Концептуальные основы образовательной системы "Школа–2100"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Наступила эпоха перемен в образовании. В школах стоят проблемы между старым хорошим и новым. Изменяется взгляд на реально существующую жизнь. Перед педагогами встаёт вопрос: “Что делать?”

В России нет центральной единой программы. Есть государственные вариативные программы.

Образовательная система “Школа 2100” названа программой будущего образования в России. Лучшие наработанные материалы, созданные за многие годы – это ОС “Школа 2100”.Основная идея данной системы – это сохранить старое лучшее, но по-новому, учитывая современную жизнь. Учить по-новому, используя лучшее старое новыми методами. Приложение 1

Научить ребёнка не выживать, а жить полноценной жизнью в окружающей среде и быть достойным человеком - главная цель ОС “ Школы 2100”. Сформировать личность, умеющую отвечать за себя, за своих близких – государство ставит такую задачу. Как этого добиться? Лучшие умы объединяются вместе для решения этой проблемы. ОС “Школа 2100” ставит также главную задачу сформировать грамотную личность. Функционально грамотная личность – это личность обладающая потенциалом к:

  • Самоподготовке( учить учиться людей);
  • Встречей с нестандартной ситуацией;
  • Жизнь – это поиск разумных компромиссов;
  • Умение адаптироваться (а не приспосабливаться) в социуме и достигать поставленной цели;
  • Реализация мыслительной деятельности через речь.

Общение с помощью языка, коммуникация - этому никогда не учили в школе – это задача ОС “ Школа 2100”.

Многие идеи ОС “ Школа 2100” взяты у Крупской, Луначарского, Блонского, Выготского, Гальперина, Амонашвили, Ямбурга, Тубельского.

Главные проблемы, которые решает ОС “Школа 2100”

Приложение 2

1. Преемственность дошкольного и начального образования.

Что значит подготовить ребёнка к школе? Это не умение читать, писать. Это развитие памяти, интеллектуальных операций, умение работать в коллективе, развитые моторика руки, воображение, речь, фонематический слух. Выпущены пособия для дошкольников с 3 до 7 лет.

2. Преемственность начальной и средней школы.

Учебники, программы, методические рекомендации для учителя выпущены до 11 класса.

3. Проблема комплектов учебников.

Всё в комплексе для работы учителя: учебники, методические рекомендации, учебные программы, наглядные пособия. Работать необходимо по комплекту, нельзя использовать разные системы, разные методики при обучении.

4. Проблема нас самих.

Работать по ОС “ Школа 2100” профессионально может каждый, а эмоционально - нет!

5. Развитие, формирование интеллектуальных способностей первично в “Школе 2100”. ЗУН – вторично.

6. Принцип минимакса во всех учебниках.

Дать максимум, а ребёнок выбирает минимум или максимум. По данному принципу построены все учебники, ничего к уроку дополнительно искать не надо.

7. Авторитарный режим работы не допустим.

Побуждать ребёнка к говорению, развивать речь. Коммуникативное общение, сотрудничество учителя и ученика.

8. Роль отметки.

Больше оценок, меньше отметок! В Ос “ Школа 2100” разработана и применяется технология оценивания.

Технология урока отличается от традиционного урока. Правила:

  1. В ОС “ Школа 2100” нет неправильных ответов детей.
  2. Из правильных выбирается один, которым будем пользоваться.
  3. Научить ребёнка отвечать на знакомом материале, а потом переходить на новый материал.
  4. Максимум оценок - минимум отметок.
  5. Конкурировать внутри класса знаниями, а не отметками.
  6. Ничего не навязывать, а попытаться, чтобы дети сами добывали знания. Создать на уроке ситуацию поиска.

Уроки могут быть разные, главное был бы результат. Переход к творчеству должен преобладать.

Должен работать коллектив единомышленников, работающих по ОС “ Школа 2100” и применяющих современные технологии, способствующие качественному обучению школьников.

Какие бы технологии мы не применяли, главное чтобы они соответствовали выбранной системе обучения.