Цели:
- Формировать элементарные представления у детей о временах года на основе моделирования, содержащих отличительные признаки (солнце, небо, осадки, ветер, растения, животные, одежда и т.д.).
- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.
- Учить детей высказывать свое мнение при правильном построение предложения.
- Продолжать учить детей составлять рассказ – описание, основываясь на моделирования определенного времени года.
- Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи предметного моделирования.
- Воспитывать желание у детей работать с моделями.
Материал к занятию:
Времена года – 4 полоски (желтая - осень, зима – белая, весна – зеленная, лето – красная);
Небо – облако (белое), туча (синяя);
Солнце – красное (с длинными лучами - летнее), желтое (лучи покороче - осеннее), темно-желтое (лучи еще короче - зимнее), оранжевое (длинные лучи - весеннее), тепло (красный кружок), холодно (синий кружок);
Продолжительность светового дня (полоски черного и желтого цвета разной длины);
Ветер – дерево прямостоящее и под наклоном;
Осадки – дождь (капелька воды темно-синего цвета для холодного дождя, капелька воды светло-синего цвета для теплого дождя), снежинка, град;
Покров земли (черная полоска картона, сугробы, белая полоска);
Растения:
- дерево и набор листьев (зеленые, красные,
оранжевые, коричневые), почки;
- трава (зеленая, желтая, коричневая), корень;
Силуэты животные: заяц (белый и серый), медведь (спит в берлоге и ходячий), белка (рыжая и серая), волк (один и стая), птицы (перелетные и зимующие), насекомые;
Силуэт человека и набор одежды, обуви, санки, коньки, мяч и т.д. (на все времена года).
Словарная работа:
Работать над правильным построением предложения.
Предварительная работа:
Повторение основных признаков временных изменений.
Наблюдения:
- За продолжительностью дня, солнцестоянием;
- За следами на снегу: зверей, птиц, людей, и т. д.;
- Рассмотреть снежинки под лупой;
- Рассмотреть почки на деревьях.
Опыт. Защитные свойства снега.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку, например, “Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Ребенок. Это бывает зимой, потому что снег на полях, лед на реках, вьюга.
Воспитатель предлагает детям выбрать из четырех полосок (времена года) ту, которая относится к зиме и мотивировать свой ответ.
Ребенок. Я выбираю для зимы белую полоску, так как зимой много снега. Снег белого цвета.
Воспитатель. Почему наступила зима? Докажи свой ответ при помощи модели.
Ребенок. Зима наступила, потому что солнце поднимается низко над горизонтом, не греет и дает мало света (солнце с короткими лучами, кружок синего цвета и кружок темно/желтый).
Воспитатель. Как вы думаете, какой по продолжительности день зимой. Почему?
Ребенок. День зимой короткий, а ночь длинная, потому что солнце дает мало света (выбирает короткую желтую полоску и длинную – полоску черного цвета).
Воспитатель. Какое небо зимой? Почему?
Ребенок. Небо зимой пасмурное (хмурое, грустное, невеселое), висит низко над землей, так как солнце дает мало света (выбирает тучу).
Воспитатель. Какие выпадают зимой осадки? Докажи свой ответ.
Ребенок. Зимой идет снег, потому что солнце не греет. Капельки водяного пара в воздухе превращаются в снег (снежинки).
Воспитатель. Как вы думаете, почему в народе говорят “Где снег, там и след”?
Ребенок. Животные, человек на снегу оставляют следы.
Воспитатель. Как вы думаете, почему на снегу остаются следы? Докажи свой ответ при помощи модели (снежинка)
Ребенок. Снег состоит из большого числа снежинок. Снежинки имеет лучи, когда человек наступает на снег, то лучики снежинок ломаются, остаются следы и слышим скрип (берем снежинку сгибаем лучики).
Воспитатель. Что происходит с растениями зимой? Мотивируй свой ответ.
Ребенок. Растения зимой “спят” (находятся в стадии покоя), так как нет тепла и мало света, поэтому они не могут питаться. (Ребенок выбирает дерево без листьев)
Воспитатель. Как вы думаете где находятся листья? Почему они не замерзают?
Ребенок. Листья находится в почках. Листья не замерзают, потому что почки покрыты сверху чешуйками - одежда почки. (Ребенок находит почки и кладет на ветки дерева)
Воспитатель. Расскажите о покрове земли зимой, используя модели.
Ребенок. Зимой земля покрыта снегом (темную полоску - земля накрывают белой полоской - снег; вместо белой полоски можно использовать вату или бумажную салфетку).
Воспитатель. Как вы думаете, почему зимой не замерзают трава и корни растений?
Ребенок. Зимой корни растений и трава не замерзают, так как земля покрыта снегом. Снежное покрывало защищает от мороза растения, чем толще снежное “покрывало”, тем теплее (ребенок находит корни дерева, траву и прячет под “снег”).
Воспитатель. Как дикие животные проводят зиму?
Ребенок. Зимой заяц меняет серый цвет шерстки на белый, чтобы маскироваться от хищников. Медведь спит в берлоге, так как нет для него пищи и т.д. (выбирают соответствующие модели, медведя прячут под “снег”).
Воспитатель. Одень куклу на зимнюю прогулку. Объясни свои действия.
Ребенок. Люди, зимой надевают теплую одежду, головной убор и обувь, потому что холодно, так как солнце зимой не греет. (Ребенок выбирает одежду, обувь, головной убор - которая соответствует зимнему периоду).
Итог игры:
В конце занятия ребенок может составить рассказ - описание “Зима”, опираясь на модели.