Эти слова Оскара Уайльда вполне могут стать настоящим девизом для воспитателя детского сада. Ведь в глазах наших малышей мы все немного волшебники, которые могут абсолютно всё. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в эмоциональном восприятии жизни. Ребенок познает окружающий мир, учится любить его. Мы, сотрудники МДОУ общеразвивающего вида № 56 г. Апатиты Мурманской области стараемся сделать глаза наших детей счастливыми, искрящимися смехом, весельем и радостью.
Понимая, что воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, мы стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как совместные праздники, которые положили начало новой традиции - “Сладкие вечера”.
“Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста” авторского коллектива Гризик Т.И., Соловьёвой Е.В., Руновой М.А., Якобсон С.Г., под руководством Дороновой Т.Н. предлагает проводить эти вечера еженедельно.
Основная тематика наших групповых традиционных “Сладких вечеров”:
- “Дни именинников”;
- “Встречи с интересными людьми”;
- “Приобщение к народным истокам”;
- “В гостях у матушки Природы”.
Цель таких мероприятий - поддерживать и развивать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, воспитывать у детей самостоятельные проявления внимания и доброжелательности, позволять ребенку почувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателями.
Самое главное, чтобы праздник понравился детям. Выбирая темы для мероприятий, советуемся с родителями группы, приглашаем в гости людей разных профессий и специальностей, приобретаем необходимый инвентарь, призы, подарки.
При проведении “Дня именинника” создаем атмосферу настоящего праздника. Десяток надувных шаров может обеспечить приподнятое настроение. Да и какой же детский праздник без воздушных шаров? Шары - удивительно радостная вещь для детей. Украшаем группу в день праздника во время дневного сна. Это всегда для наших воспитанников приятный сюрприз. Иногда развешиваем шарики накануне вечером. Тогда праздник именинников и его друзей начнется прямо с утра. Игры, шутки, разные сюрпризные моменты сплачивают детей группы. А совместное изготовление подарков именинникам, поздравительных плакатов, открыток, заучивание стихов, песен воспитывает такие чувства, как внимание друг к другу, соучастие, доброту, чуткость, доброжелательность, щедрость и умение дружить.
Уточнению и расширению знаний о богатстве и мудрости русской народной культуры, воспитанию добрых нежных чувств к русскому народному прикладному искусству и фольклору способствуют тематические вечера “Приобщаем к народным истокам”. Проводим эти вечера в музее “Русская изба”. Атмосфера русского быта создает определенный эмоциональный настрой, наполняет душу детей красотой и добротой, помогает раскрыть смысл старинных слов. Темы вечеров разнообразны: “Эти мудрые русские сказки”, “Пословица недаром молвится”, “Отгадайте-ка загадки”, “Краса ненаглядная”, “Золотые руки мастеров”, “Традиции россиян” (русские народные праздники). Результатом таких праздников является изготовление детьми русских народных игрушек, употребление в обыденной речи пословиц и поговорок, драматизация сказок, потешек, создание коллекций “Чудо-чудное, диво-дивное!” (русские народные игрушки), “Умелые руки не знают скуки” (вышивки руками мам и бабушек).
Очень эффективным средством в воспитании положительного отношения к труду взрослых людей является общение с человеком труда. Поэтому “Встречи с интересными людьми” стали хорошей традицией нашей группы. Во время этих встреч расширяются и обогащаются знания детей о профессиях, значимости общественного труда. Зачастую дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд горняка, сельскохозяйственный труд) или результат труда не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера, педагога). Именно непосредственное общение с людьми труда обладает возможностью сформировать у детей понимание, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии. Что человек выражает себя в трудовой деятельности, что результатом его труда пользуется все общество, и трудом мамы и папы можно и нужно гордиться, от трудовой деятельности родителей зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии зависит жизненный путь человека. В работе над данной проблемой, была поставлена задача - помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.
Самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда. Так мама Рената рассказала о профессии милиционера, о том, что милиционер не только борется с преступниками, но и следит за порядком на улицах города, чтобы всем хорошо жилось в городе Апатиты. Дети с интересом рассматривали форму, погоны, награды, задавали разные вопросы. Ренат так же помогал маме отвечать на вопросы сверстников.
С рассказом о своей профессии в гостях побывала мама Алины – она ветеринар. Ребята познакомились с условиями содержания дома домашних животных: кошек, собак. Мама рассказала, какими болезнями болеют животные, разные интересные случаи. Дети в ответ поделились рассказами о своих домашних питомцах.
“Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста” предлагает знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в данной местности. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание ознакомлению с трудом рабочих рудников, где добывают камень плодородия апатит и обогатительных фабрик. На фабриках этот минерал перерабатывают, изготовляя азотистое удобрение для полей, огородов. Многие родители наших воспитанников работают на этих предприятиях. Дети знали, кем работают их родители, а вот, что делают, знали немногие.
Встреча с папой Ильи, работающего на руднике бурильщиком, помогла сформировать у детей представление о нелегком труде горняков, о значимости результатов этого труда в сельском хозяйстве всей нашей страны.
Мама Кати, работающая в мельничном цехе обогатительной фабрики, раскрыла детям процесс переработки полезного ископаемого камня апатит в минеральное удобрение. Иллюстрации, фотоснимки, видеокассеты обогатили и конкретизировали представления детей о труде взрослых.
Рассказывая о своей работе, родители говорили о том, что труд их почетен, за хорошую, добросовестную работу многие отмечены специальными наградами.
В декабре 2008 года исполнилось 25 лет молокозаводу “Апатитская Буренка”. Ниже мы прилагаем конспект “Сладкого вечера” “Пейте, дети, молоко, будете здоровы!”, который был приурочен к этой дате (Приложение № 1).
Дети узнали, что на молокозаводе изготовляют продукты, нужные всем людям для здоровья и более охотно стали пить молоко, понимая его пользу. Узнав о конкурсе “Мисс Му” (лучшая корова года), проводимом городской газетой, изъявили желание принять в нем участие. Дети с увлечением изготовили атрибуты для игр “Молокозавод”, магазин “Молоко”, “Молочная ферма” и с удовольствием играли, проявляя много выдумки и творчества.
В результате проведенной работы дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому взглянули на своих родителей, осознали их в новой социальной роли человека – труженика. В своих высказываниях наши воспитанники стали оценивать отношения людей к своим трудовым обязанностям, замечать взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда.
“Сладкие вечера” всегда заканчиваются чаепитием со сладостями.
Когда для детей настанет время самостоятельной жизни, мы надеемся, что память о радостном детстве придаст им сил на жизненных дорогах.