Физический вечер "Что? Где? Когда?"

Разделы: Физика


Цель такого рода мероприятий: приобщение учащихся к миру науки, к увлекательному процессу поиск, выработка умения преодолевать трудности при решении задач-загадок. Ребята могут следить за напряженной работой мысли играющих, попробовать свои силы

К организации игры с физическим содержанием предъявляются следующие требования:

  • Ее назначение – развитие познавательных интересов учащихся и закрепление знаний, приобретенных на уроках;
  • Она должна вызывать положительные эмоции (например, удовлетворение от удачного, правильного ответа на вопрос);
  • Содержание предлагаемых вопросов должно быть доступным для понимания учащихся, основываться на их знаниях, вынесенных с уроков физики или учебной деятельности;
  • Игра должна в максимальной степени основываться на творчестве и самостоятельности учеников (преподаватель только в случае необходимости оказывает помощь в редактировании вопросов и работе жюри).

Правила проведения игры:

1). Каждая из соревнующихся команд должна иметь свою эмблему, девиз и название;

2). За стол садятся шесть любых членов команды; их состав в течение игры по усмотрению команды может меняться;

3). За нарушение дисциплины, подсказку, выкрики со стороны членов команды, не принимающих в данный момент участия в игре, жюри имеет право наказать команду, сняв с нее определенное количество очков (от 1 до 3);

4). За правильный ответ команде присуждается 2 очка; если ответ правильный, но неполный, то засчитывается 1 очко;

5). Если команда не смогла ответить на заданный вопрос, то очко присуждается той команде, в которой состоит учащийся, придумавший вопрос (он же получает приз); команда, не ответившая на очередной вопрос, уступает место за игровым столом следующей;

6). Если команда ответила на вопрос частично, то по усмотрению жюри очки делятся между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос;

7). Если “выпавший” вопрос придуман командой (группой), которая в данный момент должна играть, то она отвечает на следующий вопрос, записанный на карточке, расположенной на столе, по ходу часовой стрелки;

8). За самый интересный вопрос жюри может присудить команде до 3 очков;

9). В состав жюри входят 5-7 человек во главе с председателем – учителем физики; члены жюри – учащиеся и представители администрации школы;

10). Вопросы игры готовят сами учащиеся, опуская их в запечатанных конвертах в ящичек, находящийся в кабинете физики;

11). На каждом конверте с вопросом указывается его автор и название команды, в которой он состоит.

Игра проводится в актовом зале школы. Одна половина зала отводится для играющих, на другой размещаются болельщики. В центре зала находится стол с “рулеткой”, вокруг него шесть стульев. “Рулетка” представляет собой плоский диск, разделенный на секторы (всего их 12), окрашенные в различные цвета. В центре – вращающаяся стрелка. В секторах лежат конверты с вопросами. На каждом конверте стоит буква и цифра, соответствующая номеру сектора и названию команды.

В ходе игры предусмотрены музыкальные паузы различного характера. Продолжительность игры примерно 1,5 часа, в течение которого разыгрывается 12 вопросов. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее число очков во всех встречах. Играют команды по очереди. Порядок определяется жеребьевкой.

Игра по теме “Мир электричества”

Уважаемые знатоки! Совершим небольшой экскурс в историю развития современной электротехники.

  1. Внимание! “Черный ящик”!
  2. Вопрос: Когда-то давно к одному древнегреческому ученому, жившему в городе Милете, пришла дочь и принесла ему веретено. Девушка оказалась на редкость наблюдательной и заметила, что не раз, уронив веретено, она вынуждена была его долго очищать от сора. Но при этом упрямый предмет только сильнее притягивал к себе мелкие нити и пылинки. Мудрец похвалил дочь и задумался. А в наступившей темноте обнаружил, что если потереть веретено руками, оно покрывается крошечными голубыми искрами. Философ попытался объяснить это явление, не ссылаясь на помощь богов, пытаясь найти причину происходящего в природе. Кто был этот человек, задумавший освободить природу от капризной воли богов, а философию – от мифов? Из какого материала было изготовлено веретено, вы узнаете, открыв “черный ящик” после правильного ответа на вопрос.

  3. Следующая наша остановка приходится на середину 17 столетия.
  4. Вопрос. Город Магдебург, Германия. На ее территории догорает тридцатилетняя война. Город основательно пострадал. Оставшимся в живых предстояло немало работы: нужно было прокладывать улицы среди руин, возводить новые мосты. Тут- то и пригодился молодой инженер, который, к тому же, учился и правоведению. После удачных переговоров с войсками, инженера возвели в ранг бургомистра. Единственное, что смущало горожан, так это то, что наряду с многочисленными обязанностями бургомистр проводил физические опыты. Он заказал у мастера-стеклодува большой шар из серы, а затем, наэлектризовав его ладонью, с удовольствием наблюдал, как танцуют над ним пушинки. А те, что опускались на шар, отскакивали прочь. “Похоже, что наэлектризованные тела не только притягивают, но и способны оттолкнуть легкие тельца!”- сказал себе бургомистр. Чей портрет мы сможем с вами созерцать, после того, как услышим от вас правильный ответ? Кстати, бургомистр не был ученым. Скорее – изобретателем. А в свободное время работал еще и на своей пивоварне. Приложение 1.

  5. Скажите, вы боитесь грозы? Постарайтесь ответить на этот вопрос откровенно. Если не боитесь, то – нет, а коли страшно, то – да! Ничего постыдного в этом нет. Гроза – самое величественное, самое красивое и одно из самых… грозных явлений природы. Трах-тарарах! – грохочет гром. Змеи – молнии жалят землю. Черные тучи накрыли ее, как пологом. Где голубое небо? Где ласковое солнце? Куда спрятаться от пронизывающего ветра, холодного дождя?
  6. В один из таких ветреных дней, когда низкие тучи предвещали грозу, Бенджамин Франклин, англичанин по происхождению, рослый и веселый, всегда полный юмора, человек, увлеченный метеорологией, соорудил из шелкового платка большого воздушного змея и запустил его под облака. К концу бечевки он привязал металлический ключ, а к ключу, в целях безопасности, - шелковую ленту, за которую держался сам. По шелку электричество не передавалось.

    Скоро веревка намокла. Где-то вдалеке громыхнул первый гром. Франклин осторожно поднес к ключу лейденскую банку, и длинная голубая искра клюнула центральный электрод. “Браво! Есть электричество! Я отнял его у неба!” Он заряжал одну банку за другой, убеждаясь, что небесное электричество, добытое змеем, ничуть не отличается от производимого трением. “Прекрасно! Больше я не позволю небесному огню сжигать дома и корабли, убивать людей и наносить ущерб обществу”.

    Вопрос: Назовите изобретение, с помощью которого Франклин “отнял молнию у небес и власть у тиранов”.

  7. “Никто не знает, как он выглядел. Его портретов не осталось, - так начинает свое эссе “Размышление перед портретом, которого нет” писатель Даниил Гранин. – Не сохранилось его писем, дневников, его личных вещей. Нет воспоминаний о нем. Есть только его труды. Это он, Василий Петров, создал небывалый до того физический кабинет для исследований, где возникла у него мысль о батарее, с помощью которой можно было проводить невероятные для того времени исследования. С помощью опытов при использовании это конструкции, Петров ввел в физику термин “электрическое сопротивление.
  8. Вопрос: Что это были за эксперименты? Постарайтесь продемонстрировать один из них.

  9. Внимание! Неизвестный прибор! (В зал вносится модель опытного станка Ампера). Приложение 1
  10. “Я свел явления, наблюденные г. Эрстедом, к двум общим фактам. Я показал, что ток, существующий в самом вольтовом столбе. Действует на магнитную стрелку так же, как и ток соединительного провода. Я описал опыты, при помощи которых я установил притяжение или отталкивание всей магнитной стрелки под действием соединяющей проволоки.

    Я описал приборы, которые предполагал соорудить, и, между прочим, гальванические винты и спирали. Я указал, что последние будут производить во всех случаях те же действия, что и магниты”. Это слова всем известного французского физика Андре Мари Ампера.

    Вопрос: Что за прибор перед вами и какую службу он послужил Амперу, чтобы ученый мог сделать такие выводы?

  11. Внимание на экран! (На экран проецируется изображение подъемного крана 19 века с электромагнитным захватом) Приложение 1.
  12. В 1840 году, когда этому человеку уже было шестьдесят, манчестерцы предложили ему пост директора своего музея. Место почетное, но не прибыльное. А изобретатель, идеи которого положены в основу принципа действия этого устройства, по-прежнему тратил большую часть своего дохода на электрические и магнитные опыты. Десять лет спустя он умер, так и не дождавшись ни признания, ни почестей. Многим из его земляков-англичан даже это имя не знакомо. И только старая надпись на могильной плите напоминает: “Здесь лежит изобретатель электромагнита”.

    Вопрос: Кто этот человек?

  13. Загадочное письмо!
  14. Возвратившись 26 июля 1832 года после выходных в Лондон, Фарадей нашел в почтовом ящике письмо. Открыв конверт, ученый посмотрел на надпись. Там стояли лишь две буквы: “Р.М.” .

    “Сэр! – писал неизвестный. – Прочитав в отчетах института Ваш интересный доклад о магнетизме, я сделал попытку провести эксперимент, который удался мне сверх моих ожиданий, и я думаю, что если его провести в боле широком масштабе, то он дал бы много интересного…”

    Вопрос: Описание какого устройства следовало далее в письме?

  15. Общность научных интересов сблизила этих двух людей. Позднее совместное сотрудничество переросло в дружбу. Они бок о бок трудились в новой, развивающейся области науки об электричестве. Один из них был теоретиком, другой – практиком. Им принадлежат первые испытания электродвигателя.
  16. Вопрос: Назовите фамилии этих ученых, являющихся иностранцами, но работающих на благо России и позднее даже принявших российское подданство.

  17. В конце 70-х годов 19 века на верфях Североамериканских Соединенных Штатов по заказу петербургского Адмиралтейства строились корабли. На их приемку приехал лейтенант русского флота А.Н.Хотинский. Вместе с ним было одно из величайших изобретений человечества, принадлежавшее Александру Николаевичу Лодыгину. Изобретение было запатентовано в России, во Франции, Великобритании, Австрии, Бельгии… Случилось как-то, что молодой лейтенант показал это изобретение Эдисону, которому новинка чрезвычайно понравилась, и американец принялся за усовершенствование русского чуда.
  18. Вопрос: Как во всем мире стали называть это изобретение?

  19. Новая сила – электричество – заявила о себе как победительница всех стихий. Французский рисовальщик и писатель-юморист выпустил в 1833 году фантастический роман “Двадцатое столетие” с массой рисунков, посвященных будущему триумфу электричества.

Вопрос: В каком году, и под каким названием его книга вышла в свет в России?

Источник информации: Томилин А.Н. Мир электричества // Дрофа. – 2007г.