Цели:
- совершенствовать навыки выполнять действия с многозначными числами;
- развивать зрительную память учащихся;
- прививать интерес к произведениям русского народного творчества.
Оборудование: круг-сигнал, карточки с примерами, иллюстрации к сказке “Царевна – лягушка”, краткая запись к задаче, русский народный костюм.
Ход урока
I. Организация внимания
(Девочка, одетая в русский народный костюм, встречает гостей)
- Проходите, гости дорогие, да присаживайтесь. Посмотрите-ка, чему мы научились.
Слишком строго не судите нас, а что понравится – вы запоминайте, да записывайте.
II. Закрепление изученного.
1. Устный счет.
- Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – я приглашаю вас в сказку, а для того, чтобы узнать в какую – вам необходимо решить пример:
100000 – 20000х2 – 2х(250х100) – 9997 = 3
(Находим и открываем книгу с цифрой 3)
- … В старые годы у одного царя было три сына. Вот когда сыновья стали взрослыми, царь собрал их и говорит: “Вот, что сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте. Куда стрелы упадут, там и судьба ваша”. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле.
- Чтобы узнать, куда попали стрелы сыновей, нам поможет эта диковинная вещица
( Дети берут круг-сигнал)
- Ответ примера, который записан на стреле, обозначен определенным цветом. Вы должны решить пример и по его цвету определить место, куда упала стрела.
- Первым выстрелил старший сын.
(Учитель показывает стрелу 120: (12 + 160:20) = 6)
Упала стрела на боярский двор
- Далее выстрелил средний сын (280: (70х5:5) = 4)
Упала стрела на купеческий двор
- Выстрелил младший сын, стрела поднялась и улетела неизвестно куда
(400х (60 – 360:6) = 0).
- Ребята, какой цвет показывает круг-сигнал? Куда попала стрела Ивана-царевича?
…Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес ее домой. Царь сыграл три свадьбы; старшего сына женил на боярской дочери, среднего на купеческой, а несчастного Ивана – на лягушке.
- А сейчас мы с вами узнаем, как звали жену Ивана-царевича, откройте таблицу на с.146
2. Нахождение значения буквенных выражений.
- Первый вариант находит первые четыре значения а, второй вариант – остальные.
а |
0 |
10 |
20 |
30 |
50 |
120 |
240 |
500 |
135ха |
0 |
1350 |
2700 |
4050 |
6750 |
16200 |
32400 |
67500 |
В |
А |
С |
И |
Л |
И |
С |
А |
(Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу)
- А теперь найдите карточку с нужным ответом и составьте имя.
…Царь позвал сыновей: “Пускай ваши жены испекут мне к завтрему хлеб. Иван-царевич голову повесил и пришел домой”. “Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее”.
3. Решение задачи.
Василиса взяла 3100грамм муки, 1400 грамм сахара, 320 грамм дрожжей, 1710 грамм сметаны, 470 грамм меда. Замесила тесто. Какова масса? Выразить в килограммах.
…Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, украшен разными хитростями - по бокам узоры печатные.
Как подал Иван-царевич хлеб, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздник его есть”.
…Вот царь опять позвал сыновей: “Хочу посмотреть, которая из ваших жен лучшая рукодельница. Пускай соткут мне к завтрему по ковру”.
4. Решение задачи на нахождение площади фигуры.
Нужно соткать ковер, длина которого 60 см. Ширина в 3 раза меньше. Найдите площадь ковра. Выразите в квадратных дециметрах.
60: 3 = 20 (см)
60 х 20 = 1200 (см2)
1200 см2 = 12 дм2
… Удивился царь, понравился ему ковер. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир с женами.
Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях. И выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье – частые звезды, - такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Царь и гости диву дались.
В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, нашел дома лягушачью кожу и бросил ее в печь…
Возвратилась домой Василиса, хватилась – нет лягушачьей кожи. “Ах, Иван-царевич, что же ты наделал. Если бы ты три дня и три ночи подождал – я бы вечно твоей была”.
Вопрос: сколько часов нужно было подождать Ивану?
… И сказала Василиса Премудрая, чтобы искал Иван-царевич ее у Кощея Бессмертного.
… Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошел куда глаза глядят.
5. Решение задач на движение.
Через горы Иван-царевич шел 70 часов со скоростью 5 км/час, по полям ему осталось пройти в 2 раза больше того, что он прошел. Какой путь прошел Иван-царевич, пока не увидел избушку на курьих ножках?
… Видит Иван-царевич стоит избушка – к лесу передом, к нему задом. Он и говорит: “Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом”. Избушка повернулась, видит Иван-царевич сидит Баба-Яга. – “Куда, ты, Иван, путь держишь?”
Рассказал все Иван-царевич Бабе-Яге.
- “Трудно тебе придется, да уж ладно, помогу я тебе. Должен ты пройти испытания”.
6. При каких значениях букв верны следующие равенства:
12хА = Ах12
В+В = В+6
2хС = С+5
… Встретишь ты две реки. Одну с огненными берегами, другую – бездонную.
Долго ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до реки с огненными берегами.
Помогите Ивану-царевичу перейти эту реку.
(Дети находят мостик со значением 180)
Вторая река – бездонная, чтобы перейти ее, нужен мостик со значением 300.
27Х7
45Х4
34х90
84Х20
36х5
25х12
… Пошел Иван- царевич дальше, видит стоит, шумит высокий дуб, на нем сундук, а достать его трудно.
Найдите №21 на стр. 147. Составьте первое уравнение.
1920:8=240
… Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц, а затем утка. Дети решают устно уравнение.
Х:8 =900
12хХ=72
7. Творческое задание.
… Иван-царевич взял яйцо, разбил, а там еще задание.
… Освободит Василису Премудрую тот, кто составит пословицу, расположив ответы в порядке убывания:
105х500
силе
120х240
безропотно
5х(21:7)
разуму
(150000-80000)х2
уступить
(40000+500000)х3
можно
8000:5
покоряются
35х900
но
15х(18+2)
только
(Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму)
III. Подведение итогов урока.
… Сколько не бился Кощей, не метался, пришлось Кощею умереть.
Иван-царевич пошел в белокаменные палаты. Выбежала к нему Василиса Премудрая, воротились они домой, и жили долго и счастливо.