Воспитательная система гимназии

Разделы: Администрирование школы


Концепция воспитательной системы

Одной из актуальных задач современной российской школы является воспитание подрастающего поколения в соответствии с идеалами свободы. Выражаясь словами Э. Фромма, нужно чтобы новое поколение приобретало "не свободу от, а свободу для".

В настоящее время в России развивается идея “ключевых компетенций”. По определению секретаря Комитета по образованию Совета Европы Жана-Пьера Титца, возникла необходимость основываться в разработке учебных планов и программ на развитие ключевых компетенций, которые позволили бы в будущем каждому человеку сформироваться в непредвиденных областях.

Советом Европы были определены следующие компетенции: политическая, жизни в поликультурном обществе, компетенция устного и письменного общения и владения языками; а так же ИКТ – компетенции и компетенция самообразования.

Реализация компетентностного подхода к воспитанию позволит сформировать инициативную, мобильную личность, способную применять свои знания в реальной жизни, действовать в соответствующих практических ситуациях, в условиях неопределенности.

Одной из основ воспитательной системы гимназии является философия гуманизма. В. Соловьев писал: "Без полной реализации нравственного начала в ощутимых личных отношениях оно остается отвлеченным принципом, просвещающим сознание, но не перерождающим жизнь человека. Выход из этого состоит в том, чтобы полная реализация нравственных отношений совершалась для каждого человека в известной тесной среде, действительно и постоянно его окружающей".

Смысл воспитания в современных условиях видится нами и в том, чтобы, опираясь на интересы ребенка, создать условия для его самоопределения, самореализации и развития. В этом суть личностно-ориентированного подхода к воспитанию, в основу которого также положены идеи гуманизма. Реализуя данный подход, необходимо соблюдать разумный баланс между образовательными задачами и интересами ребенка, ориентируясь на “зону ближайшего развития”.

Обязательным условием реализации данной концепции является предоставление на выбор широкого спектра деятельностей, вовлекаясь в которые ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и приобретает уникальный опыт. Индивидуальность личности проявляется и формируется в ситуации свободного выбора. Таким образом, реализуется вариативный подход к воспитанию.

Развитие интересов, свобода выбора осуществляются в большей степени в деятельности. В основе деятельностного подхода лежит известный постулат: человек развивается и формируется в процессе собственной деятельности. Личность может проявлять активность, только взаимодействуя с окружающим миром. В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Таким образом, наполнив определенным содержанием педагогическое взаимодействие, можно целенаправленно влиять на формирование потребностей и мотивов личности.

Одним из теоретических оснований воспитательной системы гимназии является культурологический подход, в основе которого лежит ориентация на культурно-исторические ценности. Насыщая образовательную среду образцами культуры, мы выращиваем культуру в ребенке, погруженном в эту среду. Это будет уже другая культура, вобравшая в себя общечеловеческие ценности, укоренившиеся нормы, с оттенками современности и индивидуальности.

Для эффективной реализации Концепции необходимо, чтобы в гимназии шли два взаимосвязанных процесса: развитие учащихся с учетом их индивидуальных способностей и особенностей здоровья, направленности личности, природных задатков и т.д., с одной стороны, и подготовка их как конкурентоспособных, социально-адаптированных, свободных людей, с другой.

Поэтому особое внимание необходимо уделить моделированию здоровьесберегающей образовательной среды, насыщенной социально значимыми и принятыми в культуре образцами деятельности и общения. Такая среда является основным условием успешной реализации всех воспитательных направлений.

Модель воспитательной системы гимназии может быть представлена как гармонизация подходов, названных выше.

Все вышеперечисленные подходы реализуются по определённым направлениям. Ожидаемый результат каждого направления определяет Модель выпускника гимназии.

Цель воспитательной системы

Организация здоровьесберегающей среды гимназии для формирования личностных компетентностей гимназистов

Задачи:

  1. Применять разнообразные технологии для создания атмосферы психологического комфорта.
  2. Создавать условия для самореализации каждого ребёнка в развивающей творческой среде.
  3. Формировать навыки здорового образа жизни и основы культуры здоровья на основе витагенного опыта учащихся.
  4. Реализовывать систему работы, направленную на формирование ключевых компетентностей в рамках гимназического компонента.

Основные направления и содержание воспитательного процесса, механизмы реализации

Взаимосвязь направлений воспитательной работы с концептуальными основами воспитательной системы представлена в приложении 1.

Содержание и формы воспитательной работы по направлениям представлены в приложении 2.

Направление “Гимназист – патриот и гражданин”

Цель:

  • формирование гражданской и правовой направленности личности гимназиста, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • формировать у учащихся правовую культуру, через изучение правовых норм и законов государства;
  • формировать мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к национальной культуре, традициям и обычаям страны;
  • проявлять свою гражданскую позицию, пресекать безнравственные и противоправные поступки людей.

Ожидаемый результат:

Воспитание личности, обладающей высокой политической и правовой культурой, национальной и религиозной толерантностью, имеющей активную жизненную и гражданскую позицию.

Направление “Гимназист и нравственность”

Цель:

  • воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.

Задачи:

  • формировать культуру общения с товарищами, родителями, педагогами;
  • познакомить учащихся с нравственными законами;
  • создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
  • формировать нравственное самосознание, ответственность, культуру поведения на основе управления собой.

Ожидаемый результат:

Воспитание личности с развитым нравственным мышлением способной сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность за свои поступки.

Данные направления способствуют формированию политических компетенций и компетенций жизни в поликультурном обществе.

Направление “Гимназист и интеллектуальные возможности”

Цель:

  • развитие интеллектуальных возможностей гимназистов для личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

  • развивать и совершенствовать интеллектуальные возможности гимназистов средствами внеучебной работы;
  • создавать условия для проявления интеллектуальных достижений учащихся в гимназии и за ее пределами;
  • поощрять инициативу и стремление гимназистов к интеллектуальному самосовершенствованию.

Ожидаемый результат:

Воспитание человек, имеющего уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности.

Данное направление способствует формированию ИКТ – компетенции, компетенции устной и письменной речи, владения языками, а так же компетенций самообразования.

Направление “Гимназист и здоровье”

Цель:

  • освоение учащимися позитивных образцов здорового образа жизни и привитие убеждения, что быть здоровым – экономически выгодно и социально престижно.

Задачи:

  • формировать устойчивые умения и навыки сохранения здоровья;
  • сформировать культуру здоровья;
  • создавать условия для демонстрации гимназистами своих достижений по сохранению здоровья;
  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

Ожидаемый результат:

Воспитание человека, имеющего потребность в здоровом образе жизни, обладающего культурой здоровья, осознающего оздоровительную направленность отношения к себе.

Данное направление способствует формированию компетенции самообразования и компетенции жизни в поликультурном обществе.

Направление “Общение и досуг гимназиста”

Цель:

  • создание условий для позитивного общения учащихся в гимназии и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • формировать у гимназистов культуру общения;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
  • создавать объединения дополнительного образования с учетом интересов и потребностей учащихся;
  • оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе объединений дополнительного образования;
  • демонстрировать достижения гимназистов в досуговой деятельности.

Ожидаемый результат:

Воспитание личности, обладающей культурой межличностных отношений, культурой эмоций и чувств, способной к адекватному самовыражению и самоутверждению в обществе.

Данное направление способствует формированию компетенции жизни в поликультурном обществе.

Направление “Гимназист и семья”

Цель:

  • осознание гимназистами значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия гимназии и семьи в образовательном процессе;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании детей в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Ожидаемый результат:

Воспитание семьянина, осознающего значимость семьи как социальной ячейки общества, являющегося одновременно умным, любящим, и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способного воспитать достойных членов общества.

Данное направление способствует формированию компетенции жизни в поликультурном обществе.

Направление “Гимназист и самоуправление”

Цель:

  • объединение всех учащихся гимназии с целью обеспечения необходимыми условиями для развития личности и творческой самореализации.

Задачи:

  • развивать организаторские способности, индивидуальные качества через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
  • развивать инициативу и творчество в процессе коллективных творческих дел;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
  • учить умению управлять, делать выбор, отстаивать свои права, права коллектива;

Ожидаемый результат:

Воспитание человека, обладающего способностью к самоопределению, умеющего отстаивать свою позицию, выстраивать отношения в коллективе и осознающего ответственность за участие в общем деле.

Данное направление способствует формированию политической компетенции и компетенции жизни в поликультурном обществе.

Традиция гимназии семинар – практикум “Гимназия – территория здоровья”.

Это мероприятие обеспечивает включённость всех направлений воспитательной работы, направлено на реализацию воспитательных задач и создаёт условия для достижения цели воспитательной системы гимназии. Семинар проводится в течение 2 – 3 дней 2 раза в год (декабрь и апрель). Организация мероприятия выстраивается по 4 блокам: профилактическому, научно - исследовательскому, здоровьесберегающему и мониторинговому. Во время проведения семинара учебное расписание корректируется введением 20-минутных перемен.

Примерный организационный проект мероприятия представлен в приложении 3.

Характер взаимоотношений с окружающей средой

Внешние связи гимназии – это зона сетевого взаимодействия гимназического сообщества, влияющего на качество процесса воспитания и на качество результата. (Приложение 4)

Модель выпускника гимназии

Главным ожидаемым результатом работы педагогического коллектива является модель выпускника гимназии.

Выпускник – это личность…

  • обладающая высокой политической и правовой культурой, национальной и религиозной толерантностью, осознающая значимость семьи как социальной ячейки общества;
  • способная к самоопределению и самообразованию, имеющая активную жизненную и гражданскую позицию, способная участвовать в совместном принятии решений, выстраивать межличностные отношения, регулировать конфликты ненасильственным путём;
  • имеющая уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ей быть интегрированной в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности.
  • осознающая оздоровительную направленность отношения к себе, имеющая потребность в здоровом образе жизни, обладающая культурой здоровья.

Вывод:

На сегодняшний день мы осуществляем свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях гимназия должна стать для детей учебным заведением, в котором не только дают качественные знания, но и создают условия для формирования, развития и реализации личности.

В соответствии с письмом МО РФ от 02.04.2002 го № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении” приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Поэтому мы не можем рассматривать воспитательную работу, как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности или вообще вынесенных за рамки преподавательской деятельности учителей.

Воспитание понимается нами как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук, как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и учащихся, т.е. предполагает единство процесса во всех сферах образовательной деятельности.

Поэтому воспитательная система гимназии - целостная совокупность ключевых компетенций, взаимодействие и интеграция которых составляют гимназический компонент и способствует целенаправленному и эффективному развитию личности гимназистов в условии здоровьесбережения.