Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи:
- Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
- Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
- Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
Материалы для подготовки и проведения родительского собрания:
- Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.
- Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
Ход собрания
- Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
- Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей (Анкеты в подготовительном этапе).
- Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
- Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
- Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
- Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.
Подведение итогов родительского собрания.
I. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:
- Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
- Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
- Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?
2. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)
- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).
В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 7 человек, в норму укладываются 7 человек, ниже нормы – 8 человек. В сравнении со 2 четвертью стали больше читать слов 5 человек, остальные уменьшили количество слов. Сравнение скорости чтения в 3 классе со скоростью чтения в сентябре 1 класса показало следующее: количество слов за 1 минуту увеличилось с 37 до 87 слов.
- Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.
- Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком. Проверка читательских дневников показывает следующее: ведут читательские дневники 21 человек, записываются только книги заданные для внеклассного чтения, не всегда записи выполнены аккуратно, имеются орфографические ошибки, не у всех есть рисунки к произведениям. Лучшие в оформлении читательские дневники у 5 человек.
3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.
1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.
2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.
3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.
Анкета для ученика
- Любишь ли ты читать книги?
- Сколько времени обычно проводишь за книгой?
- Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
- Какие книги ты предпочитаешь?
- Какие журналы тебе нравятся?
- Кто советует тебе в выборе книги?
- Дарят ли тебе родители книги?
- Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
- Читают ли твои родители книги?
- Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
- Есть ли у вас домашняя библиотека?
- Какую книгу ты прочитал сейчас?
- А какой журнал?
- Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.
Анкета для родителей
- Любит ли ваш ребенок читать книги?
- Сколько времени он обычно проводит за книгой?
- Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги и журналы он предпочитает?
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
- Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
- Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
- Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
- Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?
На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)
Спасибо!
Анализ читательских интересов оформляется в виде сравнительных таблиц.
Рекомендательный список детей.
Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:
- Название книги, автор.
- Почему я её рекомендую.
Рекомендательный список родителей.
Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:
- Название книги, автор.
- Почему я её рекомендую
III. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
IV. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
V. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
Подготовка и проведение видеоигры “Пойми меня”. Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.
VI. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.
Памятка для родителей.
- Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
- Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.
- Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
- Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.
- Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
- Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
- Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
- Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
- Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.
VII. Подведение итогов родительского собрания.
Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.
Возможное решение родительского собрания.
- Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
- Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
- В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
- Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.
Литература:
- Родительские собрания 4 класс.: Москва – 2008г – с.58.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.: Харьков – 1997г.