Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок овладения новыми знаниями (накопление фактического материала, его осмысление понятий)

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока:

  • формировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • пронаблюдать и проанализировать морфологические и грамматические признаки прилагательного;
  • вспомнить синтаксическую функцию прилагательного в предложении;

Программа: “Русский язык” М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; М.:”Просвещение”,2009

Учебник: “Русский язык” авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

Ход урока

1. Орг.момент

Урок начинается с психологической разминки:

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

2. Словарно-орфографическая работа

Словарный диктант

Задание:

А) запишите в одну колонку слова с корнем –лаг-, в другую – с корнем –лож-;

Располагать, расположить, приложить, прилагать, прилагательное.

Б) сделайте морфемный разбор слова прилагательное.

3. Работа по теме урока

А) Работа с текстом. (Материал для наблюдения проецируется на слайде).

1. Когда разнородн… д..еревья растут вместе и составляют одну зелён.. массу, то все кажутся хороши, но в отдельности одни уступают другим.

Хороша развесист.., белоствольн.., светло-зелён.. берёза, но ещё лучше стройн.., кудряв.., круглолист.., сладкодушист.. во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелён.. липа.

Осина и по наружн.. виду, и по внутренн.. достоинству считается последн.. из стр..евых дерев. Не замечается никем, трепетнолист.. осина бывает красива и заметна осенью.

(По С.Аксакову.)

  1. Осина трепетная.
  2. Осина трепетна.

Б) Подчеркните эпитеты в отрывке поэмы “Соловьиный сад” А.Блока

Я ломаю слоистые скалы

В час отлива на илистом дне

И таскает осёл мой усталый

Их куски на мохнатой спине.

Беседа.

- С какой частью речи связано прилагательное? (с существительным)

-Почему? (существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

-В чём выражается грамматическая связь прилагательного с существительным?

(в числе, роде и падеже)

-Какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (определением и сказуемым)

-Как правильно определить, какой член предложения выражен прилагательным? (Обратить внимание учащихся на место прилагательного по отношению к существительному, с которым оно связано: прилагательное-определение стоит обычно перед существительным, к которому оно относится, а прилагательное-сказуемое – после существительного. Прилагательное в виде сказуемого может стоять только и именительном падеже).

Для доказательства этой мысли выполните упражнение 567.

Выводы по наблюдению:

Физ.минутка.

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

3. Работа по учебнику. Стр.224

Сравнение одного и того же текста без прилагательных и с ними

4. Закрепление. Работа в группах.

Используя прилагательные, составьте текст.

1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки)

2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок

3 группа – рекламное бюро (составить рекламу на мебель)

(На выполнение задания – 4 минуты).

Защита работ.

Проблемный вопрос:

- Зачем используются прилагательные в речи? (Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета. В предложении являются определениями).

5.Тесты

1. Установите соответствие между прилагательными (1 колонка) и существительными (2 колонка).

Водная

Водяная

Водянистая

Земляная

Земная

Земельная

книга

преграда

палатка

картошка

учительница

мельница

реформа

разведка

поездка

насыпь

школа

жизнь

2. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены:

А) в переносном значении

Б) в прямом значении

Каменное здание Каменное лицо
Глубокий ров Глубокое здание
Мягкое кресло Мягкий климат
Сильный зверь Сильный характер

6. Рефлексия урока. Домашнее задание: §102 упр.578; составить и записать 4 предложения на тему “Весна”, в которых прилагательные будут выражены определениями и сказуемыми.