Урок в 3-м классе по русскому языку на тему "Сопоставление применения разделительных знаков"

Разделы: Русский язык


Урок № 9. Сопоставление применения ъ и ь разделительных знаков.

Цель:

  • развить умение сравнивать позиции употребления ъ и ь разделительных знаков;

  • сформировать способность грамотно писать слова с разделительными ъ и ь знаками;

  • тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию.

Оборудование: таблица на доске, тетради, карточки, схемы.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Мы начинаем наш урок. Я предлагаю вам выбрать из предложенных пословиц те, которые по вашему мнению подойдут для нашего урока.

На доске пословицы:

- Счастье не воздухе вьется, а трудом достается. К большому терпенью придет и уменье. Чтобы пирожок съесть, нужно в печку лезть. Переливать из пустого в порожнее.

(Дети выбирают первые три пословицы)

- Почему вы выбрали эти пословицы?

(Потому что мы изучали на прошлом уроке разделительные ъ и ь знаки.)

2. Повторение.

- Все ли у нас получилось на прошлом уроке? (Нет)

- А что не получилось?

(Мы при написание делали ошибки. Ошибались при применении ъ и ь разделительных знаков.)

- Давайте вспомним, когда какой знак нужно употреблять?

(ъ знак употребляется после приставки, оканчивающуюся на согласную букву, перед гласными я, е, ё, ю. ь знак - тоже после согласной буквы, перед гласными я, е, ё, ю, о, и, но в разных частях слова.

- Приведите примеры и докажите, что нужно применять тот или иной знак.

( Дети приводят примеры: съезд, соловьи, вьюга, подъем, шиньон…)

- Молодцы! А можете вы сказать в какой части слова стоит тот или иной знак?

( Не всегда. Может у нас по этому и ошибки.)

- Правильно.

3. Введение нового материала.

- Сегодня мы с вами займемся тем, что будем сопоставлять позиции применения ъ и ь разделительных знаков.

- Давайте попробуем записать слова в два столбика с ъ и ь разделительными знаками. (Учитель диктует слова: въезд, воробьиный, ружье, съежиться, объяснить, пьеса, почтальон, заявка.)

Два человека работают на доске, все остальные в тетрадях.

- Проверим, правильно ли мы записали слова.

(Открывается доска. Дети проверяют.)

въезд

съежиться

объяснить

заявка

пьеса

воробьиный

ружье

почтальон

- Все записали? Были ли ошибки?

- Да. Здесь есть лишнее слово.

- Какое?

- Заявка.

- Почему?

- Оно не на наше правило. Приставка оканчивается на гласную букву. Это слово не подходит ни в один из столбиков. Слово пьеса должно быть в столбике с разделительным ь знаком. В нем нет приставки.

- Как же нам научиться правильно писать такие слова?

- Нужно поупражняться, научиться на слух определять состав слова.

- Какая будет тема урока?

- Сопоставление написания в словах твердого и мягкого разделительных знаков.

- Какая же цель урока?

- Научиться различать позиции, когда нужно употреблять ъ и ь разделительные знаки.

- Давайте еще раз посмотрим на наши слова и выясним в какой части слова стоят эти знаки. Нарисуем справа от слов схемы.

(Дети по очереди выходят к доске и рисуют схемы.)

- Что же общего при написании слов с разделительным твердым и мягким знаком?

( ъ и ь знак не обозначают звуков и пишутся после согласных перед гласными.)

- Чем отличается применение на письме применение ъ и ь разделительных знаков?

(ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными я, е, ё, ю. ь знак – в корне и в суффиксе перед гласными я, е, ё, ю, и, о.)

Дети проваривают это правило, ссылаясь на примеры. На доске остается таблица, составленная вместе с детьми.

Ъ после приставки – перед я, е, ё, ю.

Ь в корне, суффиксе – перед я, е, ё, ю, и, о.

4. Первичное закрепление.

- Чем же теперь нужно заняться?

( Поупражняться в написании слов ъ и ь разделительными знаками.)

- Запишите предложение.

(К доске выходит ученик, записывает предложение с комментированием.)

Ёж охотится ночью за лягушками и жуками. А поймает змею и ее съест. Бревна на мосту разъехались. Машины поехали в объезд.

( Можно предложить текст для исправления или восстановить слово по транскрипции: в`й`уга; падй`эст, л`ис(`)т`й`a; сй`эхал)

- В каких словах написали разделительный ъ знак? Почему? (Ответы детей.)

- В каких словах написали разделительный ь знак? Почему? (Ответы детей.)

- Если нет больше вопросов, попробуйте самостоятельно справиться с заданием.

- Замените выражение или слово одним словом. Детям выдаются карточки:

1. Грибы, которые можно есть.

2. Сжался, скорчился.

3. Вход в здание.

4. Человек который разносит почту и т.д.

Можно провести игру “Не пропусти гол”, с условием, если пишется ъ знак – встаньте; если ь знак – хлопните в ладоши.

- Какое еще значение имеют слова подъем и подъезд? ( Подъем – участок дороги, ведущий вверх. Есть еще одно значение – сигнал к пробуждению, быстрый рост. Это многозначное слово. Подъезд – вход в здание, или подъезд к чему – ни будь.

- [сй`'эст] - [сй`'эст]. Подумайте, одинаковые слова записаны или нет.

- Нет. Съест в значении, что – ни будь съесть или съезд депутатов. Это слова омофоны.

- Молодцы!

5. Повторение

- Запишите пословицы, объясните их смысл.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Не разгрызешь орешка – не съешь и ядрышка.

- В каких словах написали ъ знак? Почему?

- В каких словах написали ь знак? Почему?

6. Итог урока

- Чем занимались на уроке? (Ответы детей)

- Когда употребляется ъ знак, когда ь знак? (Ответы детей)

- Что делать тем у кого остались вопросы? (Повторить таблицу и поупражняться)

- Если вы довольны своей работой на уроке, изобразите на полях тетради красный кружочек, желтый – не очень, зеленый – не доволен.

7. Д. з

Подобрать слова к схемам, найти и записать в тетрадь пословицы с разделительным ъ и ь знаком.