Урок № 9. Сопоставление применения ъ и ь разделительных знаков.
Цель:
развить умение сравнивать позиции употребления ъ и ь разделительных знаков;
сформировать способность грамотно писать слова с разделительными ъ и ь знаками;
тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию.
Оборудование: таблица на доске, тетради, карточки, схемы.
- Организационный момент.
- Здравствуйте! Мы начинаем наш урок. Я предлагаю вам выбрать из предложенных пословиц те, которые по вашему мнению подойдут для нашего урока.
На доске пословицы:
- Счастье не воздухе вьется, а трудом достается. К большому терпенью придет и уменье. Чтобы пирожок съесть, нужно в печку лезть. Переливать из пустого в порожнее.
(Дети выбирают первые три пословицы)
- Почему вы выбрали эти пословицы?
(Потому что мы изучали на прошлом уроке разделительные ъ и ь знаки.)
2. Повторение.
- Все ли у нас получилось на прошлом уроке? (Нет)
- А что не получилось?
(Мы при написание делали ошибки. Ошибались при применении ъ и ь разделительных знаков.)
- Давайте вспомним, когда какой знак нужно употреблять?
(ъ знак употребляется после приставки, оканчивающуюся на согласную букву, перед гласными я, е, ё, ю. ь знак - тоже после согласной буквы, перед гласными я, е, ё, ю, о, и, но в разных частях слова.
- Приведите примеры и докажите, что нужно применять тот или иной знак.
( Дети приводят примеры: съезд, соловьи, вьюга, подъем, шиньон…)
- Молодцы! А можете вы сказать в какой части слова стоит тот или иной знак?
( Не всегда. Может у нас по этому и ошибки.)
- Правильно.
3. Введение нового материала.
- Сегодня мы с вами займемся тем, что будем сопоставлять позиции применения ъ и ь разделительных знаков.
- Давайте попробуем записать слова в два столбика с ъ и ь разделительными знаками. (Учитель диктует слова: въезд, воробьиный, ружье, съежиться, объяснить, пьеса, почтальон, заявка.)
Два человека работают на доске, все остальные в тетрадях.
- Проверим, правильно ли мы записали слова.
(Открывается доска. Дети проверяют.)
въезд
съежиться
объяснить
заявка
пьеса
воробьиный
ружье
почтальон
- Все записали? Были ли ошибки?
- Да. Здесь есть лишнее слово.
- Какое?
- Заявка.
- Почему?
- Оно не на наше правило. Приставка оканчивается на гласную букву. Это слово не подходит ни в один из столбиков. Слово пьеса должно быть в столбике с разделительным ь знаком. В нем нет приставки.
- Как же нам научиться правильно писать такие слова?
- Нужно поупражняться, научиться на слух определять состав слова.
- Какая будет тема урока?
- Сопоставление написания в словах твердого и мягкого разделительных знаков.
- Какая же цель урока?
- Научиться различать позиции, когда нужно употреблять ъ и ь разделительные знаки.
- Давайте еще раз посмотрим на наши слова и выясним в какой части слова стоят эти знаки. Нарисуем справа от слов схемы.
(Дети по очереди выходят к доске и рисуют схемы.)
- Что же общего при написании слов с разделительным твердым и мягким знаком?
( ъ и ь знак не обозначают звуков и пишутся после согласных перед гласными.)
- Чем отличается применение на письме применение ъ и ь разделительных знаков?
(ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными я, е, ё, ю. ь знак – в корне и в суффиксе перед гласными я, е, ё, ю, и, о.)
Дети проваривают это правило, ссылаясь на примеры. На доске остается таблица, составленная вместе с детьми.
Ъ после приставки – перед я, е, ё, ю. |
Ь в корне, суффиксе – перед я, е, ё, ю, и, о. |
4. Первичное закрепление.
- Чем же теперь нужно заняться?
( Поупражняться в написании слов ъ и ь разделительными знаками.)
- Запишите предложение.
(К доске выходит ученик, записывает предложение с комментированием.)
Ёж охотится ночью за лягушками и жуками. А поймает змею и ее съест. Бревна на мосту разъехались. Машины поехали в объезд.
( Можно предложить текст для исправления или восстановить слово по транскрипции: в`й`уга; падй`эст, л`ис(`)т`й`a; сй`эхал)
- В каких словах написали разделительный ъ знак? Почему? (Ответы детей.)
- В каких словах написали разделительный ь знак? Почему? (Ответы детей.)
- Если нет больше вопросов, попробуйте самостоятельно справиться с заданием.
- Замените выражение или слово одним словом. Детям выдаются карточки:
1. Грибы, которые можно есть.
2. Сжался, скорчился.
3. Вход в здание.
4. Человек который разносит почту и т.д.
Можно провести игру “Не пропусти гол”, с условием, если пишется ъ знак – встаньте; если ь знак – хлопните в ладоши.
- Какое еще значение имеют слова подъем и подъезд? ( Подъем – участок дороги, ведущий вверх. Есть еще одно значение – сигнал к пробуждению, быстрый рост. Это многозначное слово. Подъезд – вход в здание, или подъезд к чему – ни будь.
- [сй`'эст] - [сй`'эст]. Подумайте, одинаковые слова записаны или нет.
- Нет. Съест в значении, что – ни будь съесть или съезд депутатов. Это слова омофоны.
- Молодцы!
5. Повторение
- Запишите пословицы, объясните их смысл.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Не разгрызешь орешка – не съешь и ядрышка.
- В каких словах написали ъ знак? Почему?
- В каких словах написали ь знак? Почему?
6. Итог урока
- Чем занимались на уроке? (Ответы детей)
- Когда употребляется ъ знак, когда ь знак? (Ответы детей)
- Что делать тем у кого остались вопросы? (Повторить таблицу и поупражняться)
- Если вы довольны своей работой на уроке, изобразите на полях тетради красный кружочек, желтый – не очень, зеленый – не доволен.
7. Д. з
Подобрать слова к схемам, найти и записать в тетрадь пословицы с разделительным ъ и ь знаком.