Цели:
- Повторить устный счет;
- Закрепить цифры, названия геометрических фигур;
- Закрепить умение сравнивать предметы по высоте и ширине, сравнивать развивать логическое мышление геометрические фигуры;
- Закрепить умение отгадывать загадки, ориентироваться в пространстве от себя, определять местоположение предмета относительно другого предмета;
- Развивать логическое мышление;
- Уточнить знание частей суток;
- Воспитывать чувство товарищества, вызвать желание оказывать помощь другим.
Материалы: игрушка – лягушка, цифры от одного до пяти, калмыцкий сундучок, картинки с изображением осенних листочков в вазах, рисунок кибитки, геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник), картинки – стол, подушка, дерево.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное занятие.
Вдруг дети услышали: ква-ква-ква.
Вопитатель: Ребята, кто это? Воспитатель
открывает калмыцкий сундучок.
Дети: Лягушка.
Лягушка: Здравствуйте, дети. Постройте мне,
пожалуйста, домик. Скоро зима, а мне жить негде.
Вопитатель: Из какой сказки эта лягушка?
Дети: Эта лягушка из калмыцкой народной
сказки “Лягушка и муравей”. Она осталась без
дома, потому что все лето пела и плясала.
Воспитатель: Поможем лягушке?
Дети соглашаются.
В-ль: Чтобы построить домик надо много знать. Поэтому мы сначала повторим устный счет, покажем цифры, геометрические фигуры, которые мы знаем, отгадаем математические загадки, определим направление и потренируемся в смекалке. Только после этого мы построим тебе, лягушка домик. Ты согласна?
Лягушка соглашается.
1. Устный счет.
Дети считают пальцы на руках, говорят их названия по русски и по калмыцки.
- Большой – эркэ;
- Указательный – хумха;
- Средний – дундк;
- Безымянный – нерн уга;
- Мизинец – чигчэ.
Пальчиковое упражнение “Моя семья” (мини орк-бул).
- Эн хурпн – аав;
- Эн хурпн – ээж;
- Эн хурпн – эцк;
- Эн хурпн – эк;
- Эн хурпн – би;
- Мини бул – ни!
2. Повторение цифр.
Дети говорят и показывают цифры от одного до пяти.
Воспитатель: Эти картинки принесла наша гостья (достает их из сундучка).
3. Работа по картинкам на доске.
Две вазы с осенними листочками, в одной – 4 листочка, в другой – 5 листочков.
Дети сравнивают вазы по высоте и ширине, листочки по количеству, выясняют где листочков больше и на сколько и показывают соответствующие цифры.
4. Математические загадки.
- Два брюшка, четыре ушка (подушка);
- Один ствол, много ветвей (дерево);
- 4 братца под одной крышей стоят (стол).
Воспитатель показывает рисунки-отгадки.
5. Д/и “Трик - трак”.
- В мороз и ветер ночью гуляем во дворе;
- Рыба по небу летает, а корова догоняет;
- Утром солнышко проснулось, мне в окошко улыбнулось;
- Звезды на небе зажглись, говорят мне: “Спать ложись”.
Это так или не так?
Воспитатель: а лягушка хочет с вами поиграть.
Игра “Где от тебя сидит лягушка?” (дети
определяют от себя, где сидит лягушка – впереди,
сзади, слева, справа);
Игра “Где сидит лягушка?” (дети определяют,
где сидит лягушка – на стуле, под стулом, слева от
стула, справа от стула, впереди, сзади).
Физминутка на калмыцком языке “Меклэс” (Лягушки)
Бидн нопан меклэс ква-ква-ква
Бидн бичкн меклэс ква-ква-ква
Нег-негэн пундадго, кезэ чигн ульдго – 2 раза.
6. Сравнение геметрических фигур по форме:
- У каких фигур есть углы?
- Чем отличается квадрат от прямоугольника?
- У каких фигур нет углов?
Воспитатель: вот теперь мы построим домик тебе, лягушка. Этот домик – кибитка. Тебе хочется иметь такой домик?
- Сколько нужно взять геометрических фигур, чтобы выложить такую кибитку?
- Назовите все нужные фигуры?
- Где находится прямоугольник? квадрат? треугольник?
Дети выкладывают из фигур силуэт кибитки, лягушка внимательно наблюдает за их работой и хвалит детей. В результате работы у детей получается вот такая красивая кибитка.
Лягушка благодарит детей, вручает им призы – красивые осенние листочки и обещает не лениться и помогать своим друзьям в разных трудовых делах. Воспитатель просит детей вспомнить, чем дети занимались сегодня на занятии, как они помогли лягушке, хвалит их за сообразительность, за дружную работу и помощь.