Составление правил о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных. Русский язык. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщение и закрепление знаний о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.
  • Расширение и обогащение словаря учащихся,
  • Развитие речи и орфографической зоркости, творческого мышления,
  • Воспитание у учащихся любви к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?

Снежинки – сущ., мн. ч., неодуш..

- Что можете сказать о слове?
- Какие орфограммы есть в слове?
- Что за предложение записано?

(Разбор по членам предложения и частям речи)

с з са зе сё зи со зу сы зэ сю зя

- Что можете сказать об этих буквах?
- В каком правиле встречаются эти буквы?
- Продолжите закономерность.
- Подчеркните особые слоги.

  • Назовите 3 правила, которые требуют подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне?

III. Словарно-орфографическая работа.

  • Разгадайте загадку (или ребус).

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.

  • Записать отгадку, выполнить звукобуквенный анализ.

и-ней

и - (и) – гласная, ударная.
н - (н,) – согласная, непарн. звук, мягкий.
е - (е) – гласная, безударная.
й - (й) – согласная, непарн. звук, мягкий.

4 буквы, 4 звука.

- Что такое иней?

Вот, что говорит нам словарь.

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.

На доске:

Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрач..ный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И реч..ка подо льдом блестит.

А. Пушкин.

IV. Физминутка.

Хороши снежинок стан,
И сугробы высоки
Мы раздумывать не стали
И скатали вмиг снежинки.
Бросай быстрей!
Давай правей!
Бери левей!
Точней! Смелей!

V. Творческая работа.

- Синоним к слову волшебная? (Чудесная)
- Антоним к слову тяжёлые? (Легкие)
- Антоним к слову сыпучий? (Липкий)
- Антоним к слову грустный? (Веселый)

  • Стоит в мороз разут, раздет
    Среди двора веселый дед.
    (Снеговик)
  • Как сказать, одним словом?
    Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. (Погода)
  • А здесь спрятано слово, с которого мы начали свой урок? (Снежинки)
  • А здесь – слово, от которого образовалось слово “снежинки”. (Снег)

На доске:

- Что объединяет слова I столбика? (Это все им. прил.)
- Какое слово II столбика “лишнее”? (Снег – односложное слово, погода – т.к. остальные однокоренные, снежинки - множест. число)

  • Соедините слова парами так, чтобы получились словосочетания и запишите их в тетрадь.
  • Составьте небольшой рассказ на тему “Зимний денек”. (Звучит музыка и дети пишут рассказ)

Проверка творческих работ учащихся.

VI. Вспомни пословицы.

Готовь лыжи летом.
Цыплят считают и зимой.
В здоровом теле здоровый дух.

(Исправь ошибки и объясни смысл)

VII. Домашнее задание.

Упражнение 249.

- Какие орфограммы в корне проверяются одним и тем же способом?

VIII. Ребусы.

Ветер

Метель

Буран

Зима

- Что объясняют эти слова?
- Как разделить на две группы?

м.р.

Ветер;
Буран.

ж.р.

Метель;
Зима.

- Что нового узнали на уроке?