Цели классного часа:
- воспитание культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, старшим и младшим, потребности хорошего тона;
- формирование умения правильно общаться с окружающими, анализировать речевую ситуацию; выбирать подарки для людей, разных по полу и возрасту;
- способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, предметные рисунки, иллюстрации.
Примечание: воспитательное мероприятие проводилось в компьютерном классе.
I. Организационный момент.
II. Постановка темы .
- Ребята, любите ли вы, когда к вам приходят гости? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- Какие подарки вам больше всего нравятся? (ответы детей)
Учитель обобщает:
- Я поняла, что больше всего вам нравятся игры, игрушки и подарки по интересам каждого.
- А вы сами выбираете подарки, когда собираетесь в гости? (ответы детей)
- Сегодня я хотела бы поговорить о том, как дарить подарки.
III. Беседа по теме занятия.
- Дарить – это радость. Строит – строитель, учит – учитель, а дарит – даритель. В русском языке есть такое, непривычное для нас, слово «даритель». Так называют человека, который даром даёт другому человеку что-нибудь хорошее.
Например, у Сергея Михалкова в одном из стихотворений дядя Стёпа спасает тонущего ученика, то есть другими словами, он дарит ему жизнь. И в ответ на предложение попросить что угодно, он отвечает:
Мне не надо ничего,
Я задаром спас его.
Заметьте – задаром. А ведь в жизни бывает и так, как в ситуации, которую разыграют нам мальчики.
Сценка.
Петя. Сашка, я тебе на день рождения свисток подарю. А ты мне удочку.
Саша. Сказал тоже, свисток! Свисток 20 рублей стоит, а удочка 100 рублей.
Петя. Ну ладно. Я ещё две марки добавлю.
Саша. Зачем мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя города…
- Как вы думаете, здесь идёт разговор о подарках? (ответы детей)
Это даже не обмен, а настоящая торговля. Ничего общего с дарением подарков тут нет.
- Интересно, кто и когда сделал первый подарок? Вряд ли найдётся учёный, который бы ответил на этот вопрос. Наверное, это случилось очень давно, в трудное и суровое время, когда человек начинал заслуживать свое имя «человек». Ему нужно было не только выжить в бесконечной борьбе с вечным голодом, с дикими животными, с безжалостными болезнями, со страшным небом, посылающим то воду, то град, то огонь, то гром. Нужно было при всём этом ещё и становиться человеком: развивать ум, тренировать руку, учиться говорить, работать. И ещё очень важным умением нужно было овладеть нашему далёкому предку – умением жить в дружбе и согласии с другими.
Вспомним исторические книжки о жизни первобытных людей, давайте пофантазируем вместе.
(Рассказ учителя желательно сопровождать показом слайдов на экране)
Представим себе стремительный и сердитый поток, прорезающий неприветливые, поросшие лесом кручи. Холодный весенний ветер кружит в воздухе вороха последнего снега. Сыро, зябко, неуютно. На каменистой отмели вдруг возникает какое-то едва заметное движение. Поминутно оглядываясь и вздрагивая, выбрались из чащи двое: мальчик и девочка. Худые тела, грязные, исцарапанные, чуть прикрытые кусками шкуры. Тревожно принюхиваются к ветру, торопливо озираются. Ещё не люди, но уже не зверёныши. Внимательно и быстро обследуют они берег: переворачивают камни, роются в прибрежном песке, жадно поглядывают на вспугнутых птиц. Лето запаздывает, а зимний холод подвёл животы, ослабил мышцы. Вон как тяжело дышит мальчишка, карабкаясь на угрюмую скалу, усеянную птичьим помётом. Соскальзывают ноги, то и дело разжимаются ослабевшие пальцы. Но хриплый, торжествующий крик возвещает об удаче. Одно за другим достаёт мальчик из расщелины птичьи яйца, хрустит под крепкими зубами скорлупа. Тоскливыми, голодными глазами смотрит снизу девочка. И вдруг… нет мысль, а отблеск мысли мелькнул на лице дикарёнка, железные челюсти приостановили движение. Легко и мгновенно соскользнуло со скалы гибкое тело. Протянута раскрытая рука. Из разрыва туч пробился луч света, ярко высветил в руке пёстрое птичье яйцо. И на том, другом, девичьем лице за сеткой волос появилось что-то новое, необычное. Когда-нибудь, через тысячи лет, это «что-то» станет улыбкой благодарности.
Конечно, вполне вероятно, что совсем не таким был первый подарок. Но за три вещи я ручаюсь точно: кто-то дал другому что-то, увидел на лице его благодарность и сделал величайшее открытие, что давать, может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное.
- А теперь давайте поговорим о том, какие бывают подарки, как их выбирать и дарить.
Подарки бывают разные: цветы, книги, разная посуда, часы, что-то из одежды, конфеты, торт, шоколад и т.д. Подарки могут быть и живые: котёнок, щенок, хомячок, попугай и др. животные или птицы.
Подарок можно дарить просто так, от души, не по какому-то случаю, а просто потому, что захотелось человеку сделать приятное.
Если, выбирая подарок, ты ищешь среди своих вещей то, что похуже, то, что тебе самому не нужно, - это не подарок. И если тебе жаль расставаться с чем-то и ты отдаёшь потому, что велела мама, или неудобно, или по другой подобной причине, это тоже не подарок.
Есть у русского народа пословица: «Не дорог подарок, а дорога любовь». Если, думая о подарке, вы вспомните эту пословицу, она поможет вам поступить правильно.
Подарок надо готовить по секрету – он должен быть неожиданным.
Но, чтобы он был кстати, вспомни, что любит тот человек, которому ты готовишь подарок, какую вещь ему особенно хотелось бы иметь. Этому человеку будет приятно узнать, что ты, оказывается так давно думал о нём и так хорошо сумел угадать его желание.
Не старайтесь истратить на подарок много денег. Все знают, что своих денег у вас ещё нет, что вы сами их ещё не зарабатываете, а берёте у родителей. Значит, дорогой подарок будет не от вас, а от ваших родителей.
А вот если кто-то из вас подарит, например, товарищу наклейку из своей коллекции, на которую тот с завистью смотрел, или поделку, сделанную своими руками, которая так нравилась вашему другу. Такой подарок будет ему особенно дорог.
Вашей маме, например, будет гораздо приятнее получить от вас не купленный на её же деньги в магазине цветы или конфеты, а что-то, сделанное вашими руками, специально для неё.
Как бы не скромен был ваш подарок, он доставит много радости, если будет видно, что вы готовили его с любовью, поработали над ним или пожертвовали чем-нибудь для вас ценным.
Принято в день рождения дарить людям подарки. Нельзя кидаться на поиски подарка в самую последнюю минуту, лучше купить заранее. Если ты пошёл в магазин и в спешке купил что попало, и принёс, лишь бы считалось, что ты подарил, - это, конечно, тоже настоящим подарком не назовёшь.
Предположим, у тебя есть великолепный футбольный мяч. Почти новый. Тугой и крепкий. И есть человек, которого ты очень любишь, мечтаешь обрадовать в день рождения. Мяча для этого ни капельки не жалко. Подарок? Не могу пока сказать. Надо ведь знать, кому ты собираешься его преподнести. Надеюсь, что не бабушке и не знакомой девочке. Для младшего брата, для товарища – да, это чудесный подарок.
Значит, о чём надо помнить, когда выбираешь кому-то подарок? (ответы детей)
Вывод: надо учитывать, кому ты даришь (возраст и пол человека), с какой целью.
Послушайте стихотворение А. Барто, в котором говорится о том, как мальчик делал подарки для своей сестры. Оно называется «Кукла». Инсценировка стихотворения.
Кукла.
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюша крик:
- Разве это грузовик?!
Три пустых катушки!Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!Я свернул два лоскутка.
- Ах, - сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
- Как вы думаете, любит ли брат свою сестру?
- Как он её называет?
- Какие подарки дарил он своей сестре?
- А почему они ей не нравились?
- О чём хотела нам рассказать А. Барто?
- Чему учит нас это стихотворение?
Вывод: оказывается, подарок надо умело выбирать, учитывая многие обстоятельства: и возраст человека, и ваши отношения с ним, и повод для подарка (день рождения, Новый год, просто сюрприз), и, конечно, его увлечения и интересы.
IV. Работа в группах.
Задание: Давайте попробуем сейчас сделать подарки. Перед вами на картинках люди, которым вы должны сделать подарки. И варианты подарков. Выберите для каждого человека подходящий подарок. У всех этих людей общая черта – они любят собак. Кому бы вы что подарили?
Люди
Девочка – школьница
Мальчик с собакой
Малыш
Женщина с собакой
Подарки:
Щенок
Поводок с ошейником
Резиновая собачка
Книга «Служебная собака»
Анализ выполнения задания.
V. Анализ речевых ситуаций.
- К сожалению, бывают случаи, когда подарок может обидеть или огорчить. Вот какая грустная история произошла с одной из девочек.
Вике было 9 лет, и с тех пор, как она себя помнит, ей хотелось иметь собаку. Но, мама, хотя и очень любила дочку, о собаке не хотела и говорить: четверо членов семьи в маленькой комнате, взрослые целый день на работе, соседи против собаки … И в общем-то мама права. В день рождения Вики её лучшие подружки Юля и Оля пришли утром с лицами загадочными и торжественными. На оттопыренном Юлином животе под кофтой что-то сопело и ворочалось. Вы, конечно, догадались, что девочкам пришлось побегать и поволноваться, прежде чем они смогли принести подруге это смешное и толстое чудо с прекрасным названием – щенок …
Вечером с работы вернулась мама. Щенка пришлось отнести хозяину. От огорчения и слёз Вика почти целую неделю болела.
Анализ ситуации.
- Почему так получилось, ведь девочки так старались сделать для Вики подарок?
- Что надо было сделать, выбирая подарок? (ответы детей)
Вывод и совет: вы хотите обрадовать близкого, дорогого человека, товарища каким-то особенным, удивительным подарком. На всякий случай посоветуйтесь с мамой или отцом, в общем, с взрослыми.
VI. Итог занятия. Прохождение теста «Памятка для дарителя» на компьютере.
(представлен в электронном виде)
Задания теста:
- Не надо долго думать о подарке, подари то, что тебе не нужно.
- Подарок надо выбирать заранее.
- Прежде чем выбрать подарок какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.
- Положи подарок в карман и иди в гости.
- При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.
- Подарок надо готовить по секрету – он должен быть неожиданным.
- Посоветуйся с взрослыми.
- Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
- Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
- Подарок не должен быть очень дорогим.
- Вручая подарок, расскажи, скольких трудов тебе стоило это сделать.
- Подарок должен быть красиво упакован.
- Подарив, не требуй ничего взамен и не напоминай о подарке.
VII. Заключение.
- И в заключении я хочу зачитать вам советы для дарителей, которые говорят о том, как надо вручать подарки и как правильно вести себя при этом. А вы подумайте, они полезные или вредные. Вспомните себя, поступали ли вы так же в подобной ситуации.
Советы для дарителей (вредные).
- Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Если лицо твоё в этот момент будет весёлым, могут подумать, что ты приносишь в подарок совершенный пустяк, о котором и жалеть не стоит.
- Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил тебе подарок, перечисли и покажи все его достоинства. Обязательно напомни, что у тебя такого нет. Пусть товарищ помнит и ценит твою самоотверженность.
- Подробно объясни, что с подарком делать, как с ним обращаться.
- Всем знакомым, друзьям и гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил!» А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришёл с пустыми руками, получится неудобно.
- Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Интересуйся как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»
- В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался человеком недостойным и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобою лично, будь решителен, потребуй подарок обратно. Может, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.
- На следующем классном часе мы поговорим о том, как надо по правилам этикета принимать подарки.