Цели занятия:
- На практике изучить процедуру принятия решений.
- Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями.
- Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несём ответственность за выбранное решение.
Материалы, необходимые для занятия:
- Плакат «Как живёт микрорайон»
- Плакат «Дерево решений»
- Три листа «Дерево решений» с цифрами 1, 2, 3.
- Набор бюллетеней для голосования
- Наборы наклеек красного и синего цвета со знаками - и +.
Проведение занятия
Вступление
-Здравствуйте, дети. Мы продолжаем изучать жизнь общества. Вы уже успели узнать о людях различных профессий, о взаимодействии и взаимозависимости всех членов общества, о роли правительства в предоставлении общественных услуг и сборе налогов.
-А сегодня вам предстоит принять очень важное решение, которое касается всех присутствующих.
-Знаете ли вы, что значит принимать решения?
(Дети рассуждают.)
-Какие решения вы принимали сегодня?
-Как часто вы принимаете подобные решения?
-Имеют ли эти решения большое значение для окружающих?
-А приходилось ли вам принимать важные решения?
-А как часто вы принимаете такие решения?
-Имеют ли эти решения большое значение для окружающих?
-Одни решения мы принимаем, не задумываясь, потому что они не имеют важного значения ни для нас самих, ни для окружающих нас людей. Другие решения влияют на нашу жизнь и на жизнь других людей. Принимая любые решения, мы несём за них ответственность.
Основная часть занятия
-Как вы думаете, легко ли принимать важные решения? Но как каждому важному делу, принятию решений можно и нужно научиться.
-У вас есть возможность заняться этим прямо сейчас, потому что у одного из жителей микрорайона возникла проблема, требующая срочного решения. Этот человек – владелец здания, которое в настоящий момент пустует. Попробуйте на плакате «Как живёт микрорайон» найти это здание.
Как вы поняли, что оно пустует?
(На здании написано слово «аренда». Ученик на плакате показывает это здание.)
- Что означает слово «аренда»? (Дети объясняют слово «аренда». Затем ученик вслух из словаря «Иностранных слов» зачитывает значение этого слова.)
- Владелец здания хочет сдать его в аренду. Ему трудно принять решение об использовании этого здания. Может быть, мы поможем ему? Что бы вы предложили разместить в этом здании?
(Ученики предлагают свои варианты.)
-Владельцу поступило три предложения: ветеринарная клиника, интернет-зал, кафе-мороженое. Все эти три предложения являются вариантами решения, а выбор означает, что владелец не может расположить в своём здании и ветеринарную клинику, и интернет-зал, и кафе-мороженое. Значит, выбрав один из вариантов, он должен отказаться от остальных.
-Кроме того, владельцу хотелось бы, чтобы здание приносило пользу обществу.
-Принять решение, как использовать пустующее здание, достаточно трудно: во-первых, все варианты решения привлекательны, во-вторых, потому что мы стоим перед выбором, какому варианту отдать предпочтение, в-третьих, потому что наш выбор важен не только для нас, но и для других людей.
-Люди часто оказываются в ситуациях, когда принять решение трудно. Такое случается и в личной жизни, и в профессиональной, в жизни отдельного человека и всего общества.
Для принятия важных решений, предполагающих множество вариантов, была разработана специальная модель, которая называется «Дерево решений».
(На доске плакат «Дерево решений».)
-«Дерево решений» похоже на настоящее дерево. Назовите его части.
(Корень, ствол, верхние и нижние ветви.)
-Процесс принятия важных решений напоминает строение дерева. Наверное, поэтому люди в древности часто собирались под могучими деревьями, чтобы принять важное решение.
Анализ модели
Корень означает проблему.
-Недаром в русском языке существуют выражения «корень всех проблем», «смотри в корень». Корень находится под землёй, нам многое ещё не ясно, проблему решить нужно, и мы начинаем двигаться вверх, по стволу дерева, к свету. Двигаясь вверх, мы находим всё больше вариантов решения.
Нижние ветви означают варианты решения проблемы.
-Дерево растёт и развивается, вместе с ним растёт наше понимание проблемы и возможность сделать правильный выбор. Но, перед тем, как сделать главный шаг, мы должны задержаться на верхушке дерева, чтобы взвесить все «за» и «против».
Верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора.
-Положительные стороны означают всё хорошее, что можно получить в результате решения, а отрицательные – всё плохое. Положительные и отрицательные стороны решения называются последствиями или результатами.
-Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким результатам оно приведёт, какие последствия оно будет иметь для вас, для тех, кто вас окружает, для общества в целом.
-Пришло время приступить к принятию решения.
(На доске плакат «Дерево решений».)
-Что будет расположено в пустующем здании:
(Ветеринарная клиника, интернет-зал, кафе-мороженое.)
Первый этап.
В чём состоит проблема.
(Дети формулируют суть проблемы: что должно быть расположено в пустующем здании. Один ученик записывает формулировку на плакате «Дерево решений» в квадрате «Проблема».)
-Не забываем, что решение проблемы должно соответствовать интересам общества.
Второй этап.
Каковы варианты решения проблемы.
-Какие предложения получил владелец здания?
(На плакате ученики записывают «Ветеринарная клиника», «Интернет-зал», «Кафе-мороженое» в квадратах «Выбор» - 1,2,3.)
-Можно ли выбрать больше одного варианта?
-Почему выбор ограничен одним вариантом?
-Какое условие поставил владелец здания?
Третий этап.
Каковы последствия возможного выбора.
-Теперь настал момент подумать не только о положительных, но и об отрицательных последствиях возможного выбора.
(Ребята называют положительные и отрицательные последствия выбора каждого из вариантов и прикрепляют к плакату соответствующие наклейки синего (-) и красного (+) цвета. Свои высказывания они аргументируют.)
-Чем больше мнений «за» и «против», тем легче будет сделать выбор и принять решение в пользу одного из вариантов.
-Мы добрались до верхних ветвей, значит, пришло время сделать выбор.
(На листах «Дерево решений» 1, 2, 3 написано соответственно:
- ветеринарная клиника,
- интернет-зал,
- кафе-мороженое.)
-Каждому варианту соответствует определённый номер.
-Для принятия коллективных решений часто используется процедура голосования.
(Дети получают бюллетени.
Начинается голосование. Когда все проголосуют, специально выбранная счётная комиссия подсчитывает количество голосов, сделанных в пользу каждого выбора. Объявляются результаты голосования и принятое решение.)
-Это решение считается общим, поэтому проблема пустующего здания решена. При решении спорных вопросов окончательным считается решение, принятое большинством голосов.
Подведение итогов
-Каждый день мы принимаем решения, часто даже не замечая этого. Но как только мы сталкиваемся с серьёзной проблемой, мы оказываемся перед выбором. Выбирая один вариант, мы отказываемся от других.
-Как узнать, правильно ли сделан выбор? Одна из возможностей – не принимать решение второпях, а рассмотреть различные варианты, взвесить все «за» и «против». Тогда решение будет продуманным и, возможно, безошибочным. А если решение касается всего общества, то оно принимается голосованием.
-Всегда можно использовать «Дерево решений», когда предстоит принять важное решение.
Для этого надо:
- определить суть проблемы,
- рассмотреть различные варианты решения проблемы,
- продумать все положительные и отрицательные последствия возможного решения,
- сделать выбор.
-А теперь попробуйте самостоятельно принять индивидуальное решение. Для этого выполните следующий тест.
(Дети выполняют тесты.)
«Дерево решений»
Фамилия, имя -------------------------------------------------------------
Принимая решения, мы делаем выбор. Иногда сделать выбор бывает трудно.
Прочитай описание ситуации и сделай выбор.
1. Друг предлагает тебе нарушить школьные правила и покататься на велосипеде в школьном дворе. Звучит заманчиво, но ты прекрасно знаешь, что это запрещено. У тебя могут быть неприятности: ты упадёшь с велосипеда, сломаешь его или заденешь кого-нибудь из тех, кто играет во дворе. Лучше отказаться от этой затеи, но… не хочется казаться трусом.
Какое решение ты примешь?
А. Я всё-таки покатаюсь в школьном дворе, несмотря на запрет.
Б. Я скажу другу, что не буду нарушать правила.
2. К вам в гости из другого города приехала бабушка. Ты обещал сегодня после школы пойти с ней на прогулку по городу. Вы с бабушкой уже одеты и собираетесь выходить, как вдруг звонит одноклассник и приглашает тебя на футбольный матч.
Какое решение ты примешь?
Презентация.А. Я сдержу обещание, данное бабушке, и погуляю с ней, как обещал.
Б. Я отложу прогулку и отправлюсь на футбольный матч.