Урок по экономике: "Дерево решений"

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  • На практике изучить процедуру принятия решений.
  • Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями.
  • Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несём ответственность за выбранное решение.

Материалы, необходимые для занятия:

  • Плакат «Как живёт микрорайон»
  • Плакат «Дерево решений»
  • Три листа «Дерево решений» с цифрами 1, 2, 3.
  • Набор бюллетеней для голосования
  • Наборы наклеек красного и синего цвета со знаками - и +.

Проведение занятия

Вступление

-Здравствуйте, дети. Мы продолжаем изучать жизнь общества. Вы уже успели узнать о людях различных профессий, о взаимодействии и взаимозависимости всех членов общества, о роли правительства в предоставлении общественных услуг и сборе налогов.

-А сегодня вам предстоит принять очень важное решение, которое касается всех присутствующих.

-Знаете ли вы, что значит принимать решения?

(Дети рассуждают.)

-Какие решения вы принимали сегодня?

-Как часто вы принимаете подобные решения?

-Имеют ли эти решения большое значение для окружающих?

-А приходилось ли вам принимать важные решения?

-А как часто вы принимаете такие решения?

-Имеют ли эти решения большое значение для окружающих?

-Одни решения мы принимаем, не задумываясь, потому что они не имеют важного значения ни для нас самих, ни для окружающих нас людей. Другие решения влияют на нашу жизнь и на жизнь других людей. Принимая любые решения, мы несём за них ответственность.

Основная часть занятия

-Как вы думаете, легко ли принимать важные решения? Но как каждому важному делу, принятию решений можно и нужно научиться.

-У вас есть возможность заняться этим прямо сейчас, потому что у одного из жителей микрорайона возникла проблема, требующая срочного решения. Этот человек – владелец здания, которое в настоящий момент пустует. Попробуйте на плакате «Как живёт микрорайон» найти это здание.

Как вы поняли, что оно пустует?

(На здании написано слово «аренда». Ученик на плакате показывает это здание.)

- Что означает слово «аренда»? (Дети объясняют слово «аренда». Затем ученик вслух из словаря «Иностранных слов» зачитывает значение этого слова.)

- Владелец здания хочет сдать его в аренду. Ему трудно принять решение об использовании этого здания. Может быть, мы поможем ему? Что бы вы предложили разместить в этом здании?

(Ученики предлагают свои варианты.)

-Владельцу поступило три предложения: ветеринарная клиника, интернет-зал, кафе-мороженое. Все эти три предложения являются вариантами решения, а выбор означает, что владелец не может расположить в своём здании и ветеринарную клинику, и интернет-зал, и кафе-мороженое. Значит, выбрав один из вариантов, он должен отказаться от остальных.

-Кроме того, владельцу хотелось бы, чтобы здание приносило пользу обществу.

-Принять решение, как использовать пустующее здание, достаточно трудно: во-первых, все варианты решения привлекательны, во-вторых, потому что мы стоим перед выбором, какому варианту отдать предпочтение, в-третьих, потому что наш выбор важен не только для нас, но и для других людей.

-Люди часто оказываются в ситуациях, когда принять решение трудно. Такое случается и в личной жизни, и в профессиональной, в жизни отдельного человека и всего общества.

Для принятия важных решений, предполагающих множество вариантов, была разработана специальная модель, которая называется «Дерево решений».

(На доске плакат «Дерево решений».)

-«Дерево решений» похоже на настоящее дерево. Назовите его части.

(Корень, ствол, верхние и нижние ветви.)

-Процесс принятия важных решений напоминает строение дерева. Наверное, поэтому люди в древности часто собирались под могучими деревьями, чтобы принять важное решение.

Анализ модели

Корень означает проблему.

-Недаром в русском языке существуют выражения «корень всех проблем», «смотри в корень». Корень находится под землёй, нам многое ещё не ясно, проблему решить нужно, и мы начинаем двигаться вверх, по стволу дерева, к свету. Двигаясь вверх, мы находим всё больше вариантов решения.

Нижние ветви означают варианты решения проблемы.

-Дерево растёт и развивается, вместе с ним растёт наше понимание проблемы и возможность сделать правильный выбор. Но, перед тем, как сделать главный шаг, мы должны задержаться на верхушке дерева, чтобы взвесить все «за» и «против».

Верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора.

-Положительные стороны означают всё хорошее, что можно получить в результате решения, а отрицательные – всё плохое. Положительные и отрицательные стороны решения называются последствиями или результатами.

-Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким результатам оно приведёт, какие последствия оно будет иметь для вас, для тех, кто вас окружает, для общества в целом.

-Пришло время приступить к принятию решения.

(На доске плакат «Дерево решений».)

-Что будет расположено в пустующем здании:

(Ветеринарная клиника, интернет-зал, кафе-мороженое.)

Первый этап.

В чём состоит проблема.

(Дети формулируют суть проблемы: что должно быть расположено в пустующем здании. Один ученик записывает формулировку на плакате «Дерево решений» в квадрате «Проблема».)

-Не забываем, что решение проблемы должно соответствовать интересам общества.

Второй этап.

Каковы варианты решения проблемы.

-Какие предложения получил владелец здания?

(На плакате ученики записывают «Ветеринарная клиника», «Интернет-зал», «Кафе-мороженое» в квадратах «Выбор» - 1,2,3.)

-Можно ли выбрать больше одного варианта?

-Почему выбор ограничен одним вариантом?

-Какое условие поставил владелец здания?

Третий этап.

Каковы последствия возможного выбора.

-Теперь настал момент подумать не только о положительных, но и об отрицательных последствиях возможного выбора.

(Ребята называют положительные и отрицательные последствия выбора каждого из вариантов и прикрепляют к плакату соответствующие наклейки синего (-) и красного (+) цвета. Свои высказывания они аргументируют.)

-Чем больше мнений «за» и «против», тем легче будет сделать выбор и принять решение в пользу одного из вариантов.

-Мы добрались до верхних ветвей, значит, пришло время сделать выбор.

(На листах «Дерево решений» 1, 2, 3 написано соответственно:

  1. ветеринарная клиника,
  2. интернет-зал,
  3. кафе-мороженое.)

-Каждому варианту соответствует определённый номер.

-Для принятия коллективных решений часто используется процедура голосования.

(Дети получают бюллетени.

Начинается голосование. Когда все проголосуют, специально выбранная счётная комиссия подсчитывает количество голосов, сделанных в пользу каждого выбора. Объявляются результаты голосования и принятое решение.)

-Это решение считается общим, поэтому проблема пустующего здания решена. При решении спорных вопросов окончательным считается решение, принятое большинством голосов.

Подведение итогов

-Каждый день мы принимаем решения, часто даже не замечая этого. Но как только мы сталкиваемся с серьёзной проблемой, мы оказываемся перед выбором. Выбирая один вариант, мы отказываемся от других.

-Как узнать, правильно ли сделан выбор? Одна из возможностей – не принимать решение второпях, а рассмотреть различные варианты, взвесить все «за» и «против». Тогда решение будет продуманным и, возможно, безошибочным. А если решение касается всего общества, то оно принимается голосованием.

-Всегда можно использовать «Дерево решений», когда предстоит принять важное решение.

Для этого надо:

  • определить суть проблемы,
  • рассмотреть различные варианты решения проблемы,
  • продумать все положительные и отрицательные последствия возможного решения,
  • сделать выбор.

-А теперь попробуйте самостоятельно принять индивидуальное решение. Для этого выполните следующий тест.

(Дети выполняют тесты.)

«Дерево решений»

Фамилия, имя -------------------------------------------------------------

Принимая решения, мы делаем выбор. Иногда сделать выбор бывает трудно.

Прочитай описание ситуации и сделай выбор.

1. Друг предлагает тебе нарушить школьные правила и покататься на велосипеде в школьном дворе. Звучит заманчиво, но ты прекрасно знаешь, что это запрещено. У тебя могут быть неприятности: ты упадёшь с велосипеда, сломаешь его или заденешь кого-нибудь из тех, кто играет во дворе. Лучше отказаться от этой затеи, но… не хочется казаться трусом.

Какое решение ты примешь?

А. Я всё-таки покатаюсь в школьном дворе, несмотря на запрет.
Б. Я скажу другу, что не буду нарушать правила.

2. К вам в гости из другого города приехала бабушка. Ты обещал сегодня после школы пойти с ней на прогулку по городу. Вы с бабушкой уже одеты и собираетесь выходить, как вдруг звонит одноклассник и приглашает тебя на футбольный матч.

Какое решение ты примешь?

А. Я сдержу обещание, данное бабушке, и погуляю с ней, как обещал.
Б. Я отложу прогулку и отправлюсь на футбольный матч.

Презентация.