Тип урока: урок овладения новыми знаниями (накопление фактического материала, его осмысление понятий)
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цель урока:
- формировать знания об имени прилагательном как части речи;
- пронаблюдать и проанализировать морфологические и грамматические признаки прилагательного;
- вспомнить синтаксическую функцию прилагательного в предложении;
Программа: “Русский язык” М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; М.:”Просвещение”,2009
Учебник: “Русский язык” авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
Ход урока
1. Орг.момент
Урок начинается с психологической разминки:
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.
2. Словарно-орфографическая работа
Словарный диктант
Задание:
А) запишите в одну колонку слова с корнем –лаг-, в другую – с корнем –лож-;
Располагать, расположить, приложить, прилагать, прилагательное.
Б) сделайте морфемный разбор слова прилагательное.
3. Работа по теме урока
А) Работа с текстом. (Материал для наблюдения проецируется на слайде).
1. Когда разнородн… д..еревья растут вместе и составляют одну зелён.. массу, то все кажутся хороши, но в отдельности одни уступают другим.
Хороша развесист.., белоствольн.., светло-зелён.. берёза, но ещё лучше стройн.., кудряв.., круглолист.., сладкодушист.. во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелён.. липа.
Осина и по наружн.. виду, и по внутренн.. достоинству считается последн.. из стр..евых дерев. Не замечается никем, трепетнолист.. осина бывает красива и заметна осенью.
(По С.Аксакову.)
- Осина трепетная.
- Осина трепетна.
Б) Подчеркните эпитеты в отрывке поэмы “Соловьиный сад” А.Блока
Я ломаю слоистые скалы
В час отлива на илистом дне
И таскает осёл мой усталый
Их куски на мохнатой спине.
Беседа.
- С какой частью речи связано прилагательное? (с существительным)
-Почему? (существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)
-В чём выражается грамматическая связь прилагательного с существительным?
(в числе, роде и падеже)
-Какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (определением и сказуемым)
-Как правильно определить, какой член предложения выражен прилагательным? (Обратить внимание учащихся на место прилагательного по отношению к существительному, с которым оно связано: прилагательное-определение стоит обычно перед существительным, к которому оно относится, а прилагательное-сказуемое – после существительного. Прилагательное в виде сказуемого может стоять только и именительном падеже).
Для доказательства этой мысли выполните упражнение 567.
Выводы по наблюдению:
Физ.минутка.
Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).
3. Работа по учебнику. Стр.224
Сравнение одного и того же текста без прилагательных и с ними
4. Закрепление. Работа в группах.
Используя прилагательные, составьте текст.
1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки)
2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок
3 группа – рекламное бюро (составить рекламу на мебель)
(На выполнение задания – 4 минуты).
Защита работ.
Проблемный вопрос:
- Зачем используются прилагательные в речи? (Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета. В предложении являются определениями).
5.Тесты
1. Установите соответствие между прилагательными (1 колонка) и существительными (2 колонка).
Водная Водяная Водянистая Земляная Земная Земельная |
книга преграда палатка картошка учительница мельница реформа разведка поездка насыпь школа жизнь |
2. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены:
А) в переносном значении
Б) в прямом значении
Каменное здание | Каменное лицо |
Глубокий ров | Глубокое здание |
Мягкое кресло | Мягкий климат |
Сильный зверь | Сильный характер |
6. Рефлексия урока. Домашнее задание: §102 упр.578; составить и записать 4 предложения на тему “Весна”, в которых прилагательные будут выражены определениями и сказуемыми.