Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Задачи:
1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.
2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.
Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.
3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.
4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.
Организация и содержание деятельности. Программа “Рука в руке” рассчитана на 3 года психологического сопровождения детей 4-6 лет, посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический.
Диагностический блок.
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).
I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи (Приложение 1). Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития (Приложение 2). После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей (Приложение 3).
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:
- Развитие психических процессов;
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Индивидуальные особенности.
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования (Приложение 4).
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.
Развивающий блок.
Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ А.А.Блудовой, В.Л.Шарохиной, А.А.Осиповой и Л.И.Малашинской.
С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия на каждом году сопровождения имеют определённую направленность:
- для детей 4-летнего возраста занятия
ориентированы на развитие двигательной сферы,
сенсорного восприятия и психологическое
раскрепощение;
- для 5-летнего возраста – на развитие высших
психических функций и речевой активности,
формирования коммуникативных навыков;
- для 6-илетних детей – на развитие произвольного
внимания и мотивации к обучению.
I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.
II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.
III этап – в апреле для 4-летних детей - повторный курс занятий на развитие двигательной сферы с элементами релаксации, для 5-летних детей продолжаются общеразвивающие занятия, а основой занятий с 6-летними детьми в данный период является самостоятельная игровая деятельность.
Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.
Консультативный блок.
Данный блок составляют 2 направления:
- Работа с родителями.
- Работа со смежными педагогами-специалистами.
I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.
- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся еженедельно с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
- Открытые занятия для родителей проводятся ежегодно со всеми возрастными группами: декабрь с детьми 6-летнего возраста, февраль – 5-летнего возраста, апрель – 4-летнего.
II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).
- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и смежными педагогами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.
Методический блок.
Оформление документации:
- оформление журналов
консультативно-просветительской работы,
коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития
детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и
педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального
развития ребенка, схем анализа диагностических
данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения
диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.
Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик,
коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение
наглядно-дидактического и демонстрационного
материала.
Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Прогнозируемые результаты.
Диагностический и развивающий блок.
К 5 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей с незначительной помощью взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и название предметов обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 6 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
К 7 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
Консультативный блок.
- Привлечение к психолого-педагогическому
процессу педагогов-специалистов и родителей.
- Информирование смежных специалистов и
родителей о возрастных особенностях детей.
- Организация развивающей детско-взрослой
общности.
Методический блок.
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
I. Учебная программа.
Учебно-тематический план
(на каждый год сопровождения, рассчитанный на одну учебную группу).
№ п.п. |
Название блока | Название разделов и тем | Кол-во занятий |
||
1г.с. | 2г.с. | 3г.с. | |||
1. | Развивающий блок | Занятия на развитие двигательной активности с элементами релаксации. | 10 | 5 | 5 |
Общеразвивающие занятия | 20 | 25 | 20 | ||
Самостоятельные игры | - | - | 5 | ||
2. | Диагностический блок | Психолого-педагогическое обследование | 12 | 12 | 12 |
3. | Консультативный блок | Групповые консультации родителей | 8 | 8 | 8 |
ИТОГО: | 50 | 50 | 50 |
Содержание разделов и тем.
1. Развивающий блок.
Занятия на развитие двигательной активности с элементами релаксации [2].
Разминка, растяжки, дыхательные упражнения, упражнения на профилактику мышечного напряжения, релаксация, глазодвигательная гимнастика, ползанье.
Музыкальные подвижные игры [5,6,7,8].
Общеразвивающие занятия [1,3,9,12,13].
Беседы. Упражнения на развитие психических процессов. Подвижные игры.
Музыкальные подвижные игры [5,6,7,8].
Самостоятельные игры.
Игры со строительным материалом, дидактические игры (кубики с картинками, пирамидки, стаканчики, настольно-печатные игры).
2. Диагностический блок (повторная диагностика).
Диагностика уровня развития психических процессов и индивидуальных особенностей (составление индивидуальной карты развития).
3. Консультационный блок.
Информирование о теме и содержания занятий с детьми, рекомендации игр и упражнений для закрепления и повторения материала, организации совместной деятельности родителей и ребёнка, ответы на вопросы родителей и педагогов-специалистов.
II. Учебно-методическое обеспечение.
Условия реализации программы.
а) Материально-технические условия.
- Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, фортепиано.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
- Материалы для занятий: тетради в клетку 48 листов; цветные карандаши (12 цветов); ручки шариковые; бумага для ксерокса.
б) Организационные условия:
Возраст детей:
- 1 год сопровождения – 4 года;
- 2 год сопровождения – 5 лет;
- 3 год сопровождения – 6 лет.
Наполняемость групп:
- 1 год сопровождения – 12 человек;
- 2 год сопровождения – 12 человек;
- 3 год сопровождения – 10 человек.
Список литературы:
- Безрукова Н.М. Экспресс-подготовка к школе. М., - 2004.
- Блудова А.А. Логоритмика. М., - 2002.
- Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.
- Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей М., 1998.
- Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Сост. Н. А. Ветлугина. М.,1989.
- Музыка в детском саду. Старшая группа. Сост. Н. А. Ветлугина. М.,1989.
- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Е.П.Раевская и др. М., 1991.
- Музыкальные занятия с малышами. Сост. В.А.Петрова. М., 1993.
- Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.
- Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.
- Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М., – 2002.
- Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. М., – 2002.