(Урок в курсе органическая химия в 10-м классе по программе Габриеляна тема 3 урок 8 , по календарно – тематическому плану тема 7 урок 3)
Цель:
Выявление причин токсичности этилового спирта на уровне организации живой материи.
Задачи:
- Рассмотреть механизм действия и химизм воздействия этилового спирта на клетки, органы и организма в целом;
- Попытаться спрогнозировать последствия токсичного влияния и выявить причины отрицательного воздействия, этанола на органы и организма человека в целом;
Актуальность:
- Профилактика алкоголизма;
- Антиалкогольная пропаганда через постановку опытов и проведения исследования, отражающих губительное воздействие спирта.
Тип урока: интегрированный урок – исследование с применением НИТ
Ход урока
1 этап: формирование 4-х групп лабораторий:
- работа лабораторий по исследованию причин быстрого проникновения молекул спирта через биологическую мембрану;
- проведение химического эксперимента (1- старший лаборант, который проводит эксперимент, а остальные ассистенты); 1мин
2 этап: актуализация знаний:
- строение молекулы, физические и химические свойства этанола (С2Н5ОН – малый радиус молекулы; растворяется в воде, в жирах; неэлектролит – слабая диссоциация; окисляется; разрушает белки);
- строение клетки: состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты полупроницаемой биологической мембраной состоящей из белков и бислойных липидов.
3 этап: работа со схемой:
Этиловый спирт – сильный яд, который человек употребляет в ущерб себе и своему здоровью.
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки пищевода, молекулы спирта поступают в желудочно–кишечный тракт. В отличие от других многих веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, через час достигает максимальной концентрации в крови. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 грамм пива погибает около 3000 клеток мозга, 100грамм вина – 5000 клеток, 100 г водки – 7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
4 этап: проведение исследования:
Вам предлагается провести исследование по выявлению причин (зашифрованные в слайдах) более быстрого, по сравнению с молекулами воды, глюкозы (С6Н12О6 и сахарозы С12Н22О11, проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь.
а) малый радиус молекул спирта (вывод 1 лаборатории),
б) слабая поляризация и диссоциация молекул (вывод 2 лаборатории),
в) хорошая растворимость спирта в жирах ( вывод 3 лаборатории),
г) хорошая растворимость в воде за счет образования водородных связей с молекулами воды (вывод 4 лаборатории).
5 этап: химический эксперимент “Влияние этанола на молекулы белков”:
Старшие лаборанты проводят эксперимент по инструктивным карточкам, ассистенты наблюдают и делают выводы.
Обсуждение: причины и последствия необратимой денатурации белковых молекул для любого живого организма.
Денатурация – разрушение вторичной и третичной структуры белка.
Результаты исследования: цель – выводы – аргументы.
1 группа – выявляли причину проницаемости клеточных мембран и исчезновения барьера для крупных молекул, выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны;
2 группа – последствия действия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетках организма человека;
3 группа - причину разрушения молекулами этанола красных кровяных клеток – эритроцитов и последствия данного процесса;
4 группа – объяснить причину дезинфицирующих свойств спирта (гибель бактериальных клеток).
6 этап: наблюдение процессов, происходящих в печени.
Обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь, происходит именно в печени. Этот орган врачи называют “мишенью для алкоголя”, так как 90% этанола обезвреживается в печени, где происходят химические процессы окисления этилового спирта. Спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное употребление этанола составляет 20 грамм, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада (схема 2). Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клетки “вытекает” через образовавшиеся поры, вся совокупность приводит к разрушению печени – циррозу.
Уксусный альдегид – 30 раз токсичнее этилового спирта. Врачи доказывают, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид.
Уксусная кислота – усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.
7 этап: Обобщение результатов.
Каковы причины токсичности этилового спирта?
Каковы последствия?
8 этап: Закрепление.
заполнение таблицы. ( домашнее задание).
Цель для учителя:
- Создать ситуацию выбора для учащихся “употреблять или не употреблять алкогольные напитки”, через исследование (использование НИТ) и лабораторного эксперимента.
- Предоставить обширный материал, улучшить наглядность примера строения клеток используя НИТ.
Функция лабораторного эксперимента:
- Представление учащимися с помощью яркого зрительного образа биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола, осознание, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организм каждая клетка, каждый организм соприкасается с его молекулами , испытывая на себе его токсичное воздействие.
См. презентацию.