Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ через взаимодействие с социальными институтами города

Разделы: Работа с дошкольниками


Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней “цивилизации”, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольных учреждениях.

Поэтому, я считаю, что проблема приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа коллектива образовательного учреждения и консолидация усилий городского сообщества.

Мой педагогический опыт доказывает, что формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от умения создать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми движений, без которых невозможно их правильное физическое развитие.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25 — от окружающей среды, на 16-20 — от наследственности и на 10-15% — от уровня развития здравоохранения в стране.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Образовательное учреждение должно давать детям возможность для самостоятельного накопления опыта. Наиболее успешно этого можно достичь с помощью метода проектов. Детский возраст – время интенсивного формирования и роста, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Таким образом, приобщение к физической культуре в нашем детском саду происходит через реализацию проекта “В мире движений”, который предусматривает сотрудничество с близлежащим социумом: воспитатели, медицинские работники, специалисты и родители нашего дошкольного учреждения; и окружающим социумом – средняя школа, детские учреждения, детская спортивная юношеская школа и спортивно-оздоровительный центр.

Для слаженного взаимодействия детских садов, средних школы и спортивных сооружений необходима, прежде всего, концепция развития учреждения дошкольного образования с четко прописанной программой. Она должна содержать два уровня: первый – решение задач, которые отражают социальный заказ. Цель обозначена. Значит, второй шаг – создание четкого и ясного плана, направленного на реализацию генеральной цели. Шаг третий – организация социального партнерства. Дошкольным учреждениям необходимо проявить инициативу и выйти на руководителей интересующих структур с конкретно сформированными запросами. Далее это организация встречи и диалога с определением взаимных интересов, ресурсов, действий. Успешные результаты не заставят себя ждать, если помнить о цели, общей для всех, - развивать способности детей, научить их заботиться о своем здоровье, заинтересовать, сделать счастливыми.

Цель проекта: Создание атмосферы сотрудничества, направленной на согласованность и перспективность всех компонентов системы здорового образа жизни, на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Достижение поставленной цели решалось через следующие задачи.

  1. Укрепление здоровья и своевременная коррекция имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка;
  2. Привлечение родителей к активному участию в решении организационных и педагогических задач, повышение педагогической культуры родителей;
  3. Формирование у каждого ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определять свои состояния и ощущения;
  4. Формирование у детей устойчивых навыков коллективного сотрудничества и развитие потребности в социальном аспекте.
  5. Знакомство с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.

  6. Формирование позитивного, уважительного отношения к спорту, городу, его жителям, труду.
  7. Повышение мастерства педагогов в вопросах организации работы по физическому воспитанию.

Мы реализовали проект “В мире движений” учитывая ряд принципов.

Социально-психологический принцип, направленный на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, чтобы ребенок хотел заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого использовали игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка. В результате в нашем детском саду дети с удовольствием ходят на физкультурные и секционные занятия, развивают движения самостоятельно в группе и на прогулке.

Интеллектуальный принцип, предполагающий получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме. С этой целью проводятся тематические физкультурные занятия “Познай себя”: “Опора и двигатели нашего организма”, “Сердце свое сберегу”, “Преодолей себя” и др. Также в своей работе используем пальчиковый массаж. Дети массируют пальцы, познают, который из них улучшает работу головного мозга, помогает кишечнику и т.д. Знакомим детей с зарождением Олимпийского движения, через тематические занятия “История развития спорта” и с современными видами спорта, организуя “Олимпиады”, “Веселые старты” и “Экскурсии”. В данный момент разрабатывается положение о проведении “Спартакиады”, как городского мероприятия, в котором будут принимать участие все дошкольные учреждения города Норильска. Такие занятия помогают нашим детям самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни.

Принцип двигательного развития – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс идет так, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, “необыденной” действительности, как специфическая “культура”, к которой им еще только предстоит приобщиться.

Для планомерной и систематической работы по реализации проекта был разработан тематический план. В него входят: серии тематических занятий; физическое обследование детей в форме малых Олимпийских игр; экскурсии; совместные мероприятия с окружающим социумом; праздники и развлечения с участием родителей; тематические недели здоровья, что способствует расширению знаний детей о физической культуре и спорте, спортивных сооружениях на микрорайоне, где живут дети, профессиях людей и формирования на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности. Проект, включает в себя все виды детской деятельности и учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ: художественно – эстетическое и познавательное.

Для удовлетворения запросов родителей в данном направлении мы проводим анкетирование, которое помогает выявить запросы родителей и более результативно строить работу образовательного процесса. Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду — роль пассивного потребителя образовательных услуг. Теперь наши родители активно учувствуют в жизни детского сада, вместе с детьми принимают участие в совместных досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День семьи”, “Новогодний калейдоскоп”, “День защитника Отечества”, “День защиты детей”; совместные экскурсии; спортивные развлечения “Мама, папа, я — спортивная семья”, “Сильные, ловкие, смелые”; оформление фотовыставок в группах “Наши папы — защитники”, “Мамы разные нужны”; конкурсы совместных творческих работ детей и родителей — “Веселая физкультура”.

Для оценки эффективности реализации проекта разработаны критерии, позволяющие определять уровень сформированных представлений, знаний и умений. Диагностика детей, с которыми проводилась работа, показала, что у них появился интерес к своему здоровью, к различным видам спорта. Этот интерес проявился не только в беседах и интервью, но и в детских рассказах, рисунках, от детей он передался родителям. У детей отмечено уважительное отношение к спорту, истории, культуре олимпийского движения.

На педагогических советах, семинарах, консультациях обсуждаются вопросы общего и индивидуального развития детей, уточняются знания об особенностях дошкольного возраста, с помощью промежуточной диагностики ведется анализ усвоения воспитанниками программных задач, на основе полученных результатов строится индивидуальная коррекционно-развивающая работа. В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.

Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психо-эмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций. Разные виды музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма, поэтому при нарушении дыхательной функции можно использовать, например, духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев — клавишные, а при нарушении психоэмоциональной сферы — разыгрывать специальные этюды и упражнения. В целях пропаганды здорового образа жизни, мною организованна секция аэробики “Разноцветные фантазии”. Аэробика - одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов аэробики для дошкольников я учитывала не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы разработаны с учетом возрастных особенностей детей, с подобранной музыкой, и по содержанию, передающие движения образно, в игровой форме. Разученные комплексы мы включаем в праздники и развлечения как показательные выступления.

Каждый наш шаг можно оценить с точки зрения здоровья. Например, как мы сидим (осанка). Можно сделать упражнения, не вставая со стула (для ног, мышц брюшного пресса, спины и т.д.). Когда модель здорового образа жизни войдет в привычку, то станет необходимой, как глоток свежего воздуха. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует решению этой задачи.

Пропагандируя идеи социального партнерства. Мы установили тесное взаимодействие с МОУ СОШ № 38 – это проведение совместных праздников, соревнований, экскурсий на занятия по физической культуре на начальном звене школы. Установлено тесное деловое взаимодействие между мной и учителями по физической культуре, что дает возможность обмениваться опытом работы по развитию физических способностей у детей. Отслеживать преемственность физического развития наших выпускников.

Одним из городских спортивных объектов, который находиться рядом с нашим дошкольным учреждением является Детская Спортивная Юношеская Школа и спортивно-оздоровительный центр “Восток”. Нам не сложно было спланировать и организовать работу с этими учреждениями, так как их руководители тоже заинтересованы в пропаганде здорового образа жизни. Мы приглашаем на показательные выступления детей учащихся в этих спортивных школах (среди которых большое число выпускников нашего детского сада), они демонстрируют свои физические возможности, обучают элементам спортивных упражнений. Дети нашего детского сада с большим удовольствием ходят на экскурсии в спортивную школу, расширяют кругозор, получают представление и элементарные знания о спортивном оборудовании и его назначении. Среди наших воспитанников с каждым годом увеличивается число детей посещающих данные спортивные школы. На родительские собрания приглашаем тренеров, что дает возможность вести пропаганду физкультуры и спорта, как укрепления физического здоровья детей.

С дошкольными учреждениями, находящимися по соседству ДОУ № 74 “Земляничка” и ДОУ № 93 “Капитошка” мы регулярно проводим совместные олимпиады, эстафеты на свежем воздухе в летнее время года, спортивные состязания в спортивном зале МОУ СОШ № 38, в котором принимают участие команды от детского сада и команда первоклашек от школы.

Мы уверены, что работа по оздоровлению детей способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В ходе реализации проекта мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Знания, приобретенные детьми в ходе работы над проектом, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

Что может быть стержнем, на который нанизываются приобретенные ребенком дошкольного возраста сведения о здоровом образе жизни? Мы убеждены, что содержание образования дошкольника должно строиться “вокруг человека”. Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества.

Проект направлен на решение вопросов физического воспитания детей и формирования навыков здорового образа жизни в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание было расширено нами за счет решения задач по двигательной и познавательной активности, с учетом особенностей крайнего Севера.

Таким образом, результаты позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по разработке и внедрению новых подходов и принципов построения воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в детском саду и могут быть использованы в дошкольных учреждениях не только оздоровительной направленности.

Грамотно организованная здоровьесберегающая среда дала положительные результаты: снизилась заболеваемость, высок уровень интеллектуального развития наших выпускников. Наши дети легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, жизнерадостны и подвижны. Мы считаем, что реализация проекта и преемственность развивающего образования необходима в области физического воспитания дошкольников. Для этого развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.