Авторская программа родительского клуба-лектория "Уроки психологии"

Разделы: Работа с родителями


Цель программы: Создание условий для развития личностной зрелости родителей.

Задачи:

  1. Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.
  2. Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
  3. Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Организация и содержание деятельности.

Программа родительского клуба  лектория “Уроки психологии” рассчитана на 3 года для родителей детей, занимающихся в дошкольных студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в клубе-лектории происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в дошкольных студиях.

Группы объединяют родителей:

  • 1 группа – родители, имеющие детей четырёхлетнего возраста;
  • 2 группа – родители, имеющие детей пятилетнего возраста;
  • 3 группа – родители, имеющие детей шестилетнего возраста; родители и дети шестилетнего возраста.

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей в группах. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы клуба-лектория, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

В программе родительского клуба-лектория “Уроки психологии” сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.

Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение.

Тренинговое направление. I этап – тренинги для родителей.

Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях:

- воспитание - это самовоспитание родителей;
- воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка;
- родители имеют право на равенство и защищённость;
- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.

II этап – совместные занятия родителей и детей.

Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.

2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.

Структура проведения тренингов и совместных занятий детей и родителей.

I часть – Вводная

  • знакомство и приветствие участников занятия;
  • разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы.

II часть – Основная

  • обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации;
  • деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме;
  • анализ упражнения: что почувствовали? что узнали? что поняли?

III часть – Заключительная

  • обсуждение – высказывание участников своих впечатлений о занятии и настроении.

Консультативное направление.

Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года.

Методическое направление.

Оформление документации:

- оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы;
- анализ и обработка диагностических данных, оформление схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, планов - конспектов тренингов, лекций, семинаров, совместных занятий родителей и детей.

Изучение литературы.

Прогнозируемые результаты.

  • Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения.
  • Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком.
  • Появление детско-взрослой развивающей общности.

I. Организационно - деятельностная карта.

Содержание работы Деятельность психолога Деятельность родителя
Действие психолога Смысл данного действия

для психолога

Смысл данного действия для родителя (ребёнка) Действие родителя (ребёнка)
Просвещение Чтение лекций, проведение семинаров. Расширить представления о развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностей ребёнка, повысить социально-культурный уровень знаний.

Проблематизировать сложившиеся стереотипы родителя относительно своего ребёнка и себя как родителя.

Получение психологической информации. Слушание лекций, участие в обсуждениях конкретных тем, фиксирование интересующего материала лекций, семинаров.
 

Тренинги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместные занятия детей и родителей

Проведение деловых игр и упражнений с родителями

 

 

 

Проведение игр и упражнений с родителями и детьми

 

 

Формировать умение принять роль другого (например, ребёнка) способность видеть, слышать, анализировать и прогнозировать детские проявления, испытать эмоциональное состояние, которое возникает у ребёнка или взрослого в той или иной ситуации, определять их причины и находить оптимальные пути взаимодействия, научить общаться, признавая принципы равенства. Оснащение позиции родителя.

Формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, умение взаимодействовать с близким человеком, чувствовать ответственность за другого, передавать и принимать на себя роль лидера. Создание условий для развития личностной зрелости родителя. Изменения его позиции в реальном общении с ребёнком в психологически безопасной ситуации

Психологическая поддержка со стороны группы, разрушение стереотипа “одиночества”.

Родитель - повышение родительской самооценки, реализация родительской заботы, формирование умений организовывать семейный досуг.

Ребёнок - удовлетворение потребности в родительском внимании, совместной игровой деятельности со взрослыми.

Участие в деловых играх и выполнение упражнений, обсуждение и анализ действий, эмоций и результатов (узнал, понял, почувствовал).

 

Участие в организованной игровой деятельности

 

Консультации

Индивиду-альное консульти-рование Изучение проблемы

конкретной семьи, выявление причины, возникшей ситуации, поиск путей решения данного вопроса. Создание условий для выращивания позиции мудреца в процессе совместного поиска решения проблемы, диалога психолога и родителя.

Психологическая поддержка. Рассказ о трудных ситуациях.

II. Учебная программа.

Учебно-тематический план.

1 год занятий


п/п
Название блока Название разделов и тем Кол-во занятий
1. Просветительское направление Вводное занятие

Лекции, семинары:

  • Медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка.
  • Теории и взгляды на развитие ребёнка в отечественной психологии.
  • Основные теории психоаналитической психологии.

Заключительное занятие

1

2

2

 

4

1

2. Тренинговое направление Тренинги для родителей:
  • Дыхательная гимнастика с элементами релаксации.
  • Смотрю-вижу, слушаю – слышу.
  • Поощрение и наказание.
1

2

2

3. Консультативное направление Индивидуальные консультации По запросу родителей
ИТОГО: 15

2 год занятий


п/п
Название блока Название разделов и тем Кол-во занятий
1. Просветительское направление Вводное занятие

Лекции, семинары:

  • Личность.
  • Психосоциальное развитие ребёнка.
  • Основные теории когнитивной психологии.
  • Основные теории гештальтпсихологии.
  • Основные теории гуманистической психологии.
  • Индивидуальные особенности человека.

Заключительное занятие.

1

1

1

1

1

1

3

1

2. Тренинговое направление Тренинги для родителей:
  • Дыхательная гимнастика с элементами релаксации.
  • Смотрю – вижу, слушаю – слышу.
  • Ассоциации.
1

2

2

3. Консультативное направление Индивидуальные консультации. По запросу родителей
ИТОГО: 15

3 год занятий


п.п.
Название блока Название разделов и тем Кол-во занятий
1. Просветительское направление Вводное занятие

Лекции, семинары:

  • Конфликты.
  • Формирование навыков выполнения школьных домашних заданий.

Заключительное занятие

1

1

1

1

2. Тренинговое направление Тренинги для родителей:
  • Конфликты.
  • Смотрю-вижу, слушаю-слышу.

Совместные занятия для родителей и детей.

1

1

10

3. Консультационное направление Индивидуальные консультации По запросу родителей
ИТОГО: 16

III. Учебно-методическое обеспечение.

Условия реализации программы.

а) Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев, ковёр.
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

б) Организационные условия.

Наполняемость групп:

  • 1 год занятий – 10 человек;
  • 2 год занятий – 10 человек;
  • 3 год занятий – 20 человек (для совместных занятий детей и родителей - не более 10 пар).

Список литературы для педагога-психолога.

  1. Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002.
  2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  3. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Минск, 1998.
  4. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996.
  5. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. М., 1988.
  6. Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб., 2006.
  9. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987.
  10. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – с.122 – 148.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (часть1-4) М., 2006.

Список литературы для родителей.

  1. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л. С. Сальникова. М., 1998.
  2. Кейри Э. Учимся владеть чувствами. С.- П.,- 1995.
  3. Лич П. Младенец и ребёнок. От рождения до пяти лет. М.,1988.
  4. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., - 1987.
  5. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 2002.