Цели:
- Обобщение и закрепление знаний о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.
- Расширение и обогащение словаря учащихся,
- Развитие речи и орфографической зоркости, творческого мышления,
- Воспитание у учащихся любви к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
Снежинки – сущ., мн. ч., неодуш..
- Что можете сказать о слове?
- Какие орфограммы есть в слове?
- Что за предложение записано?
(Разбор по членам предложения и частям речи)
с з са зе сё зи со зу сы зэ сю зя
- Что можете сказать об этих буквах?
- В каком правиле встречаются эти буквы?
- Продолжите закономерность.
- Подчеркните особые слоги.
- Назовите 3 правила, которые требуют подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне?
III. Словарно-орфографическая работа.
- Разгадайте загадку (или ребус).
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
- Записать отгадку, выполнить звукобуквенный анализ.
и-ней
и - (и) – гласная, ударная.
н - (н,) – согласная, непарн. звук, мягкий.
е - (е) – гласная, безударная.
й - (й) – согласная, непарн. звук, мягкий.
4 буквы, 4 звука.
- Что такое иней?
Вот, что говорит нам словарь.
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
На доске:
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрач..ный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И реч..ка подо льдом блестит.
А. Пушкин.
IV. Физминутка.
Хороши снежинок стан,
И сугробы высоки
Мы раздумывать не стали
И скатали вмиг снежинки.
Бросай быстрей!
Давай правей!
Бери левей!
Точней! Смелей!
V. Творческая работа.
- Синоним к слову волшебная? (Чудесная)
- Антоним к слову тяжёлые? (Легкие)
- Антоним к слову сыпучий? (Липкий)
- Антоним к слову грустный? (Веселый)
- Стоит в мороз разут, раздет
Среди двора веселый дед.
(Снеговик) - Как сказать, одним словом?
Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. (Погода) - А здесь спрятано слово, с которого мы начали свой урок? (Снежинки)
- А здесь – слово, от которого образовалось слово “снежинки”. (Снег)
На доске:
- Что объединяет слова I столбика? (Это все им.
прил.)
- Какое слово II столбика “лишнее”? (Снег –
односложное слово, погода – т.к. остальные
однокоренные, снежинки - множест. число)
- Соедините слова парами так, чтобы получились словосочетания и запишите их в тетрадь.
- Составьте небольшой рассказ на тему “Зимний денек”. (Звучит музыка и дети пишут рассказ)
Проверка творческих работ учащихся.
VI. Вспомни пословицы.
Готовь лыжи летом.
Цыплят считают и зимой.
В здоровом теле здоровый дух.
(Исправь ошибки и объясни смысл)
VII. Домашнее задание.
Упражнение 249.
- Какие орфограммы в корне проверяются одним и тем же способом?
VIII. Ребусы.
Ветер
Метель
Буран
Зима
- Что объясняют эти слова?
- Как разделить на две группы?
м.р.
Ветер;
Буран.
ж.р.
Метель;
Зима.
- Что нового узнали на уроке?