Урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика?"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки;
  • научить различать физические явления и тела, наблюдения и опыты;
  • привить интерес к предмету, воспитать внимание.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер.

Ход урока.

1. Изучение нового материала.

Слайд 1. Вы начинаете изучение курса физики. На первом уроке вы познакомитесь с физическими явлениями и методами их изучения, в частности, с наблюдением и опытом. Рассмотрите, в чем состоит научный метод познания.

Слайд2. Слово «физика» происходит от греческого слова «physis», что означает «природа». Впервые оно появилось в сочинениях одного из величайших мыслителей древности- Аристотеля, жившего в IVв. до н.э. В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым., когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка.

Слайд 3. Физика - одна из основных наук о природе. В природе постоянно происходят какие-либо изменения, например, смена времён года, дня и ночи, выпадение атмосферных осадков. Всё это явления природы.

Слайд 4. В физике изучают механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные и световые явления.

Задание для учащихся.

Давайте вместе попробуем определить: к какому виду явлений можно отнести - таяние льда, падение камня, рассвет, нагревание проволоки током, гром, молния.

Слайд 5. Развитие физики сопровождалось изменением представлений людей об окружающем мире. Изучение физических явлений привело к созданию современной техники.

Слайд 6. Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства, и строение материи, и законы её движения.

Слайд 7. В физике, кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Мы уже привыкли к таким словам, как «электричество», «энергия», «сила». В физике каждое из окружающих нас тел принято называть физическим телом или просто телом. Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом. Вещество - один из видов материи. Словом «материя» в науке называют всё, что есть во Вселенной.

Материя- это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания

(небесные тела, растения, животные…).

Примерами другого вида материи являются свет, радиоволны. Нам известно, что радиоволны реально существуют несмотря на то, что мы их не видим.

Слайд 8. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Только в средние века такие ученые как: Галилей, Декарт, Торричелли, Гюйгенс, Паскаль и многие , многие другие для постижения истины массово стали ставить опыты. Во время опытов обычно выполняют измерения. Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану.

Известна легенда об итальянском учёном Г. Галилее. Для того чтобы изучить, как происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной Пизанской башни. Выполняя различные измерения, он определил общий закон падения тел в поле тяготения Земли.

Таким образом, источниками физических знаний являются наблюдения и опыты.

Слайд 9. В основе физики лежит научный метод познания, который можно представить в виде следующей схемы:

Наблюдения обобщения гипотезы эксперименты теория, закон.

2. Первичное закрепление.

Слайд 10. Выполните задание в тетрадях и у доски.

Начертите таблицу у себя в тетрадях и расположите в ней слова: Луна, гром, спирт, чугун, метель, алюминий, машина, рассвет, линейка, снегопад, шар, пластилин.

   Физическое тело      вещество      явление   
     

Правильность заполнения проверяем с помощью слайда 11.

3. Подведение итогов.

Итак, ребята, что мы сегодня узнали нового? Учащимся задаются вопросы:

  • Что изучает физика?
  • Какие физические термины вы знаете? Приведите примеры.
  • Перечислите методы научного познания.

4. Домашнее задание.

Читать параграфы с 1 по 3 . Уметь отвечать на вопросы в конце параграфов.

Презентация.