Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Раскрыть сущность полярных понятий “добро” и “зло”, показать каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике и жестам, пантомимике. Активизировать словарь детей синонимами: (злой, сердитый, недовольный, грубый), (добрый, правдивый, внимательный, заботливый), антонимами (добрый – злой, хитрый - доверчивый, грубый - ласковый). Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации – изображения сказочных героев: Кот Леопольд, Бармалей, злой Волк. Баба Яга и доктор Айболит сделаны из воздушных шаров, пиктограммы – схематичное изображение лица с выражением радости, злости, аудиокассета с записью музыки, маски доброго и злого волшебников.

Ход занятия:

Воспитатель держит в руках письмо, читает:

Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо как мышку
На окошко заманил?

- Дети, хотите узнать от кого это письмо? (Читают письмо.) Жители волшебной страны “Добра и зла” приглашают детей в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят в страну “Добра и зла”. Звучит песня “Дорогою добра”.

- Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

- Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

- Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.)

- Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Воспитатель продолжает: - “Настроение” музыки так же как у человека бывает разным. (Звучит “Песня Пирата”.)

- Какое настроение этой песни (сердитое, злое).

- Что вы почувствовали, когда слушали эту песню (тревогу, страх, волнение, испуг) (показ пиктограммы).

- Какая песня вам больше понравилась? Почему? Какие чувства испытывают добрые люди? (Радость, веселье, хорошее настроение).

- Какое лицо у злого человека? (Показ пиктограммы).

- Вам оно нравится? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым, добрым? (Забыть обиду, улыбнуться, помириться). Давайте мы с вами тоже улыбнемся. Дети, вот мы и прилетели. В этой стране живут волшебники. Хотите с ними встретиться? Закрывайте глаза. Произнесите волшебные слова: кримбле, крамбле, бумс.

(Дети открывают глаза и видят доброго и злого волшебника) (2 детей в масках).

Добрый говорит: “Здравствуйте”. Читает стихотворение:

Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого
Одно удовольствие
Честное слово!

- Какие добрые поступки совершает добрый волшебник? - А вы совершаете добрые поступки? - Какие? (По пантомимике дети узнают доброго волшебника. Дети улыбаются ему. “Добрый” волшебник угощает “Злого” волшебника конфетой.)

- Дети, смотрите, что стало со злым волшебником: он превратился в “доброго”, он улыбается вам (снимает маску). Воспитатель спрашивает: “А вы когда-нибудь испытывали чувство злости?”

- Конечно, каждый человек когда-либо испытывал чувство злости (когда у него что-то не получается, или его несправедливо обидели). Давайте чувство злости спрячем в мыльные пузыри. А когда они лопнут, то и лопнет злость. И у нас все получится. (Далее дети встречаются с героями сказок: “Айболит”, “Баба Яга”, “Кот Леопольд”, “Бармалей”. Читают стихи об Айболите и выясняют, почему он добрый. Потом дают характеристику Бабе Яге. Но Баба Яга сегодня не злая, играет с детьми в подвижную игру “Мы веселые ребята”).

Воспитатель обращает внимание на выставку книг. Находят книгу “Заюшкина избушка”. Дают характеристики персонажем сказки. Драматизируют отрывок из сказки. Зайчик просит помощи у детей. Дети говорят зайчику, что сейчас пройдет теплый волшебный дождик и лиса станет веселой и доброй.

Пальчиковая гимнастика: “Дождик”

- Лиса говорит: “Доброй стала, я не злюсь
И с зайчишкой подружусь”.

Уточнение: - Как ведут себя добрые люди? - Кого из своих знакомых можно назвать добрым? Почему? - Добрый это какой? (внимательный, заботливый). - Какое у вас настроение? (Дети фотографируются на память. Лица на фотографиях не получаются).

Дети рисуют свое настроение. И “улетают” в детский сад с песней “Улыбка” В. Шаинского.