Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (мини-проекты)

Разделы: Русский язык


Тема: «На ней – то всё и держится»

Цели:

  • Образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения, посвящённого Дню семьи;
  • Развивающие: развитие творческого мышления
  • Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, воспитание чувства уважения к семье
  • Компетентностные: развитие умения работать в группах, умение строить собственное высказывание по предложенному плану.

1. Вступительное слово учителя

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Вы, конечно, знаете, что наш урок сегодня посвящен семье.

15 июня 2007 года президент России издал указ о «Проведении в Российской Федерации Года семьи»

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.

В русском фольклоре много пословиц о семье. Давайте вспомним их, если вы затрудняетесь, то можете обратиться к подсказкам у вас на столах. Приложение 4

  1. На что и клад, коли в семье лад
  2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  4. Семья крепка ладом.
  5. Зачем и клад, коли в семье лад
  6. Когда нет семьи, так и дома нет.
  7. Человек без семьи, что баран в море

2. Постановка задачи урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как изображается семья в искусстве.

А помогут в этом нам художественное слово, живопись, музыка, и я уверена, что к концу урока у вас возникнет тот Образ Счастливой Семьи, о котором вы напишите сочинение. Но для этого все мы должны хорошо поработать.

Я подготовила для вас иллюстративный материал, а ваша задача – прокомментировать его.

Для вас приготовлены задания. В начале урока вы объединились в три группы и получили карточки. Итак, каждая группа сейчас приступит к подготовке своего выступления. В этом вам помогут инструкции, которые лежат у вас на столах

Первая группа познакомит со стихотворениями, посвященными семье (Приложение 1)

Вторая группа представит нам, как тема семьи представлена в музыке. (Приложение 2) Музыкальное сопровождение. Звучат песни Долиной и Лещенко.

Третья группа проведёт небольшую экскурсию в картинную галерею. (Приложение 3)

Я уверена, что вы великолепно справитесь со своими заданиями.

Время для подготовки ваших выступлений – 15 минут.

Я в это время буду выполнять роль консультанта.

3. Выступление учащихся.

Инструкции для первой группы

1. Инструкция по выполнению вашего задания.

Задача вашей группы: познакомить присутствующих со стихотворениями, посвящёнными семье.

Моя семья

Мне послана судьбой моя семья.
Она дает мне теплоту, участье.
В ней сын и дочка, мама, брат и я,
И внучка милая – мой лучик счастья.
Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает.
Я буду жизнь всегда за то любить,
Что мне награда – их любовь большая
Нам послана судьбой семья.
Она дает нам теплоту, участье.
В ней сын и дочка, мама, папа,
Все семь Я -
И внучка милая – тот лучик счастья.

Задание:

  1. Прочитайте самостоятельно стихотворения, определите интонацию стихотворения.
  2. Составьте рассказ по предложенным вопросам, используя слова и выражения, данные вам в помощь.
  3. Подготовьте выступление группы по плану:
    • Первый ученик читает выразительно стихотворение
    • Второй – рассказывает о том, кому посвящено оно и каким настроением окрашено, какова мелодия стихотворения
    • Третий – рассказывает о тех художественных средствах, которые использует автор, чтобы раскрыть образ семьи.
    • Четвёртый – рассказывает о лексических особенностях стихотворения
    • Пятый и шестой – выразительно читает ещё стихотворени

Ваши выступления должны быть эмоциональными, выразительными, чёткими, громкими.

Дерзайте! У вас всё получится!

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения: неторопливо льющаяся мелодия, способна заворожить одним своим звучанием, образ семьи, плавность ритма придаёт лёгкость стихотворению, использует эпитеты: теплота, любовь большая; уменьшительно- ласкательные суффиксы (пример), придаёт стихотворению плавность, нежность

Метафора: лучик счастья, дом радостью сверкает

Лексические особенности:

Стихотворение эмоциональное или неэмоциональное (как выражается)

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Инструкции для второй группы

Задача: познакомить присутствующих с музыкальными композициями, посвящённых семье.

Звучат песни Ларисы Долиной «Погода в доме», Льва Лещенко «Родительский дом».
Для этого:

  1. Прослушайте отрывок из песни.
  2. Составьте рассказ по предложенным вопросам, используя слова и выражения, данные вам в помощь.
  3. Подготовьте выступление группы по плану:
    • Первый ученик читает вступление ( кто исполнитель, что за песня)
    • Звучит первый куплет и припев этой песни.
    • Второй ученик на фоне звучащей музыки рассказывает о чём эта песня.
    • Третий ученик дополняет или продолжает рассказ второго. ( какие слова главные в песни, мелодия песни, какие чувства вызывает)

(Всего ваш рассказ должен состоять не менее, чем из 5 – 6 предложений)

Ваше выступление должно быть эмоциональным, выразительном, чётким, громким.

Дерзайте! У вас всё получится!

Вспомните песню, прочитайте слова этой песни. Ответьте на вопросы.

  1. Кому посвящена эта песня?
  2. Какие слова в песни являются главными?
  3. Какие картины вы представляете, слушая эту песню?
  4. Какое настроение создаёт эта песня?

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

  1. Слушая песню, представляешь…..
  2. Поэт Михаил Танич и композитор Горобец смогли передать в песне самое главное……….
  3. Сама песня наполняет душу ………….
  4. Главные слова этой песни заключены в следующих словах………

Слова и выражения для помощи: светлое настроение, спокойствие, теплота, уют, лирическое настроение, радостью

Песня «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко

  1. Слушая песню, представляешь…..
  2. Поэт Рябинин и композитор Шаинский смогли передать в песне самое главное для человека…….
  3. Сама песня наполняет душу……
  4. Главные слова этой песни……..

Инструкции для третей группы.

Задача вашей группы: познакомить присутствующих с картинами, посвященных семье.

Для этого:

  1. Посмотрите внимательно репродукции.
  2. Составьте рассказ по предложенным вопросам, используя слова и выражения, данные вам в помощь.
  3. Подготовьте выступление группы по плану:
    • Несколько учеников рассказывают об истории создания картин.
    • Остальные участники группы выступают с подготовленным рассказом – впечатлением по картинам
    • Ваши выступления могут быть самостоятельными, либо дополнять друг друга.

Ваши выступления должны быть эмоциональными, выразительными, чёткими, громкими.

ДЕРЗАЙТЕ! У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

Работа по картине

В живописи многие художники обращались к теме Семьи. Вот например, картины Моленара Яна Минсе «Семейный портрет», Рембранта Харменса ванн Рейна, Иле Иоганна Эдуарда «Семейный портрет Гертруды Эггени с детьми», Якова Козлова «Семья».

Известный импрессионист Пьер – Огюст Ренуар говорил: « Для меня картина...должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да - красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной".

Вы видите картины двух известнейших художников-импрессионистов Эдуарда Мане и Пьера-Огюста Ренуара. Эти картины были написаны одновременно в саду Клода Моне в Аржантёйе. На картинах изображена семья Клода Моне: его жена Камилла и сын Жан (на картине Мане также изображен Клод Моне). Так спустя годы Моне рассказал об этом:
"Восхитительна картина Ренуара, которой я сегодня счастлив обладать, есть портрет моей жены. Она изображена в саду нашего дома в Аржантёйе в один прекрасный день, когда Мане очарованный цветом со светом, начал писать на пленэре картину с фигурами под деревьями. Во время сеанса приехал Ренуар. Завороженный, в свою очередь, очарованием сцены, он попросил меня дать ему мою палитру, кисти и холст и принялся работать бок о бок с Мане. Краем глаза тот наблюдал за Ренуаром, время от времени бросая взгляд на его полотно.

"Искусство - это вторая религия... искусство облагораживает человека, делает его гуманным",-любил говорить другой известный живописец.

Перед вами картины двух известных художников. Картина «Семейный портрет Волковых» Маковского зеркально повторяет композицию «Семейного портрета» кисти великого фламандского портретиста Антониса Ван Дейка.

Довольством дышит облик главы семьи. В образе Софьи Николаевны художник уловил черты властной натуры и сильного характера. В центре картины — ребенок, одетый в светлое платье, перевязанное на поясе голубым бантом, длинные волосы локонами опускаются на плечи, он безмятежно смотрит на зрителя.

А вот перед вами картина « Семейный портрет Морковых» крепостного художника Василия Тропинина. История этой картины очень интересна.

«Однажды к Морковым на ужин приехал ученый француз, которому предложено было от хозяина взглянуть на труд художника. Войдя в мастерскую Тропинина, бывшую во втором этаже барского дома, француз, пораженный работою живописца, много хвалил его и одобрительно пожимал ему руку. Когда граф с семейством садился за обеденный стол, к которому приглашен был и француз, в числе многочисленной прислуги, появился из передней наряженный парадно Тропинин.
Француз, увидев вошедшего художника, схватил стул и принялся усаживать Тропинина за графский стол. Граф и его семейство этим поступком иностранца были совершенно сконфужены, как и сам художник-слуга. Вечером того же дня граф Марков обратился к своему живописцу: Послушай, Василий Андреевич, твое место, когда мы кушаем, может занять кто-нибудь другой».
Смущенный Mopков после этого случая навсегда освободил Тропинина от обязанностей прислуживать за столом.
Слухи о необыкновенном таланте крепостного художника разошлись по всей Москве. Многие помещики заказывали ему свои портреты.

План ответа – рассказа по картине.

  1. Что изображено на картинах?
  2. На что зритель обращает внимание?
  3. Какова цветовая гамма картины?
  4. Какое настроение создаёт картина у зрителя?

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

  1. На картинах мы видим……
  2. Наше внимание привлекают……
  3. Поражает разноцветье картины……
  4. Глядя на картины, мы вместе с её героями…….

Слова – помощники:

Летний отдых, солнечный день, умиротворённость, спокойствие, теплота, тёплые мягкие тона, дружная семья, радуемся тёплому дню, радостное настроение, картины наполнены радостью

4. Заключительное слово учителя

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

А вот, что о семье говорили великие люди прошлого:

« Семья начинается с детей» - Герцен А.И.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по – своему» - Л.Н.Толстой.

«На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники» - Цицерон.

«Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину» - Цицерон.

«Добродетель родителей – большое приданое» - Гораций.

Если какое – нибудь высказывание вам понравилось, вы можете взять его как эпиграф к вашему сочинению

Ну, что же, друзья, я думаю, что у нас с вами получился замечательный урок, на котором все вы великолепно поработали.

А закончить наш урок я бы хотела вот каким стихотворением:

Вот как я семью нарисовал:
Мама — круг,
А бабушка — овал,
Папа — треугольник,
Младший братик —
Этот замечательный квадратик.
Как же я себя изображу?
По бумаге перышком вожу,
То туда вожу им,
То обратно я —
Получилось что-то непонятное:
Уголки,
Неровные края…
Мама, неужели это я?

А как вы представляете себе счастливую семью?

Обсудите в своих группах и придумайте эмблему счастливой семьи. (заготовка эмблемы и карандаши у каждой группы на столе)

На доске у нас прикреплён ватман, поместите свои эмблемы на этот ватман.

5. Домашнее задание.

Напишите сочинение: «Моя дружная семья»

Презентация.