Цели и задачи урока:
1. Развивающие:
- Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, поиска);
- Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
- Развитие орфографической зоркости;
- Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности).
2. Обучающие:
- Учить правописанию сочетаний ча, ща, чу, щу;
- Закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Обучать навыкам словарно орфографической работы;
- Знакомить с творчеством русских поэтов-классиков;
- Учить создавать проекты;
- Обучать навыкам выразительного чтения.
3. Воспитывающие:
- Формирование умений осуществлять само-и-взаимоконтроль;
- Развитие культуры речи;
- Воспитание патриотических чувств.
Оборудование: тетради учащихся, , ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, листы формата А-3 с групповыми проектами ребят, выполненными на чтении, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, CD-проигрыватель.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Рабочий и психологический настрой.
- Ребята у нас на уроке сегодня гости. Давайте покажем, как мы выросли, чему научились в школе за это время.
2) Речевая разминка.
На доске: ча чо че чу чи |
- 1 строку читаем чётко, отрывисто; - 2 строку читаем нараспев; - 1 строку читаем громко; - 2 строку читаем тихо; - 1 строку читаем, повышая голос; - 2 строку читаем , понижая голос. |
3) Каллиграфическая минутка.
- Назовите сочетания с нижним соединением букв?
(Ча, чо, ща, що);
- С верхним соединением букв? (че, чу, чи, ще, щу,
щи);
- Запишите эти строчки, подчеркните нижние
соединения букв.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Выделение и характеристика звуков.
- Работа со звуками и буквами;
- Какие звуки в разминке мы повторяли чаще всего? (ч,
) (щ,);
- Охарактеризуйте эти звуки. (Ч, щ – согласные
глухие мягкие);
- Знаем ли мы какие орфограммы существуют с этими
согласными?
- Какие гласные пишутся в этих сочетаниях? (- В
сочетаниях ча, ща пишется буква а, в сочетаниях
чу, щу пишется буква у);
- Почему?
- А теперь соединим все наши знания и попробуем
сформулировать общий вывод.
Дети формулируют.
- Давайте проверим, правильно ли мы
сформулировали вывод.
- Поработаем с учебником. Откройте учебник на
странице 41 и прочитайте вывод.
2) Работа с учебником.
Кто-то из детей читает правило вслух.
- Правильно мы сформулировали?
3) Постановка темы и целей урока.
- Сегодня мы будем тренироваться и закреплять знания в написании орфограмм чу, щу, ча, ща.
Я переворачиваю карточки с орфограммами на доске.
чу щу ча ща
И появляется слайд №1 Приложение 1.
- Прочитайте тему урока.
3. Формирование знаний, умений, навыков.
1) Работа на карточках.
- А сейчас читаем, пишем, запоминаем.
- У вас на столе лежат синие карточки. Приложение
2. Карточка 1.
Возьмите и прочитайте задание. (Прочитайте, вставьте пропущенные буквы).
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Кто прочтёт это стихотворение вслух?
- Поработаем над значением слова чугун, которое
здесь встретилось.
Кто может объяснить его значение? (Чугун – это первая выплавка железа из руды, так называемый чёрный металл. А так же чугуном называют горшок из чугуна для приготовления пищи в русской печи).
Слайд 2 Приложение 1.
- Выполняйте задание.
2) Самостоятельная работа на карточках.
3) Индивидуальная работа у доски со словами
ворчун, чудак.
2 ребёнка получают карточки Приложение 2. Карточка 2.
4) Взаимопроверка.
- Поменяйтесь карточками, проверьте задание друг у друга, глядя на следующий слайд.
Слайд 3 Приложение 1.
Дети проверяют друг у друга. И меняются карточками обратно.
- У кого сосед по парте ошибок не нашёл?
Молодцы!
- С какими орфограммами поработали? (Чу и щу)
5) Проверка работающих с карточками у доски.
6) Работа в тетрадях.
- А вы составьте и запишите предложения с другими словами с орфограммами чу и щу.
Дети составляют и записывают предложения. А я прохожу и раздаю карточки и маски для игры. Приложение 2. Карточка 3.
7) Проверка работы.
Прикрепляю солнышки к карточкам на доске "чу" "щу".
4. Физкультминутка.
- Встали, отправляемся в путешествие.
Вошли в вагоны поезда:
Загудел паровоз:
-У-у-у!
- И вагончики повёз:
- Чах, чах, чу, чу, чу – сто вагонов я тащу!
- Чах, чах, чу, чу, чу – далеко я укачу!
8) Игра.
- Посмотрите, кто едет с нами в поезде? Выходите гости , занимайте места у вагонов.
Выходят 4 пары с розовыми карточками, надевают маски и встают у своих вагонов.
- Я зайчиха, со мной едут мои детёныши. Как их назвать? (Зайчата)
Слайд 4 Приложение 1.
- Найдите нужную карточку.
- Какая орфограмма в этом слове?
- Я белка, со мной едут…(Детёнышей белки зовут бельчата)
Слайд 5 Приложение 1
- Найдите нужную карточку.
- Какая орфограмма в этом слове?
- Я крольчиха, и взяла с собой …(Детёнышей крольчихи зовут крольчата)
Слайд 6 Приложение 1.
- Найдите нужную карточку.
- Какая орфограмма в этом слове?
- Я волчица, со мной едут …(А с волчицей едут волчата)
Слайд 7 Приложение 1.
- Найдите нужную карточку.
- Какая орфограмма в этом слове?
9) Работа в тетрадях.
- Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.
Дети записывают.
- Какое сочетание мы повторили? (Сочетание "ча")
Я прикрепляю солнышко.
5. Физкультминутка.
- Встали, выходим из вагона. Помашите рукой вслед уходящему поезду.
6. Практическое применение.
1) Работа с поэтическим произведением.
- Какой пейзаж мы увидели за окнами,
прокатившись на нашем поезде? (Мы увидели
осенний пейзаж)
- Осень – красивое время года, которое всегда
вдохновляло и художников, и музыкантов, и поэтов.
Слайд 8 Приложение 1.
- Перед вами репродукция картины Исаака Ильича
Левитана “Осень”.
- Прочтите отрывок из стихотворения Алексея
Плещеева.
Читает выразительно один из учеников.
ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Алексей Плещеев
- Какое настроение вызывает у вас эта картина и стихотворение. (Стихотворение и картина вызывает грустное настроение).
- И у нас на доске не хватает одного солнышка, чтобы пейзаж стал солнечным, ярким, и настроение поднялось.
- Спишите этот отрывок в тетрадь, найдите слово с изучаемой сегодня орфограммой и подчеркните её. А работать вы будете под музыку Петра Ильича Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.
2) Работа в тетрадях.
Дети выполняют работу, списывая отрывок с жёлтых карточек.
3) Проверка.
- Какую орфограмму вы нашли? В каком слове?
- Молодцы!
- Я прикрепляю солнышко к ща, и появляется
слайд с солнечным пейзажем.
Слайд 9 Приложение 1.
7. Практическое применение. Работа в группах.
1) Интеграция с литературным чтением.
- На уроке литературного чтения вы оформили листы с отрывками из стихотворений, где встречаются орфограммы ча, ща, чу, щу. А сейчас мы послушаем, какие отрывки вы выписали. Кто автор стихотворения, как называется и какие слова с нужными орфограммами вы нашли? (Дети читают свои отрывки).
8. Подведение итога.
- Чему вы научились на уроке?
- Молодцы!
- Мне очень помогли сегодня…(перечислить
активных ребят), а ещё Алексей Плещеев, Исаак
Ильич Левитан, Пётр Ильич Чайковский.
9. Подача домашнего задания.
- Сколько солнышек светит у нас в классе? (4)
- И 4 ряда. 1 ряд – ваше солнышко хором (чу);
2 ряд – ваше солнышко хором (щу);
1 ряд – ваше солнышко хором (ча);
1 ряд – ваше солнышко хором (ща).
- Вспомнить и записать слова, на нужную орфограмму.