задание № 1.
Определить объект по его географическим координатам
- 20 ю.ш.; 780 з.д.
- 640 с.ш.; 170 з.д.
- 40 ю.ш.; 370 з.д.
- 200 с.ш.; 1550 з.д.
Далее идет просмотр фрагмента фильма с записью извержения вулкана, просмотр фотографии с изображением вулканов, вывешенных на доске.
Посмотрев фильм и фотографии, опишите, что вы видите. Как называется это природное явления?
Какие ассоциации вызывает у вас “ВУЛКАН”?
Прочитайте следующий текст и ответьте на вопрос: Откуда пошло название “ВУЛКАН” (Текс раздается каждому ученику для ознакомления)
Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса и Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.
Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкан. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
Нарисуйте схему вулкан в тетради. Подпишите, основные элементы вулкана
Кратер – (от греч. Krater – большая чаша)
– углубление диаметром о нескольких десятков
метров до нескольких километров. Обычно
располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный
канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора,
образованная застывшей лавой. При извержении
жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой
– куполообразные.
- Расскажите как, по вашему мнению, образуется
конус?
- Расскажите, по каким признакам можно
определить, что перед вами вулкан, а не просто
гора.
Вернемся к схеме вулкана. Как может называться второе жерло и кратер?
- Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.
- Если об извержении вулканов не сохранилось никаких сведений, но об их активной деятельности в прошлом свидетельствует конусообразная форма гор и кратер на вершине, то такие вулканы считаются потухшими. К их числу можно, например, отнести Эльбрус (Россия). Иногда вулканы, считающиеся потухшими, начинали действовать. Так произошло во время землетрясения в Чили в 1960 году, когда начали извергаться 9 вулканов, считавшихся потухшими. Их можно назвать уснувшими.
Вулканы, которые извергались на памяти человека, называются действующими. Их насчитывается более 800 на Земле. В России самый высокий действующий вулкан – Ключевская сопка – расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Ее он достиг за 5 тыс. лет в результате неоднократных извержений.
Оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение. Для большинства людей вулкан – гора, но он может выглядеть и как трещина на поверхности Земли. Особенно много таких вулканов в Исландии. Эти трещины всегда прямолинейны и имеют большие размеры. Например, Эльдгья протянулся на 30 км, имея ширину до 600 м, а глубину до 270 м. На многих трещинах расположены цепочки небольших вулканических конусов.
Вулканы могут образовываться на суше и на дне океана. Составим схему образования вулканов.
Подведем итого: Скажите, что же такое вулкан?
ВУЛКАН – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой лава извергается на земную поверхность.
Мантия – оболочка Земли. Около трещины давления понижается - мантия становится жидкой (магма). Когда магма выльется наружу она станет (лавой).
Рис. 1 Схему строения земной коры.
Посмотрите на рисунок № 1, как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?
Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем закончите определение: источник - периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара называется
- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?
Гейзеры расположены в Северной Америке, Новой Зеландии. Много гейзеров и в России. На Камчатке существует даже Долина гейзеров. Высота, которой могут достигать гейзеры в момент извержения, - 300 м, но многие гейзеры не столь сильны. Обычно гейзеры фонтанируют через определенное время. Так, например, наиболее крупный гейзер Камчатки – Великан – выбрасывает струю через каждые 5 – 6 часов. Горячие подземные воды используются для обогревания помещений и теплиц.
В конце урока учащимся предлагается, прочитав стихотворения А.С. Пушкина и Ю. Шиковой, рассказать, какие продукты извержения вулканов в них перечислены?
Везувий зев открыл – Дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, Как боевое знамя, Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон. (А.С. Пушкин) |
***** Извержение вулкана ***** Дрожь земли,
вибрация и стоны Юлия Шикова |
IV. Итоги.
Что мы узнали сегодня на уроке?
Вулканы – это “окна” в глубины Земли. Их извержение дают ученым сведения о составе и свойствах вещества, находящихся в литосфере на глубине в несколько десятков км.
На специальных станциях исследователи ведут длительные наблюдения за поведением вулканов, изучают лаву, выделяющиеся газы, вулканические бомбы. Благодаря этому можно предсказать начало извержения вулканов и предупредить связанные с ними бедствия. В России таким станциями являются ИНСТИТУТ ВУЛКАНОЛОГИИ (ИВ) ДВО РАН, создан в 1963 года в Петропавловске-Камчатском на базе Лаборатории вулканологии АН СССР (Москва), Камчатской вулканологической станции, Камчатской геолого-геофизической обсерватории Сибирского отделения АН СССР и Паужетской контрольно-наблюдательной геотермической станции. Исследования по современному наземному и подводному вулканизму, геотермии, прогнозу вулканических извержений и землетрясений. В 1991 из него выделился Институт вулканологической геологии и геохимии.
ВУЛКАНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСТИТУТ ГЕОЛОГИИ И ГЕОХИМИИ РАН, создан в 1991 году в Петропавловске-Камчатском на базе нескольких научных подразделений Вулканологии института. Исследования вещественного состава вулканических пород и строения вулканов.
Домашнее задание.
§ 19, обозначить на к/к следующие вулканы.
Евразия (Везувий, Гекла, Ключевская Сопка,
Кракатау, Фудзияма, Эльбрус, Этна).
Африка (Килиманджаро).
Южная Америка (Котопахи).
Северная Америка (Орисаба).
Океания (Килауэа, Мауна-Кеа).
Антарктида (Эребус).