"Земля – наш дом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Зал оформлен по временам года.

Весна: картина с изображением весны, стол, на котором ваза с цветами (ландыши, подснежники), стульчик для весны.

Лето: картина с изображением лета, стол, на котором букеты цветов, ваза с ягодами, стульчик для лета.

Осень: картина с изображением осени, стол, на котором стоит ваза с фруктами, корзина с овощами, высокая ваза с колосьями пшеницы, на подносе с рушником лежит каравай; стульчик для осени.

Зима: Картина с изображением зимы, елка, украшенная новогодними игрушками, две корзины (корзина со снежками и с шишками), стульчик для зимы.
Столик с двумя хрустальными фужерами, два молоточка.
Пенек для Мухомора.
Осенние веточки.

Звучит песня В. Шаинского «Рассвет чародей ». Дети входят в зал, встают полукругом у центральной стены.

Ведущий:

Много раз встречали праздник в этом зале,
Но такой, как этот, мы еще не знали.
Сегодня мы отмечаем День рождения Земли –
Нашего общего Дома.
Живя в этом доме, человек должен быть добрым,
Должен заботиться о других живых существах.

1 ребенок:

Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.

2.ребенок:

Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной.

(Дети под музыку садятся на стульчики.)

Ведущий:

- Ребята, отгадайте загадку:

-Кто в году четыре раза переодевается?

Дети:

- Земля.

Ведущий:

- Правильно, ребята, это Земля. А почему? Какие времена года вы знаете? В какую одежду Земля переодевается Весной? Летом?

Осенью? Зимой?

- А в народе еще говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Под лирическую музыку входит Земля. (Танец Земли.)

Земля:

Словно крыша, над Землею голубые небеса.
А под крышей голубою – горы, реки и леса.
Океаны, пароходы и поляны, и цветы.
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Дом под крышей голубою и просторный и большой.
Дом кружится возле солнца, чтобы было всем тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.

Ведущий:

- Ребята, давайте поприветствуем землю.

Дети встают возле своих стульчиков.

Приветствие:

- Здравствуй, небо голубое! - дети поднимают руки вверх.

- Здравствуй, солнце золотое! - руки вперед.

- Здравствуй, матушка – Земля! - руки вперед и в стороны.

Земля:

- Здравствуйте, мои друзья!

Ведущий:

- Ребята, посмотрите, как красива наша Земля. Давайте будем беречь ее красоту.

Земля:

-Сегодня к вам на праздник я пригласила четырех своих дочерей, а кто

они вы сейчас увидите.

На фоне музыки «Рондо Венециано» выходят все времена года.

Земля:

Только появились на деревьях почки,
Новенькое платьице сшила мать для дочки,
С яркими цветами и голубизною.
Маленькую дочку назвала Весною.

Под музыку выходит девочка-Весна, исполняет свой танец, кланяется Земле, встает возле своего стульчика.

Земля:

Дочь свою вторую, называя Летом,
Мать дала ей много солнечного света.

Под музыку выходит Лето, исполняет свой танец, кланяется Земле, встает возле своего стульчика.

Земля:

Спелыми плодами любовалась мать,
Осень – третью дочку стала называть.

Под музыку выходит Осень, исполняет свой танец, кланяется Земле, встает возле своего стульчика.

Земля:

Снегом, украшая горы и дома,
Имя старшей дочке мать дала – Зима.

Под музыку выходит Зима, исполняет свой танец, кланяется Земле, встает возле своего стульчика.

Земля:

- Ребята, а давайте мы сейчас заглянем в каждое из времен года? Хотите?

Дети:

- Да!

Земля:

- А сопровождать нас будут замечательные стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Послушайте, какими прекрасными словами поэт сказал о Весне.

Ребенок:

Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега.
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.

В центр зала выходит девочка-Весна.

Весна:

- Меня зовут Весною, я – девочка Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи,
Чтоб с юга прилетели веселые грачи.

Земля:

- Пригрело солнышко и на лесной проталинке появились первые цветы.

Ребята, а какие первые цветы появляются Весной? Правильно, подснежники.

Солнышко пригревает, и с крыш капают маленькие звонкие капельки: кап-кап, кап-кап.

(Двое детей поочередно стучат молоточком по хрустальным фужерам, издавая звук капелек. В это время две девочки – капельки занимают свои места для танца.)

- Выполз мишка из берлоги, потянулся, хватит спать.

(Ребенок в костюме медведя встает со стула, потягивается, и садится на заранее отведенное место).

Земля:

- А за ним Лисичка вышла погреться из своей норы

(Девочка в костюме лисички выбегает и занимает свое место.)

- Посмотрите, даже Зайка прискакал свои лапки погреть.

(Выбегает зайчик)

Земля:

- А капельки все кап-кап, кап-кап…

(Дети снова стучат молоточкам по фужерам, издавай звук капелек.)

Исполняется сценка - танец «Две капельки» .Диск «Весенняя палитра»

Выступающие кланяются и садятся на свои места на стульчиках.

Земля:

- Послушайте как А.С.Пушкин описал лето.

Ребенок:

Румяной зарею покрылся восток,
В селе за рекою потух огонек,
Росой окропились цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.

В центр выходит девочка - Лето.

Лето:

Все от солнца яркого расцвело, -
Это лето красное к вам пришло
По росистой травушке, по траве,
По зеленой, шелковой мураве.
По садам и по долинам
Лето в гости к вам идет.
Землянику, и малину,
И смородину несет.

Земля:

Лето к нам идет лугами,
Осыпает их цветами.

(На фоне музыки «Вальса цветов» П.И Чайковского.)

Земля:

Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Выбегают ромашки, занимают места для танца.)

Земля:

Все знакомы с ними: яркие, как пламя,
Они однофамильцы с мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикой алой…(гвоздикой).

(Гвоздика занимает место в танце.)

Земля:

Строги и злы красавицы,
Когда к ним прикасаются.
Что же это за цветы? ( Розы.)

(Розы занимают места для танца.)

Земля:

Яркие цветочки, желтые глазочки.
Ну-ка, астры, выбегайте,
И в букет скорей вставайте.
(Астры занимают места для танца.)

Ребенок:

Если б в поле расцвели только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!

(А. Шмыгин)

(Танцевальная композиция « Вальс цветов» П.И Чайковского, по окончании дети – цветы занимают свое первоначальное место на полянке. Музыка продолжает звучать, на этом фоне продолжается композиция с насекомыми.)

Земля:

Как удивительна природа летом.
Сколько можно увидеть интересного.
Вон, смотрите, над лужицей модница кружится,
Порхает в цветной пелерине
На зависть любой балерине.
(Бабочка выбегает, танцует и занимает свое место между цветами. )

А эта кроха – вертолет
Никогда не устает.
Все летает и летает,
Быстро в воздухе мелькает.
Крылья будто слюдяные,
Очень легкие, большие.

Земля:

Ой, смотрите, кто это?
Красные капельки в черную точку
К солнышку в гости ползут по листочку.
Конечно, это божьи коровки.
(Божьи коровки встают со стульчиков и также занимают свои места.)

Земля:

А вот и пчелка прилетела,
Не сидится ей без дела.
С цветочка на цветок летает
И пыльцу там сбирает.
(Пчелка выбегает, танцует и занимает свое место между цветами. Музыка заканчивается.)

Земля:

Посмотрите, какая красота!

На полянке собрались насекомые и веселятся, танцуют.

Танец «Парная полька». Диск А.Бурениной» Ритмическая мозаика».

Все рассаживаются на свои места.

Земля:

- А самым любимым временем года у Александра Сергеевича Пушкина была Осень. Вот как он ее описал в своих стихах.

Ребенок:

Унылая пора очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.

Земля:

- Дети, о чем эти строки?

Дети:

- Об осени.

Земля:

- Правильно, об осени. Выходи, Осень, настал и твой черед.

Осень:

Я – Осень золотая, спешу вас удивить.
Богатством урожая, ковром цветным укрыть.
Рассыпанным листвою и гроздьями рябин,
Причудливой красою прозрачных паутин.

Земля:

- Здравствуй, Осень золотая, рады видеть мы тебя.

Скажи, Осень золотая, что в подарок принесла?

Осень:

Всех гостей я угощаю вкусным, пышным караваем.
Он на блюде расписном, с разноцветным рушником.
Каждый ломтик хлебушка пахнет теплым небушком.
И земля всю силу в хлебе затаила.

Земля:

Вышла Осень погулять,
Летний лес разрисовать.
Кисточки свои взяла,
Листья красить начала.
Лист бордовый у осинки,
У березки – золотой.
Красны клены и рябинки
Лес, как терем расписной.
(Осень и Земля во время слов раздают осенние веточки всем детям.)

Осень:

- А хотите вместе с вами
В том лесу все побываем?

Исполняется танец-хоровод «Осень –дивная сказка». Кассета «Звездочки в саду» муз. М. Парацхаладзе.

Все садятся на свои места, а в центре зала остается Мухомор, встает на пенек

Земля:

Опустела вся полянка,
Лишь стоит одна поганка.
Хоть красивый этот гриб,
Но ужасно ядовит!

Мухомор:

Я - самый яркий гриб лесной!
Не сравним никто со мной!
Виден издали в лесу,
Только радость всем несу!
Людям есть меня нельзя,
Очень ядовитый я.
Знайте и не подходите,
Только издали смотрите.

Земля:

- Мухомор, а ребята знают о тебе песню, хочешь послушать?

Песня «Мухомор». Сборник «Ромашка»муз. К.Макаровой.

Земля:

- И о моей четвертой дочери - Зиме писал А. С. Пушкин

Ребенок:

Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл
И вот сама –
Идет волшебница Зима.
Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки - Зимы.

Зима:

Я – Зима – Метелица!
В гости к вам пришла.
Кто любит мой пушистый снег,
Узоры на окне?
Кто любит санок быстрый бег?
Кто радуется мне?

Ребенок:

Мы любим, Зимушка, тебя,
Твой иней и ледок,
И снег пушистый на ветвях,
И санки и каток.

Земля:

Вот как весело зимой.
Спасибо тебе, Зимушка,
За твой беленький снежок,
За твой гладенький ледок,
За узоры на стекле
И за праздник детворе.

Земля:

Ребята, а какому празднику мы зимой очень рады?

Правильно, Новому году!

Зима:

Очень я довольна всеми,
Да, мое настало время.
Только слышу шум да треск,
Кто-то там тревожит лес!

Под веселую песню «Кикимора» Диск Е.Зарицкой ,сборник «Саманта» выходит взрослый в костюме Кикиморы, проходит по залу. Дети поочереди встают и присоединяются за Кикиморой и вместе с ней танцуют ее танец.

Кикимора:

Что случилось, непонятно?
Только что было тепло,
Вокруг было так светло.
А потом все пожелтело,
Листва с деревьев облетела.
А теперь вообще – зима…
Испугалась даже я.

Земля:

Не пугайся, Кикимора. Ничего страшного не произошло,

Просто сегодня к ребятам в гости пришли все времена года.

А когда праздник закончится, все встанет на свои места.

Кикимора:

Ох, слава богу, а то я уже распереживалась. Но все же зябко, холодно Зимой.

Земля:

А чтобы вы не замерзли, мы сейчас погреемся.

Зима, зови детей поиграть.

Зима:

Хорошо, ко мне давайте,
В круг, скорее все вставайте
И за мною повторяйте.
(Проводится «Игра в снежки» . Сбоник «Сказка приходит на праздник» автор Р.Ю. Киркос и И.А. Постоева.

По окончании игры дети садятся на свои места.)

Кикимора:

- Ну, Зима, ты намела столько снега. Ребята, посмотрите, сколько снега у вас под ногами (дети достают из-под стульчика мешочки со снегом (крахмалом) и трещетки. )

Тише-тише!
Шла я по лесу:
Как на горке снег, снег,
(На слова «Снег, снег…» - дети выполняют нажим на мешочек с крахмалом имитируя звук снега.)
И под горкой снег, снег.
Как на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь (Проводят по ребристой поверхности палочкой, изображая храп медведя)
Тише, тише, не шуметь. (И. Токмакова)

В конце стихотворения необходимо сделать затихание – дети как будто тихо уходят от опасного места. Атрибуты убирают под стулья.

Кикимора:

- Ой, как у вас интересно! Вы меня удивили. Я тоже люблю все времена года: Весной - люблю подснежники, Летом – теплый дождик, Осенью – люблю собирать разноцветные листочки. А Зимой люблю поспать и посмотреть цветные сны. Ой, а это что у вас?

Земля:

- Это воздушные шары.

Кикимора:

- А что сними можно делать?

Берет в руки один шарик, рассматривает его и как бы случайно шарик лопается.

Земля:

- Можно играть, запускать в небо и танцевать.

Кикимора:

- И танцевать? Можно я с вами тоже буду танцевать, я сейчас всем детям шары раздам.

(Кикимора и Земля раздают шары, по очереди называя, на что они похожи.)

Земля:

- Эти шарики похожи на наш мир, они такие же разноцветные, как радуга. Есть похожие на облака, они голубые, на осенние листики, они оранжевые и красные, на теплое весеннее солнышко – желтые.

Ребенок:

Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет!
Если песня в небе кружится,
Веселей звенит заря!
Если все вокруг подружатся,
Улыбнется нам Земля!

Дети исполняют танец «Росиночка - Россия». Диск Е.Зарицкой, сборник «Саманта» № 2.

Дети встают полукругом.

Земля:

Вот и кончилось веселье,
Наступил прощанья час,
Вы скажите откровенно,
Вам понравилось у нас?

Ведущий:

- На этом наш праздник окончен, но вы, ребята, должны всегда помнить, что Земля у нас одна, ее надо беречь, охранять. Каждую травинку, каждого жучка, и она вам отплатит тем же.

Под эту же музыку дети выходят из зала.

   
Весна                                     Лето                                      Осень

 
Зима                                 Земля