Цель программы: Создание условий для развития личностной зрелости родителей.
Задачи:
- Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.
- Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
- Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Организация и содержание деятельности.
Программа родительского клуба лектория “Уроки психологии” рассчитана на 3 года для родителей детей, занимающихся в дошкольных студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в клубе-лектории происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в дошкольных студиях.
Группы объединяют родителей:
- 1 группа – родители, имеющие детей четырёхлетнего возраста;
- 2 группа – родители, имеющие детей пятилетнего возраста;
- 3 группа – родители, имеющие детей шестилетнего возраста; родители и дети шестилетнего возраста.
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей в группах. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.
В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы клуба-лектория, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.
В программе родительского клуба-лектория “Уроки психологии” сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.
Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение.
Тренинговое направление. I этап – тренинги для родителей.
Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях:
- воспитание - это самовоспитание родителей;
- воспитание - это умение слышать и видеть,
понимать и чувствовать переживания и
особенности поведения ребёнка;
- родители имеют право на равенство и
защищённость;
- умение родителей говорить на языке своего
внутреннего Я.
II этап – совместные занятия родителей и детей.
Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.
2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.
Структура проведения тренингов и совместных занятий детей и родителей.
I часть – Вводная
- знакомство и приветствие участников занятия;
- разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы.
II часть – Основная
- обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации;
- деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме;
- анализ упражнения: что почувствовали? что узнали? что поняли?
III часть – Заключительная
- обсуждение – высказывание участников своих впечатлений о занятии и настроении.
Консультативное направление.
Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года.
Методическое направление.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативной,
просветительской и тренинговой работы;
- анализ и обработка диагностических данных,
оформление схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения
диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, планов -
конспектов тренингов, лекций, семинаров,
совместных занятий родителей и детей.
Изучение литературы.
Прогнозируемые результаты.
- Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения.
- Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком.
- Появление детско-взрослой развивающей общности.
I. Организационно - деятельностная карта.
Содержание работы | Деятельность психолога | Деятельность родителя | ||
Действие психолога | Смысл данного действия для психолога |
Смысл данного действия для родителя (ребёнка) | Действие родителя (ребёнка) | |
Просвещение | Чтение лекций, проведение семинаров. | Расширить представления о развитии
психических процессов, эмоционально-волевой
сферы, индивидуальных особенностей ребёнка,
повысить социально-культурный уровень знаний. Проблематизировать сложившиеся стереотипы родителя относительно своего ребёнка и себя как родителя. |
Получение психологической информации. | Слушание лекций, участие в обсуждениях конкретных тем, фиксирование интересующего материала лекций, семинаров. |
Тренинги
Совместные занятия детей и родителей |
Проведение деловых игр и упражнений с
родителями
Проведение игр и упражнений с родителями и детьми
|
Формировать умение принять роль
другого (например, ребёнка) способность видеть,
слышать, анализировать и прогнозировать детские
проявления, испытать эмоциональное состояние,
которое возникает у ребёнка или взрослого в той
или иной ситуации, определять их причины и
находить оптимальные пути взаимодействия,
научить общаться, признавая принципы равенства.
Оснащение позиции родителя. Формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, умение взаимодействовать с близким человеком, чувствовать ответственность за другого, передавать и принимать на себя роль лидера. Создание условий для развития личностной зрелости родителя. Изменения его позиции в реальном общении с ребёнком в психологически безопасной ситуации |
Психологическая поддержка со стороны
группы, разрушение стереотипа “одиночества”. Родитель - повышение родительской самооценки, реализация родительской заботы, формирование умений организовывать семейный досуг. Ребёнок - удовлетворение потребности в родительском внимании, совместной игровой деятельности со взрослыми. |
Участие в деловых играх и выполнение
упражнений, обсуждение и анализ действий, эмоций
и результатов (узнал, понял, почувствовал).
Участие в организованной игровой деятельности |
Консультации |
Индивиду-альное консульти-рование | Изучение проблемы конкретной семьи, выявление причины, возникшей ситуации, поиск путей решения данного вопроса. Создание условий для выращивания позиции мудреца в процессе совместного поиска решения проблемы, диалога психолога и родителя. |
Психологическая поддержка. | Рассказ о трудных ситуациях. |
II. Учебная программа.
Учебно-тематический план.
1 год занятий
№ п/п |
Название блока | Название разделов и тем | Кол-во занятий |
1. | Просветительское направление | Вводное занятие Лекции, семинары:
Заключительное занятие |
1 2 2
4 1 |
2. | Тренинговое направление | Тренинги для родителей:
|
1 2 2 |
3. | Консультативное направление | Индивидуальные консультации | По запросу родителей |
ИТОГО: | 15 |
2 год занятий
№ п/п |
Название блока | Название разделов и тем | Кол-во занятий |
1. | Просветительское направление | Вводное занятие Лекции, семинары:
Заключительное занятие. |
1 1 1 1 1 1 3 1 |
2. | Тренинговое направление | Тренинги для родителей:
|
1 2 2 |
3. | Консультативное направление | Индивидуальные консультации. | По запросу родителей |
ИТОГО: | 15 |
3 год занятий
№ п.п. |
Название блока | Название разделов и тем | Кол-во занятий |
1. | Просветительское направление | Вводное занятие Лекции, семинары:
Заключительное занятие |
1 1 1 1 |
2. | Тренинговое направление | Тренинги для родителей:
Совместные занятия для родителей и детей. |
1 1 10 |
3. | Консультационное направление | Индивидуальные консультации | По запросу родителей |
ИТОГО: | 16 |
III. Учебно-методическое обеспечение.
Условия реализации программы.
а) Материально-технические условия.
- Наличие помещения, столов и стульев, ковёр.
- Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
б) Организационные условия.
Наполняемость групп:
- 1 год занятий – 10 человек;
- 2 год занятий – 10 человек;
- 3 год занятий – 20 человек (для совместных занятий детей и родителей - не более 10 пар).
Список литературы для педагога-психолога.
- Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Минск, 1998.
- Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996.
- Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. М., 1988.
- Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб., 2006.
- Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987.
- Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207 с. – с.122 – 148.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (часть1-4) М., 2006.
Список литературы для родителей.
- Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л. С. Сальникова. М., 1998.
- Кейри Э. Учимся владеть чувствами. С.- П.,- 1995.
- Лич П. Младенец и ребёнок. От рождения до пяти лет. М.,1988.
- Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., - 1987.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 2002.