Цели урока: формирование знаний о лиственных и хвойных растениях; научить распознавать хвойные и лиственные растения осенью.
Обеспечение: Книги: “Мир вокруг нас” – учебник для первого класса, тетрадь “Оглянись вокруг” под редакцией А.А. Плешакова, индивидуальные карточки, книги: “Мы идем в лес”, таблица “Лиственные и хвойные растения”, гербарии, конверты с заданиями, листья и веточки хвойных и лиственных растений.
Ход урока
I.
Организационный момент.II.
Вступительная беседа.Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в царство “Берендея”. А экскурсоводом у нас будет наш друг Лесовичок.
Итак, в путь! Ой, что же это такое? Похоже, это конверт. А что интересно внутри?
III.
Повторение.Учитель. Это загадки. Их прислал царь Берендей. Давайте отгадаем их.
(Учитель читает загадку, дети отгадывают. Затем рассказывают о каждом дереве, параллельно учитель показывает их на таблице и гербарии.)
Стоит красавица –
Косы зеленые,
Платье белое,
Кора горючая,
Ветка плакучая,
Семя летучее. (Береза.)
Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото-сережки. Древесина березы очень плотная. Из нее делают даже части машин и инструменты. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без сока береза зачахнет и погибнет.
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб.)
Дуб растет очень медленно, но зато живет он до тысячи лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина, ценится как очень прочная и красивая. Кора дуба содержит лекарственное вещество, а для животных и птиц дуб – настоящая кормушка.
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок-то – медок,
Лечит от кашля, хрипа и гриппа. (Липа.)
Липа цветет летом, и цветы ее медоносны. Липовый мед считается самым лучшим. Липовый чай помогает от простуды. Древесина липы очень мягкая, поэтому она незаменимый материал для резьбы. В липовых кадушках хорошо сохраняются продукты.
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Штили колючие,
Под тучами летучими. (Ель.)
Ель обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино... Из ели делается и бумага. А для нас с вами елка – украшение нашего дома в праздник Нового года.
Стоит столб до небес,
А на нем шатер – навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый. (Сосна.)
Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.
– Хорошо, а сейчас прочитаем про эти деревья в наших книжках “Мы идем в лес”. (Читают ученики.)
– Как называется лес, в котором много берез? (Березовая роща.) И так далее.
IV.
Работа над новым материалом.– Итак, можно отправляться дальше. Попали мы в хвойный лес. А почему в хвойный? (Ответы детей.) Дальше идти не можем. Конверт нам путь загородил. Что же в нем? Вопросы:
1. Какие ты знаешь хвойные растения?
2. Какой у них внешний вид осенью?
(Ответы детей.)
Идем дальше. Перед нами какой лес? (Лиственный.). А как вы узнали? (Ответы детей.)
И здесь лежит конверт. Ответим на вопросы:
1. Какие вы знаете лиственные
растения?
2. Какой у них внешний вид осенью?
3. Какого цвета у них листья?
Вышли мы на лесную полянку. Отдохнем немного.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кистью встряхнули.
Это ветер сбивает росу.
Руки в стороны,
Плавно помашем.
Это птицы к нам летят.
Как они сядут,
Тоже покажем.
Руки сложим,
Сядем вот так!
V.
Практическая работа.А куда же мы отправимся дальше? Может, ответ на наш вопрос мы найдем в этом конверте? Чтобы получить ответ нужно выполнить практическую работу. По гербарию даем характеристику растениям по плану:
1. Название растения.
2. Хвойное или лиственное?
3. Дерево или кустарник?
4. Где ты видел это растение?
5. Были ли на нем листья?
6. Были ли плоды (шишки)?
7. Изменилось ли растение осенью по сравнению с
летом?
(Дети дают характеристику хвойным и лиственным растениям.)
– Итак, мы побывали в осеннем лесу. Какой мы можем сделать вывод?
VI.
Обобщение.– Как изменились деревья с приходом осени? (Ответы детей.)
Мы с вами – друзья леса. Давайте прочитаем правило друзей леса:
Много леса – не губи,
Много леса – береги,
Нет леса – посади.
– Как нужно себя вести в лесу? Чего нельзя делать? (Ответы детей.)
VII.
Итог урока.– Что запомнилось вам из урока? Что понравилось? Что нового узнали?
Молодцы, дети, хорошо поработали на уроке.
Домашнее задание. Ответить на вопросы на с. 16–17; рисунки осеннего леса.