Цели и задачи:
- Воспитание средствами народного искусства, творчески активной личности, способной творчески мыслить и проявлять инициативу.
- Приобщение детей к народному миропониманию, созданному многовековым опытом предшествующих поколений.
- Привитие любви и уважения к идейно-эстетическим произведениям народного творчества, к русскому народу, его культуре.
Воспитательные:
- Воспитание гармоничных отношений между людьми, между людьми и природой, бережное отношение к земле (культурно-экологический фактор).
- Формирование уважительного и заботливого отношения детей к культуре России и родному краю Владимирщине.
Образовательные:
- Ознакомление детей с русскими национальными традициями, культурными памятниками Родины, с народными календарными и семейными обрядами.
Развивающие:
- Развитие эмоциональной сферы, творческих способностей детей (фантазии, воображения, мышления), эстетического вкуса, самосознания.
Данная программа содержит множество исторических, географических, этнопедагогических, литературных, музыкальных, изобразительных сведений. Это создает условия для разностороннего развития ребенка – духовно-нравственного, физического и умственного. Осваивая программу, дети знакомятся с народным календарем, жанрами фольклора, народным бытом, игрушкой, жилищем, костюмом и т. д., что приводит к пониманию традиционной народной культуры, как единого целого.
Изучение материала начинается на школьных уроках и продолжается во внеурочное время. Возникли такие формы работы:
- Создание фольклорного театра «Слободские потешники».
- Создание школьного этнографического музея «Крестьянская изба».
- Индивидуальный исследовательский поиск в семье.
- Участие в фольклорно-этнографических экспедициях по краю.
- Краеведческие экскурсии с туристической фирмой «Арго».
- Цикл экскурсий в историко-архитектурном музее «Александровская слобода».
- Тематические занятия в «Крестьянской избе», с уч-ся школ № 3, 5, 6, 13.
- Цикл занятий с ДОУ № 10, 16.
- Создание программы «Милосердие» (детский дом).
Освоение народной художественной традиции – один из набирающих силу методов воспитания. Гармоничные отношения между людьми и природой, бережное отношение к своей истории, воспитание активной творческой личности, способной к саморазвитию, самопознанию. Воспитательные традиции Древней Руси насчитывает более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм, т. е. любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Приоритетность регионального культурного наследия – означает воспитание патриотизма на местном материале, с целью формирования уважения к родному краю, приобщения ребенка к образцам национального локального фольклора, историческим памятникам, местным народным художественным промыслам.
СОДЕРЖАНИЕ
1-й год. «ЧУДО-ДРЕВО».
Сентябрь:
- познавательная игра «Какого ты роду – племени?»
- беседа «Моя родословная»
Тема «Моя родословная» шаг за шагом приближает детей к их предкам, к своим корням, они с великим уважением рассказывают о дедах и прадедах. Создается атмосфера тепла и взаимопонимания с родителями, дети чувствуют причастность к своему роду, его традициям.
Содержательные цели:
- Развитие у ребенка интереса к истории своего рода.
- Осознание своей ответственности перед потомками за память и престиж рода.
Методологические цели:
- Присоединение уч-ся к семье.
- Развитие восприятия, мышления, чувствования.
- Формирование ресурсного места в классе, положительная мотивация к взаимодействию.
Октябрь:
- Цикл экскурсий «Здравствуй, музей».
- Народное обрядовое действо «Дожинки».
Русские народные праздники: традиции, обычаи, обряды – являются комплексным источником воспитания.
Ноябрь:
- Конкурс «Россия в лирике русских поэтов».
- Этнографическое занятие «Золотое зернышко».
Использование этнографического материала, позволяющего раскрыть изначальную роль каждого предмета быта, в системе традиционного мировоззрения. Особое внимание уделяю функциональности предмета, разумности и практичности его назначения.
Декабрь:
- Экскурсия «Музей народной игрушки».
- Фестиваль «Русская народная игрушка».
Русская народная игрушка выступает в качестве знаковой системы, развивающей этническое самосознание ребенка, формирование национальной гордости. Особый вид народного искусства, предназначенного для слухового и зрительного восприятия, украшения быта и т. д.
Характеристики – соответствие возрасту, интересная, ассоциативная (простор фантазии, творчества), полифункциональная, трансформируемая.
Богородская, Городецкая, дымковская, загорская, федосеевская, филимоновская.
Изготовление игрушек, которыми играли крестьянские дети, (а иногда и мастерили сами), вызывает интерес и у наших городских детей. Конструирование коней, каталок, кукол, колыбелек, шеркунков – все эти виды занятий дают детям возможность проявить свое творчество.
Январь:
- Традиционный праздник «Святки».
- Беседа «Отчего у нас зачался белый вольный свет…»
Февраль:
- Народная игра «Не робей, воробей!»
- Турнир «Загадка, загадка, открой свою тайну».
Делаем с детьми вывод, что фольклор помогает людям становиться добрее, умнее, любить труд и окружающий мир. В нем запечатлелась история, культура нашего народа. Он делает жизнь веселее, краше, облегчает тяжелый труд.
Март:
- Традиционный праздник «Масленица».
- Конкурс «Жанры детского фольклора».
Апрель:
- Фестиваль «Ярмарка Мастера и рукодельницы».
Май:
- Народное обрядовое действо «Весна–красна на весь свет пришла!»
- Экскурсия «Город древний, город славный!»
Цель: формирование социальной зрелости, самоопределение уч-ся в культуре и выработка на этой основе активной жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
2-й год. «Народный календарь. Годовой круг человека».
Сентябрь:
- Познавательная игра «Мать-природа».
- Беседа «Солнце на небе, а число в календаре».
Задачи:
- Формирование целостного представления об окружающем мире.
- Знакомство с устным народным творчеством местного населения.
- Воспитание любви к родной земле, через знакомство с историей народа, его традициями.
- Привитие навыков охраны природы через заповеди и запреты.
Октябрь:
- Инсценизация «Библейские истории».
- Народное обрядовое действо «А у нас сегодня капустник».
Дети с удовольствием участвуют в проведении народных праздников, им интересно знать, чем занимались люди в стародавние времена, что ели, во что одевались, как проводили свободное время.
Ноябрь:
- Экскурсия «Земля Александровская».
- Этнографическое занятие «Как из семечка рубашка выросла».
Задачи этнографического направления:
- Возрождение народных игр Владимирской Губернии.
- Изучение истории края.
- Изучение жилья, костюма, основных занятий жителей.
Без знания фольклора, истории родного края невозможно воспитать любовь к своей Родине и уважение к культуре других народов.
Декабрь:
- Викторина «Наум-грамотник».
- Проблемная беседа «Первая книга».
- Присоединение уч-ся и их семей, через совместную деятельность, к единым общечеловеческим ценностям.
- Развитие целостного восприятия (смотреть, видеть, слушать, слышать, чувствовать партнеров по общению).
- Развитие мотивации уч-ся к самосовершенствованию и самоутверждению.
- Дети испытывают радость от совместного успеха, получают начальные навыки общения, первые значимые результаты.
Январь:
- Традиционный праздник «Святочные игрища».
- Инсценизация «Когда вся семья вместе, так и душа на месте».
В процессе работы расширяется словарный запас ребенка, речь становится красочней и содержательней, развивается наблюдательность, сообразительность. Традиционные народные праздники стали любимыми для детей, родителей, педагогов. Такая совместная деятельность благотворно влияет на создание в школе, особого микроклимата, схожего с семьей.
Февраль:
- Традиционный народный праздник «Масленичные игрища».
- Викторина «Начинается сказка, начинается побаска…»
Март:
- Народное обрядовое действо «Жаворонки прилетели».
- Конкурс «Русь весенняя».
- Создания условий для творчества.
- Поощрение оригинальных идей.
- Чувство защищенности.
- Использование личного примера.
Апрель:
- Фестиваль «Ярмарка. Мастера и рукодельницы».
Май:
- Народное обрядовое действо «Зеленые святки».
- Экскурсия «Александров – город купеческий».
- Процесс усвоения культурных традиций.
- Развитие наблюдательности, внимания, памяти.
3-й год. «Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает»
Сентябрь:
- Познавательная игра «Ремесло, есть не просит, а само кормит».
- Беседа «На что и клад, коли в семье лад».
Метод познавательных игр: создание специальных ситуаций, из которых детям предлагается найти выход, с помощью музейных предметов. Здесь главным моментом для ребенка выступает игра, но именно в игре он овладевает новыми знаниями и навыками.
Октябрь:
- Конкурс «Образ русской красы».
- Экскурсия «Улицы города».
Задачи:
- Присоединение уч-ся и родителей к школе.
- Организация взаимодействия учителя, учащихся, родителей.
- Формирование готовности к общению, ресурса успеха.
- Формирование способности получать значимые социокультурные результаты.
Ноябрь:
- Викторина «Хозяйка красна, и изба весела».
- Конкурс «Прялка, пряник и птица Сирин».
Анализируем различные орнаменты на одежде и предметах быта: в чем особенности, какие геометрические фигуры, почему их использовали, что они означают, какие основные элементы, цветовая гамма и т. д
Декабрь:
- Инсценизация «Русский человек, без родни не живет».
- Викторина «Копни поглубже, найдешь погуще».
Такой метод инсценизации помогает детям в создании образа какого-либо героя, исполнения той или иной роли, правил поведения, погружение в прошлое. Здесь уч-ся представляют в своем воображении мир, глазами человека иного времени, не ограничиваясь лишь музейными предметами.
Январь:
- Народное обрядовое действо «Рождественский сочельник».
- Проблемная беседа «Жизнь дана на добрые дела».
Создается:
- Атмосфера творческого общения.
- Заинтересованность в результатах своего труда.
- Сотворчество ученика и педагога.
- Творческая активность, жизнерадостность, целеустремленность.
- Фольклорный театр способствует социализации ребенка.
Февраль:
- Фестиваль «В хороводе были мы».
- Народное действо «Домострой».
Наиболее важные, узловые моменты в жизни человека (рождение, свадьба, похороны), всегда сопровождались обрядами. В них в условно-символической форме воспроизводится то, что человек считает для себя важным, для того, чтобы заполнить и передать последующим поколениям.
Записи такого рода послужили основой для обрядового действия «Домострой», который с успехом демонстрируется в стенах «Крестьянской избы», для уч-ся всех школ города на протяжении нескольких лет.
Март:
- Традиционный праздник «Пришла Маслена неделя».
- Познавательная беседа «Светлое Воскресение».
Апрель:
- Фестиваль «Ярмарка. Мастера и рукодельницы».
Май:
- Экскурсия «Знаменитые семейства Александрова».
- Экскурсия «Барские усадьбы».
Задачи:
- Сформировать знания об условиях становления культуры родной земли.
- Создать условия, способствующие осознанию учащимися своей сопричастности к делам предков.
- Развитие ответственности за будущее своей земли.
4-й год. «История страны и храм души человеческой».
Сентябрь:
- Познавательная игра «Человек без Родины, что дерево без корня».
- Проблемная беседа «Широко ты Русь…».
Социальный заказ, сформулированный в «Концепции модернизации Российского образования», гласит: «Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и патриотизма, духовности и культуры».
Октябрь:
- Народное обрядовое действо «Осенины».
Основная направленность – региональная корректировка, наполняемость этнографическим материалом, собранным в экспедиции, краеведческим, в процессе экскурсий.
Ноябрь:
- Экскурсия «Святые Александровского края».
- Конкурс «Строим дом».
За несколько поколений до нас крестьянское хозяйство (предметы быта, орудия труда, жилище, одежду) человек изготавливал сам . Чтобы быстрее, легче, качественнее, изготовить каждую вещь, народной памятью были продуманы и собраны простые, но мудрые приемы работы. Дети сызмальства наблюдали весь процесс производства, и сами принимали в нем посильное участие. Этот принцип является определяющим на данном этапе.
Декабрь:
- Познавательная игра «Исторические жанры фольклора».
- Конкурс «Сказка – миф или реальность?»
Используем метод проблемного изложения, способствующий развитию творческого мышления и познавательной активной деятельности ребенка. Он из теоретических знаний извлекает рациональную пользу, для преобразования действительности. Пробуждает у ребенка веру в себя, что он в состоянии решать трудные проблемы, начинается научный поиск.
Январь:
- Традиционный праздник «Святочные посиделки».
- Фестиваль «Льется песня, поет душа».
Освоение ритмической последовательности народного календаря, как способа взаимоотношений человека и природы.
Освоение символического языка народной культуры, знакомство с образцами словесного и музыкального искусства, возникшими в результате осмысления мира нашими предками.
Февраль:
- Познавательная беседа «Что значит сей герб?»
- Акция «Милосердие».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и воспитанников, по созданию условий для развития социокультурного опыта.
Родители и педагоги две важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, и только при теснейшем сотрудничестве, можно решить множество современных проблем.
Март:
- Традиционный праздник «Широкая Масленица».
- Экскурсия «Москва златоглавая».
Апрель:
- Фестиваль «Ярмарка. Мастера и рукодельницы».
Май:
- Народные игры «Здравствуй, лето красное!»
- Экскурсия «Герои земли Александровской».
ЗАДАЧИ:
- Формирование представлений о народном творчестве.
- Формирование активно – деятельного отношения к жизни.
- Формирование чувства причастности к историческим лицам, традициям своей земли.
Результаты:
Поскольку работа, которая легла в основу программы, не первый год стоит во главе воспитательной работы гимназии №2, достигнуты положительные результаты.
Традиционным стало:
- проведение народных обрядовых праздников: «Осенины», «Святки», «Масленица», «Весна»;
- проведение народных действ: «Домострой», «А у нас капустки», «Дожинки», «Бабушкин сундука»;
- проведение ярмарки знаний и умений «Россия, Русь! Храни меня, храни!»;
- активное участие в экскурсионной и конкурсной работе историко-архитектурного музея «Александровская Слобода»;
- цикл экскурсий по городу и краю.
Список рекомендуемой литературы:
- А.Ф. Некрылова "Круглый год", Москва, 1991.
- А.Ф. Некрылова "Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Москва, 1993.
- И.А. Морозов "Народные игры", Москва, 1994.
- И.А. Морозов "Забавы от печки, Москва, 1994.
- И.А. Морозов "Не робей, воробей", Москва, 1995.
- А.А. Московкина "Режиссура фольклорно-этнографического театра", Владимир, 1998.
- В.В. Дмитриев "Семейные обряды Владимирской области", Владимир, 1995.
- В.В. Дмитриев "Календарные обряды Владимирской области", Владимир, 1995.
- В.Н. Коськина "Русская свадьба", Владимир, 1997.
- В.Г. Смолицкий "Русь избяная", Москва, 1995.
- Сборники этнографических материалов по Владимирской области, Владимир, 1998-2007.
- Г.С. Виноградов "Детский фольклор", Москва, 1992.
- Г.С. Виноградов "Народная педагогика", Москва, 1993.
- М.Ю. Новицкая "Родная земля", «Дрофа» 1997.
- Д.И. Латышина "Живая Русь", «ВЛАДОС», 1997.
- Г.Н. Волков "Этнопедагогика», Москва, 1999.
- М.Ю. Забылин "Русский народ", Москва, 1880.
- А.Н. Афанасьев "Древо жизни", Москва, 1983.
- А.Н. Афанасьев "Народные сказки", Москва, 1993.
- А.К. Коринфский "Народная Русь", Смоленск, 1995.
- В.А. Гусев "Младенчество и детство", Серия «Мудрость народная», Москва, 1994.
- Г.Н. Данилина «Школьнику об истории России», Москва, 2005.
- Г.И. Науменко "Этнография детства", Москва, 1990.
- Л.Ю. и В.Н. Лупоядовы «В гостях у истории», «Русич», 2000.
- Е.Л. Харчевникова, Т. В. Озерова «Наш край», Владимир, 2005.
- М.Ю. Новицкая «От осени до осени», Москва, 1994.
- М. Семенова «Мы – славяне», Санкт-Петербург, 1997.
- «Работа со школьниками в краеведческом музее», «ВЛАДОС», 2001.
- Д.И. Копылов «История Владимирского края», Владимир, 1998.
- «Конспекты уроков по народной культуре», «ВЛАДОС», 2003.
- В.В. Боравская «Земля Александровская», Александров, 2008.
- Л. Александрова «Сказки», Москва, 2001.
- К.Л. Лисова «Народоведение», «ВЛАДОС», 2005.
- В.П. Машковцев «Днесь светло красуется», «Посад», 1993.
- Ф.Н. Невская, В.А. Синицын «Путешествие в родную историю», Владимир, 1997.
- Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина «Народная педагогика», Москва, 2000.
- И. Полуянов «Деревенские святцы», Москва, 1998.
- В. Белов «Лад», Москва, 2000.
- Г.А. Борисова «Народное поэтическое слово», Владимир, 2003.
- В. Даль «Пословицы русского народа» Москва, 1993.
- М. Снегирев «Русские простонародные праздники», Москва, 1990.
- М.М. Громыко «Мир русской деревни», Москва, 1991.