Интегрированные уроки с применением презентации в курсе "Химия"

Разделы: Химия


(Урок в курсе органическая химия в 10-м классе по программе Габриеляна тема 3 урок 8 , по календарно – тематическому плану тема 7 урок 3)

Цель:

Выявление причин токсичности этилового спирта на уровне организации живой материи.

Задачи:

  • Рассмотреть механизм действия и химизм воздействия этилового спирта на клетки, органы и организма в целом;
  • Попытаться спрогнозировать последствия токсичного влияния и выявить причины отрицательного воздействия, этанола на органы и организма человека в целом;

Актуальность:

  • Профилактика алкоголизма;
  • Антиалкогольная пропаганда через постановку опытов и проведения исследования, отражающих губительное воздействие спирта.

Тип урока: интегрированный урок – исследование с применением НИТ

Ход урока

1 этап: формирование 4-х групп лабораторий:

- работа лабораторий по исследованию причин быстрого проникновения молекул спирта через биологическую мембрану;

- проведение химического эксперимента (1- старший лаборант, который проводит эксперимент, а остальные ассистенты); 1мин

2 этап: актуализация знаний:

- строение молекулы, физические и химические свойства этанола (С2Н5ОН – малый радиус молекулы; растворяется в воде, в жирах; неэлектролит – слабая диссоциация; окисляется; разрушает белки);

- строение клетки: состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты полупроницаемой биологической мембраной состоящей из белков и бислойных липидов.

3 этап: работа со схемой:

Этиловый спирт – сильный яд, который человек употребляет в ущерб себе и своему здоровью.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки пищевода, молекулы спирта поступают в желудочно–кишечный тракт. В отличие от других многих веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, через час достигает максимальной концентрации в крови. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 грамм пива погибает около 3000 клеток мозга, 100грамм вина – 5000 клеток, 100 г водки – 7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

4 этап: проведение исследования:

Вам предлагается провести исследование по выявлению причин (зашифрованные в слайдах) более быстрого, по сравнению с молекулами воды, глюкозы (С6Н12О6 и сахарозы С12Н22О11, проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь.

а) малый радиус молекул спирта (вывод 1 лаборатории),

б) слабая поляризация и диссоциация молекул (вывод 2 лаборатории),

в) хорошая растворимость спирта в жирах ( вывод 3 лаборатории),

г) хорошая растворимость в воде за счет образования водородных связей с молекулами воды (вывод 4 лаборатории).

5 этап: химический эксперимент “Влияние этанола на молекулы белков”:

Старшие лаборанты проводят эксперимент по инструктивным карточкам, ассистенты наблюдают и делают выводы.

Обсуждение: причины и последствия необратимой денатурации белковых молекул для любого живого организма.

Денатурация – разрушение вторичной и третичной структуры белка.

Результаты исследования: цель – выводы – аргументы.

1 группа – выявляли причину проницаемости клеточных мембран и исчезновения барьера для крупных молекул, выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны;

2 группа – последствия действия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетках организма человека;

3 группа - причину разрушения молекулами этанола красных кровяных клеток – эритроцитов и последствия данного процесса;

4 группа – объяснить причину дезинфицирующих свойств спирта (гибель бактериальных клеток).

6 этап: наблюдение процессов, происходящих в печени.

Обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь, происходит именно в печени. Этот орган врачи называют “мишенью для алкоголя”, так как 90% этанола обезвреживается в печени, где происходят химические процессы окисления этилового спирта. Спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное употребление этанола составляет 20 грамм, при увеличении дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада (схема 2). Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клетки “вытекает” через образовавшиеся поры, вся совокупность приводит к разрушению печени – циррозу.

Уксусный альдегид – 30 раз токсичнее этилового спирта. Врачи доказывают, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид.

Уксусная кислота – усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

7 этап: Обобщение результатов.

Каковы причины токсичности этилового спирта?

Каковы последствия?

8 этап: Закрепление.

заполнение таблицы. ( домашнее задание).

Цель для учителя:

  • Создать ситуацию выбора для учащихся “употреблять или не употреблять алкогольные напитки”, через исследование (использование НИТ) и лабораторного эксперимента.
  • Предоставить обширный материал, улучшить наглядность примера строения клеток используя НИТ.

Функция лабораторного эксперимента:

  • Представление учащимися с помощью яркого зрительного образа биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола, осознание, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организм каждая клетка, каждый организм соприкасается с его молекулами , испытывая на себе его токсичное воздействие.

Инструктивная карта 1.

Инструктивная карта 2.

Инструктивная карта 3.

Инструктивная карта 4.

См. презентацию.