Есть события, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Она вошла в историю нашей страны, в историю государства как эпопея, небывалая по своим масштабам героизма на полях сражений, самоотверженного подвига народа на трудовом фронте. Тема войны всегда нас будет волновать – она принесла великую победу. Эта война унесла 20 млн. жизней нашего народа. Все дальше и, кажется, быстрее отдаляется от нас то трагическое время. Но, несмотря ни на что, мы не в праве забывать тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, за мир на земле. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего победу. И наш долг – передать потомкам память об этом немеркнущем подвиге и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству.
Нам следует отдать долг памяти тем, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь ради нас – потомков.
Шли на войну и погибали за свою землю мальчишки. Так герою моего рассказа не было и 19 лет, а подвиг его навсегда останется в наших сердцах. Мой рассказ пойдет о моем дяде – Герое Советского Союза – Бурмистрове Вилене Ивановиче.
“ Клянусь тебе, отец, что с честью сумею отстоять священную землю, которую вы нам завоевали,- писал Вилен Бурмистров перед решающими боями домой в Бондюгу. – Дорогу пробьем кровью, но своё возьмем!”
Еще в детстве Вилен с волнением слушал воспоминания отца о незабываемых годах гражданской войны. Иван Петрович рассказывал сыну о борьбе за установление Советской власти на Каме, о боях с колчаковцами и боевых друзьях – партизанах. Мальчик, слушая эти рассказы, мечтал стать таким же храбрым, как герои революции.
Когда началась война с немецко-фашистскими захватчиками, Вилену было шестнадцать лет. Окончив семь классов, он поступил работать на завод и горько жалел, что не может сразу, сейчас же пойти на фронт. “Молод, подожди”, - говорили ему в военкомате и райкоме комсомола в ответ на просьбы и заявления. Только в январе 1943 года он надел солдатскую шинель.
Прошли месяцы военной учебы в Сарапуле. Старательно, отлично учился Вилен, готовясь сражаться с врагом. В сентябре гвардейская мотострелковая бригада, в которой старшина Бурмистров командовал отделением, с боями вышла к Днепру.
Противник, спешно отступив за реку, готовился к упорной обороне. Залитые бетоном укрепления, глубокие траншеи, расставленные на выгодных позициях батареи, вселяли в гитлеровцев уверенность в неприступности западного берега.
Подразделениям бригады предстояло первыми проложить путь через Днепр, закрепиться на правобережье и овладеть там опорным пунктом немецкой обороны – деревней Григорьевка.
- Завтра мы должны быть на том берегу! – сказал командир батальона офицерам. – Готовьтесь к переправе. У местных жителей попросите лодки. Добывайте больше леса – нужно обязательно изготовить плоты.
Подготовкой были заняты все. Дружно чинили найденные лодки, со всех сторон тащили доски, жерди, бревна. Отделению Бурмистрова повезло больше всех, недалеко от реки оно наткнулось на старые рыбацкие сараи, которые тут же были разобраны и пошли в дело.
Переправа началась близко к полночи. Несколько лодок, от перегрузки до краев осевших в воду, везли отряд, на долю которого выпала честь первым выйти на занятый врагом берег. Отделение Бурмистрова плыло в составе этого отряда. За лодками тянулись плоты с пулеметными расчетами и минометами. А далее плыли солдаты кто как мог, на бревнах, досках.
Хотя гитлеровцы, заметив десант, и открыли сильный огонь, но авангард добрался до берега благополучно и с небольшими потерями. Едва ступив на землю, гвардейцы устремились к вражеским укреплениям. И не столько сила, сколько ярость их удара ошеломила немцев и выбросила из траншей. Не давая врагу остановиться и опомниться, Вилен вел своих бойцов вглубь от берега. Рядом расширяли плацдарм другие штурмовые группы.
Начиналось утро, утро нового дня – 24 сентября, когда отделение Бурмистрова подошло к Григорьевке. Двести – триста метров оставалось до крайних домов, за которыми спешили укрыться бежавшие немцы. Вилен понимал, как важно ударить и ворваться в деревню немедленно, не ожидая подмоги с тыла.
- Быстро туда! – приказал он и, пригибаясь побежал вперед. За ним последовали все. Одним дыханием проскочили половину расстояния. Потом застучали пулеметы, рванули мины. Бойцы прижались к земле, но только на минуту. Еще два – три рывка, и отделение было на околице. Здесь, огибая дом, старшина лицом к лицу столкнулся с гитлеровцем и прикладом автомата сбил его. Из соседнего двора выскочила целая куча фашистов. Вилен короткими очередями бил по ним, а рядом так же храбро действовали его солдаты.
Закрепляться на окраинной улице Бурмистров не стал, да отделение и не выдержало бы контратаки многолюдного гарнизона. Он решил, воспользовавшись растерянностью немцев, сразу же захватить их ключевую позицию – небольшую высоту. Там, в укреплениях, можно было до подхода основных сил части.
Гитлеровцы никак не ждали дерзкого броска горстки смельчаков и на мгновение замешкались с огнем, когда те появились у подножия высотки. Старшина первым преодолел склон холма и ворвался в траншею. Гранатами и выстрелами из автомата он уничтожил восемнадцать врагов.
Немцы не могли примириться с потерей своей центральной позиции и, видя малочисленность прорвавшегося отряда, тут же ринулись в контратаку. И, хотя отделение наполовину уже поредело, атака была отбита. Гранатами, огнем автоматов и захваченных пулеметов, Вилен с оставшимися товарищами впятером уложили на склонах высоты десятки оккупантов. На вершине рвались снаряды и мины, еще два раза с криком поднимались к ней толпы фашистов, а добраться не смогли. Три атаки отразили бесстрашные воины, когда к ним на помощь пробились подошедшие подразделения.
Борьба за высоту продолжалась до вечера. Уже не группа бойцов, а сильный отряд отбивал новые атаки противника. Среди защитников этого рубежа оставался и Вилен Бурмистров, пока вражеская пуля не сразила его.
Измотав силы немцев, бригада очистила всю деревню. Отсюда, из Григорьевки, она двинулась дальше на запад, по пути, проложенному грудью героев Днепра.
Представляя Вилена посмертно к званию Героя Советского Союза, командир батальона писал: “ Гвардии старшина Бурмистров в боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил себя смелым воином, преданным партии и социалистической Родине. В неравном бою с захватчиками пал смертью героя”
Он погиб 23 сентября 1943 года на правом берегу Днепра и похоронен на высоте 2097 близ села Григорьевка Киевской области.