Цель: учить детей работать с пластилином; развивать эстетический вкус, умение проявлять фантазию, творчество; познакомить с правилами безопасности и гигиеной труда, воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: доска, пластилин, стек, тряпочка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Материал я не простой,
Из брусочков и цветной.
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай!
(Пластилин)
Пластилин – искусственный пластичный материал. Его делают из белой природной глины с добавлением: воска, чтобы он не затвердевал; глицерина, для предания ему пластичности; жировых веществ, для предохранения от высыхания; красителей, чтобы получить разные цвета.
Материал поступает в продажу готовым к использованию и не требует дополнительной подготовки.
Откуда взялось слово – “гончар”?
Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах – горнах. В старину мастеров, работающих с глиной, называли “горнчары”, но со временем буква “р” потерялась, и мы получили слово “гончар”.
Кроме серьезных изделий, гончары делают изделия для души, для забавы.
Это различные игрушки: свистульки в виде разных животных и птиц.
Что делают гончары?
Самую разную продукцию: чаши, блюда, кувшины, крынки.
III. Тема и цель урока.
Стих. Дымковская игрушка.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В нем нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки.
Дымковскую слободу, назвали так, потому что над каждой крышей с утра и до ночи поднимался дым - мастера игрушки обжигали.
IV. Техника безопасности при работе с пластилином.
- Не брать в рот.
- Не бросать друг в друга.
- Не прилеплять на стул и пол.
- Не раскидывать.
Правила личной гигиены.
- Пользоватся салфеткой.
- Вымыть руки.
- Не тереть глаза грязными руками.
- Не брать в рот.
V. Физкультминутка.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут –
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем,
Снова рисовать начнем.
(Кисти рук погладили, встряхнули, размяли)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
(Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
VI. Практическая работа.
- Дымковскую игрушку лепят по частям.
- Цилиндр в нужных частях вытягивают.
- Для барыни делают юбку, насаживают голову, оттягивают шею, закрепляют руки.
- Затем игрушку наряжают.
VII. Легенда.
Однажды подошли к Дымковской слободе несметные полчища кочевников. Но жители пошли на хитрость: раздали всем жителям, от малышей до стариков, глиняные свистульки. А потом ночью подкрались, к вражескому стану, да как засвистят. Кочевники в панике бежали. С тех пор отмечают праздник “Свистунья” всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной на ярмарке стоит свист праздника.
Фигурки людей и животных: веселые, улыбчивые, радостные, добрые.
По настроению игрушки одинаковые, а по форме самые разные. Свистульки-уточки, барашки, лошади, всадники. Есть скульптурные фигурки румяные барышни и няньки с веселыми детишками, усатые гусары, нарядные водоносы с ведрами.
VIII. Выставка детских работ.
IX. Итог.
Что нового узнали?
X. Домашнее задание.
Литература:
- В. Куприн. “Дымка” Изд. “Малыш” Москва 1988 г;
- Е.В. Данкевич, О.В. Жакова “Знакомтесь глина” С.Петербург изд. “Кристалл” 1998 г;
- Ю.Б. Гомозова “Калейдоскоп чудесных ремесел” Ярославль изд. “Академия развития” 1999 г;
- В.С. Горичева, И.М. Нагибина “Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина”. Ярославль “Академия развития” 1998 г.