Проектная деятельность на уроках литературного чтения. Создание проекта изучения былин

Разделы: Начальная школа


Цели: образовательные:

познакомить учащихся с литературным произведением былина; расширить и углубить их знания о литературном жанре, особенностях построения сюжета; соотнесение былинных героев с историческими и литературным персонажами;

развивающие:

развивать интерес к изучению устного народного творчества и истории родной страны; развивать интерес к чтению как способу познания и развития;

воспитывающие:

воспитывать чувство гордости за национальных исторических и литературных героях, изображённых в былинных произведениях; воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Обеспечение.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: источник литературы для каждого учащегося; образцы выполнения работ; справочная литература для учителя; личные наблюдения учащихся.

Мотивация в работе: собрать материалы о былинах, истории их возникновения, места и времени их исполнения; научиться составлять композицию былины

Обобщение знаний, понятий, представлений, на получение которых нацелен результат проекта: осознание необходимости своей работы для окружающих, применение её в учебной деятельности;

– приобретение умения работать с научной литературой;

– воспитание необходимости изучения фольклорной и исторической литературы для более широкого познания истории нашей страны.

Развитие навыков самостоятельности (самостоятельная работа с источниками литературы, рассматривание репродукций с картин и иллюстраций, составление описания работы; самостоятельное решение при выборе правильного ответа); коммуникативности (ролевое взаимодействие в работе микрогрупп, использование сцен былин; представление работы классу); расширение кругозора (знакомство с новыми научными литературными источниками; знакомство с новыми научными фактами, рассказывающими об истории русского народа, об истории создания и возникновения былин, их исполнении; связь с уроками истории, изобразительного искусства, музыки).

Формы презентации: деловая игра; демонстрация видеофильма с комментарием; научная конференция; отчёт исследовательской экспедиции; телепередача.

Виды продукции: атлас; видеофильм; газета; журнал; публикация; справочник; литературоведческая программа; книга.

Критерии распределения ролей;

Литературоведы – лидер группы распределяет роли в группе; организует деятельность группы; руководит работой членов группы; назначает оратора, распределяет роли в презентации; отвечает за деятельность каждого члена группы и группы в целом.

Историки – предлагают проблему по решению вопроса; ведут поиск и выбор информации; анализируют и структурируют информацию; предлагают пути решения проблемы; дополняют точку зрения друг друга.

Искусствоведы внимательно слушают и опровергают или дополняют точку зрения эрудитов; предлагают альтернативные идеи; работают с источниками информации; предлагают пути решения проблемы.

Критики – журналисты внимательно слушают членов группы; фиксируют все выдвинутые идеи и предполагаемые пути решения базового варианта; готовят план работы группы над проблемой план выступления группы.

Этапы работы над проектом изучения былины.

1 этап. Погружение в проект.

Учитель формулирует мысль о проекте, когда учащиеся при изучении темы “Былина” заинтересовались, историей возникновения былин, композицией былин, их жанром, помогает искать информацию для проекта о жизни древних славян, о народной культуре, об истории возникновения былин, их исполнении.

Учащиеся вживаются в ситуацию в ходе урока– экскурсии в библиотеку с целью знакомства с источником информации, принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи проекта.

2 этап. Работа над проектом изучения былин.

Учитель предлагает учащимся разделиться на четыре группы (по интересам), выдаёт карточки с критериями, распределяет обязанности между группами на время сбора информации, предлагает выбрать форму презентации.

Учащиеся делятся на группы по желанию, распределяют роли между группами:

литературоведы определяют значение терминов “былина, старина, гусли”. находят синонимы; “запев, зачин, завязка, концовка, кульминация, композиция”, соотносят их с текстом;

историки определяют условия исполнения былин, отвечают на вопрос: что олицетворяют герои-богатыри и чёрные силы былин;

искусствоведы находят материал об истории создания картины В.М.Васнецова “Три богатыря”, соотносят героев былины с героями картины В.М.Васнецова; попробуют установить, действительно ли существовали эти люди, кем они были, почему их имена дошли до нас;

критики обобщают услышанный материал, находят в былине пословицу, определяют литературные особенности (сравнение, эпитеты, троичность, синонимический повтор).

3 этап. Создание проекта.

Каждая группа получает своё задание , планирует работу, осуществляет выбор необходимого материала, составляет план оформления работы. Во внеурочное время готовится к презентации. Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет свою работу.

Учитель консультирует по необходимости (какой материал лучше выбрать, в какой последовательности и как представить; какую информацию исключить или добавить); показывают образец проекта; помогает оформить библиотечку о былинных героях; ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует группу в целом, направляет деятельность).

4 этап. Анализ проекта.

Учитель принимает отчёт и презентацию, обобщает результаты работы каждой группы, подводит итоги.

Ученик демонстрирует умения планировать и осуществлять работу, задаёт вопросы о деятельности другой группы.

За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию.

Критерии оценивания: качество выполнения работы по теме; самостоятельность работы над проектом; умение отвечать на вопросы; убедительность презентации.