Программа "Мир народной культуры"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Воспитание средствами народного искусства, творчески активной личности, способной творчески мыслить и проявлять инициативу.
  2. Приобщение детей к народному миропониманию, созданному многовековым опытом предшествующих поколений.
  3. Привитие любви и уважения к идейно-эстетическим произведениям народного творчества, к русскому народу, его культуре.

Воспитательные:

  • Воспитание гармоничных отношений между людьми, между людьми и природой, бережное отношение к земле (культурно-экологический фактор).
  • Формирование уважительного и заботливого отношения детей к культуре России и родному краю Владимирщине.

Образовательные:

  • Ознакомление детей с русскими национальными традициями, культурными памятниками Родины, с народными календарными и семейными обрядами.

Развивающие:

  • Развитие эмоциональной сферы, творческих способностей детей (фантазии, воображения, мышления), эстетического вкуса, самосознания.

Данная программа содержит множество исторических, географических, этнопедагогических, литературных, музыкальных, изобразительных сведений. Это создает условия для разностороннего развития ребенка – духовно-нравственного, физического и умственного. Осваивая программу, дети знакомятся с народным календарем, жанрами фольклора, народным бытом, игрушкой, жилищем, костюмом и т. д., что приводит к пониманию традиционной народной культуры, как единого целого.

Изучение материала начинается на школьных уроках и продолжается во внеурочное время. Возникли такие формы работы:

  1. Создание фольклорного театра «Слободские потешники».
  2. Создание школьного этнографического музея «Крестьянская изба».
  3. Индивидуальный исследовательский поиск в семье.
  4. Участие в фольклорно-этнографических экспедициях по краю.
  5. Краеведческие экскурсии с туристической фирмой «Арго».
  6. Цикл экскурсий в историко-архитектурном музее «Александровская слобода».
  7. Тематические занятия в «Крестьянской избе», с уч-ся школ № 3, 5, 6, 13.
  8. Цикл занятий с ДОУ № 10, 16.
  9. Создание программы «Милосердие» (детский дом).

Освоение народной художественной традиции – один из набирающих силу методов воспитания. Гармоничные отношения между людьми и природой, бережное отношение к своей истории, воспитание активной творческой личности, способной к саморазвитию, самопознанию. Воспитательные традиции Древней Руси насчитывает более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм, т. е. любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Приоритетность регионального культурного наследия – означает воспитание патриотизма на местном материале, с целью формирования уважения к родному краю, приобщения ребенка к образцам национального локального фольклора, историческим памятникам, местным народным художественным промыслам.

СОДЕРЖАНИЕ

1-й год. «ЧУДО-ДРЕВО».

Сентябрь:

  • познавательная игра «Какого ты роду – племени?»
  • беседа «Моя родословная»

Тема «Моя родословная» шаг за шагом приближает детей к их предкам, к своим корням, они с великим уважением рассказывают о дедах и прадедах. Создается атмосфера тепла и взаимопонимания с родителями, дети чувствуют причастность к своему роду, его традициям.

Содержательные цели:

  • Развитие у ребенка интереса к истории своего рода.
  • Осознание своей ответственности перед потомками за память и престиж рода.

Методологические цели:

  • Присоединение уч-ся к семье.
  • Развитие восприятия, мышления, чувствования.
  • Формирование ресурсного места в классе, положительная мотивация к взаимодействию.

Октябрь:

  • Цикл экскурсий «Здравствуй, музей».
  • Народное обрядовое действо «Дожинки».

Русские народные праздники: традиции, обычаи, обряды – являются комплексным источником воспитания.

Ноябрь:

  • Конкурс «Россия в лирике русских поэтов».
  • Этнографическое занятие «Золотое зернышко».

Использование этнографического материала, позволяющего раскрыть изначальную роль каждого предмета быта, в системе традиционного мировоззрения. Особое внимание уделяю функциональности предмета, разумности и практичности его назначения.

Декабрь:

  • Экскурсия «Музей народной игрушки».
  • Фестиваль «Русская народная игрушка».

Русская народная игрушка выступает в качестве знаковой системы, развивающей этническое самосознание ребенка, формирование национальной гордости. Особый вид народного искусства, предназначенного для слухового и зрительного восприятия, украшения быта и т. д.

Характеристики – соответствие возрасту, интересная, ассоциативная (простор фантазии, творчества), полифункциональная, трансформируемая.

Богородская, Городецкая, дымковская, загорская, федосеевская, филимоновская.

Изготовление игрушек, которыми играли крестьянские дети, (а иногда и мастерили сами), вызывает интерес и у наших городских детей. Конструирование коней, каталок, кукол, колыбелек, шеркунков – все эти виды занятий дают детям возможность проявить свое творчество.

Январь:

  • Традиционный праздник «Святки».
  • Беседа «Отчего у нас зачался белый вольный свет…»

Февраль:

  • Народная игра «Не робей, воробей!»
  • Турнир «Загадка, загадка, открой свою тайну».

Делаем с детьми вывод, что фольклор помогает людям становиться добрее, умнее, любить труд и окружающий мир. В нем запечатлелась история, культура нашего народа. Он делает жизнь веселее, краше, облегчает тяжелый труд.

Март:

  • Традиционный праздник «Масленица».
  • Конкурс «Жанры детского фольклора».

Апрель:

  • Фестиваль «Ярмарка Мастера и рукодельницы».

Май:

  • Народное обрядовое действо «Весна–красна на весь свет пришла!»
  • Экскурсия «Город древний, город славный!»

Цель: формирование социальной зрелости, самоопределение уч-ся в культуре и выработка на этой основе активной жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

2-й год. «Народный календарь. Годовой круг человека».

Сентябрь:

  • Познавательная игра «Мать-природа».
  • Беседа «Солнце на небе, а число в календаре».

Задачи:

  1. Формирование целостного представления об окружающем мире.
  2. Знакомство с устным народным творчеством местного населения.
  3. Воспитание любви к родной земле, через знакомство с историей народа, его традициями.
  4. Привитие навыков охраны природы через заповеди и запреты.

Октябрь:

  • Инсценизация «Библейские истории».
  • Народное обрядовое действо «А у нас сегодня капустник».

Дети с удовольствием участвуют в проведении народных праздников, им интересно знать, чем занимались люди в стародавние времена, что ели, во что одевались, как проводили свободное время.

Ноябрь:

  • Экскурсия «Земля Александровская».
  • Этнографическое занятие «Как из семечка рубашка выросла».

Задачи этнографического направления:

  • Возрождение народных игр Владимирской Губернии.
  • Изучение истории края.
  • Изучение жилья, костюма, основных занятий жителей.

Без знания фольклора, истории родного края невозможно воспитать любовь к своей Родине и уважение к культуре других народов.

Декабрь:

  • Викторина «Наум-грамотник».
  • Проблемная беседа «Первая книга».
  1. Присоединение уч-ся и их семей, через совместную деятельность, к единым общечеловеческим ценностям.
  2. Развитие целостного восприятия (смотреть, видеть, слушать, слышать, чувствовать партнеров по общению).
  3. Развитие мотивации уч-ся к самосовершенствованию и самоутверждению.
  4. Дети испытывают радость от совместного успеха, получают начальные навыки общения, первые значимые результаты.

Январь:

  • Традиционный праздник «Святочные игрища».
  • Инсценизация «Когда вся семья вместе, так и душа на месте».

В процессе работы расширяется словарный запас ребенка, речь становится красочней и содержательней, развивается наблюдательность, сообразительность. Традиционные народные праздники стали любимыми для детей, родителей, педагогов. Такая совместная деятельность благотворно влияет на создание в школе, особого микроклимата, схожего с семьей.

Февраль:

  • Традиционный народный праздник «Масленичные игрища».
  • Викторина «Начинается сказка, начинается побаска…»

Март:

  • Народное обрядовое действо «Жаворонки прилетели».
  • Конкурс «Русь весенняя».
  1. Создания условий для творчества.
  2. Поощрение оригинальных идей.
  3. Чувство защищенности.
  4. Использование личного примера.

Апрель:

  • Фестиваль «Ярмарка. Мастера и рукодельницы».

Май:

  • Народное обрядовое действо «Зеленые святки».
  • Экскурсия «Александров – город купеческий».
  1. Процесс усвоения культурных традиций.
  2. Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

3-й год. «Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает»

Сентябрь:

  • Познавательная игра «Ремесло, есть не просит, а само кормит».
  • Беседа «На что и клад, коли в семье лад».

Метод познавательных игр: создание специальных ситуаций, из которых детям предлагается найти выход, с помощью музейных предметов. Здесь главным моментом для ребенка выступает игра, но именно в игре он овладевает новыми знаниями и навыками.

Октябрь:

  • Конкурс «Образ русской красы».
  • Экскурсия «Улицы города».

Задачи:

  1. Присоединение уч-ся и родителей к школе.
  2. Организация взаимодействия учителя, учащихся, родителей.
  3. Формирование готовности к общению, ресурса успеха.
  4. Формирование способности получать значимые социокультурные результаты.

Ноябрь:

  • Викторина «Хозяйка красна, и изба весела».
  • Конкурс «Прялка, пряник и птица Сирин».

Анализируем различные орнаменты на одежде и предметах быта: в чем особенности, какие геометрические фигуры, почему их использовали, что они означают, какие основные элементы, цветовая гамма и т. д

Декабрь:

  • Инсценизация «Русский человек, без родни не живет».
  • Викторина «Копни поглубже, найдешь погуще».

Такой метод инсценизации помогает детям в создании образа какого-либо героя, исполнения той или иной роли, правил поведения, погружение в прошлое. Здесь уч-ся представляют в своем воображении мир, глазами человека иного времени, не ограничиваясь лишь музейными предметами.

Январь:

  • Народное обрядовое действо «Рождественский сочельник».
  • Проблемная беседа «Жизнь дана на добрые дела».

Создается:

  1. Атмосфера творческого общения.
  2. Заинтересованность в результатах своего труда.
  3. Сотворчество ученика и педагога.
  4. Творческая активность, жизнерадостность, целеустремленность.
  5. Фольклорный театр способствует социализации ребенка.

Февраль:

  • Фестиваль «В хороводе были мы».
  • Народное действо «Домострой».

Наиболее важные, узловые моменты в жизни человека (рождение, свадьба, похороны), всегда сопровождались обрядами. В них в условно-символической форме воспроизводится то, что человек считает для себя важным, для того, чтобы заполнить и передать последующим поколениям.

Записи такого рода послужили основой для обрядового действия «Домострой», который с успехом демонстрируется в стенах «Крестьянской избы», для уч-ся всех школ города на протяжении нескольких лет.

Март:

  • Традиционный праздник «Пришла Маслена неделя».
  • Познавательная беседа «Светлое Воскресение».

Апрель:

  • Фестиваль «Ярмарка. Мастера и рукодельницы».

Май:

  • Экскурсия «Знаменитые семейства Александрова».
  • Экскурсия «Барские усадьбы».

Задачи:

  1. Сформировать знания об условиях становления культуры родной земли.
  2. Создать условия, способствующие осознанию учащимися своей сопричастности к делам предков.
  3. Развитие ответственности за будущее своей земли.

4-й год. «История страны и храм души человеческой».

Сентябрь:

  • Познавательная игра «Человек без Родины, что дерево без корня».
  • Проблемная беседа «Широко ты Русь…».

Социальный заказ, сформулированный в «Концепции модернизации Российского образования», гласит: «Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и патриотизма, духовности и культуры».

Октябрь:

  • Народное обрядовое действо «Осенины».

Основная направленность – региональная корректировка, наполняемость этнографическим материалом, собранным в экспедиции, краеведческим, в процессе экскурсий.

Ноябрь:

  • Экскурсия «Святые Александровского края».
  • Конкурс «Строим дом».

За несколько поколений до нас крестьянское хозяйство (предметы быта, орудия труда, жилище, одежду) человек изготавливал сам . Чтобы быстрее, легче, качественнее, изготовить каждую вещь, народной памятью были продуманы и собраны простые, но мудрые приемы работы. Дети сызмальства наблюдали весь процесс производства, и сами принимали в нем посильное участие. Этот принцип является определяющим на данном этапе.

Декабрь:

  • Познавательная игра «Исторические жанры фольклора».
  • Конкурс «Сказка – миф или реальность?»

Используем метод проблемного изложения, способствующий развитию творческого мышления и познавательной активной деятельности ребенка. Он из теоретических знаний извлекает рациональную пользу, для преобразования действительности. Пробуждает у ребенка веру в себя, что он в состоянии решать трудные проблемы, начинается научный поиск.

Январь:

  • Традиционный праздник «Святочные посиделки».
  • Фестиваль «Льется песня, поет душа».

Освоение ритмической последовательности народного календаря, как способа взаимоотношений человека и природы.

Освоение символического языка народной культуры, знакомство с образцами словесного и музыкального искусства, возникшими в результате осмысления мира нашими предками.

Февраль:

  • Познавательная беседа «Что значит сей герб?»
  • Акция «Милосердие».

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и воспитанников, по созданию условий для развития социокультурного опыта.

Родители и педагоги две важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, и только при теснейшем сотрудничестве, можно решить множество современных проблем.

Март:

  • Традиционный праздник «Широкая Масленица».
  • Экскурсия «Москва златоглавая».

Апрель:

  • Фестиваль «Ярмарка. Мастера и рукодельницы».

Май:

  • Народные игры «Здравствуй, лето красное!»
  • Экскурсия «Герои земли Александровской».

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование представлений о народном творчестве.
  2. Формирование активно – деятельного отношения к жизни.
  3. Формирование чувства причастности к историческим лицам, традициям своей земли.

Результаты:

Поскольку работа, которая легла в основу программы, не первый год стоит во главе воспитательной работы гимназии №2, достигнуты положительные результаты.

Традиционным стало:

  • проведение народных обрядовых праздников: «Осенины», «Святки», «Масленица», «Весна»;
  • проведение народных действ: «Домострой», «А у нас капустки», «Дожинки», «Бабушкин сундука»;
  • проведение ярмарки знаний и умений «Россия, Русь! Храни меня, храни!»;
  • активное участие в экскурсионной и конкурсной работе историко-архитектурного музея «Александровская Слобода»;
  • цикл экскурсий по городу и краю.

Список рекомендуемой литературы:

  1. А.Ф. Некрылова "Круглый год", Москва, 1991.
  2. А.Ф. Некрылова "Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Москва, 1993.
  3. И.А. Морозов "Народные игры", Москва, 1994.
  4. И.А. Морозов "Забавы от печки, Москва, 1994.
  5. И.А. Морозов "Не робей, воробей", Москва, 1995.
  6. А.А. Московкина "Режиссура фольклорно-этнографического театра", Владимир, 1998.
  7. В.В. Дмитриев "Семейные обряды Владимирской области", Владимир, 1995.
  8. В.В. Дмитриев "Календарные обряды Владимирской области", Владимир, 1995.
  9. В.Н. Коськина "Русская свадьба", Владимир, 1997.
  10. В.Г. Смолицкий "Русь избяная", Москва, 1995.
  11. Сборники этнографических материалов по Владимирской области, Владимир, 1998-2007.
  12. Г.С. Виноградов "Детский фольклор", Москва, 1992.
  13. Г.С. Виноградов "Народная педагогика", Москва, 1993.
  14. М.Ю. Новицкая "Родная земля", «Дрофа» 1997.
  15. Д.И. Латышина "Живая Русь", «ВЛАДОС», 1997.
  16. Г.Н. Волков "Этнопедагогика», Москва, 1999.
  17. М.Ю. Забылин "Русский народ", Москва, 1880.
  18. А.Н. Афанасьев "Древо жизни", Москва, 1983.
  19. А.Н. Афанасьев "Народные сказки", Москва, 1993.
  20. А.К. Коринфский "Народная Русь", Смоленск, 1995.
  21. В.А. Гусев "Младенчество и детство", Серия «Мудрость народная», Москва, 1994.
  22. Г.Н. Данилина «Школьнику об истории России», Москва, 2005.
  23. Г.И. Науменко "Этнография детства", Москва, 1990.
  24. Л.Ю. и В.Н. Лупоядовы «В гостях у истории», «Русич», 2000.
  25. Е.Л. Харчевникова, Т. В. Озерова «Наш край», Владимир, 2005.
  26. М.Ю. Новицкая «От осени до осени», Москва, 1994.
  27. М. Семенова «Мы – славяне», Санкт-Петербург, 1997.
  28. «Работа со школьниками в краеведческом музее», «ВЛАДОС», 2001.
  29. Д.И. Копылов «История Владимирского края», Владимир, 1998.
  30. «Конспекты уроков по народной культуре», «ВЛАДОС», 2003.
  31. В.В. Боравская «Земля Александровская», Александров, 2008.
  32. Л. Александрова «Сказки», Москва, 2001.
  33. К.Л. Лисова «Народоведение», «ВЛАДОС», 2005.
  34. В.П. Машковцев «Днесь светло красуется», «Посад», 1993.
  35. Ф.Н. Невская, В.А. Синицын «Путешествие в родную историю», Владимир, 1997.
  36. Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина «Народная педагогика», Москва, 2000.
  37. И. Полуянов «Деревенские святцы», Москва, 1998.
  38. В. Белов «Лад», Москва, 2000.
  39. Г.А. Борисова «Народное поэтическое слово», Владимир, 2003.
  40. В. Даль «Пословицы русского народа» Москва, 1993.
  41. М. Снегирев «Русские простонародные праздники», Москва, 1990.
  42. М.М. Громыко «Мир русской деревни», Москва, 1991.