Урок русского языка в 11-м классе: "Анализ текста. Подготовка к сочинению-размышлению"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обучающие:

    • совершенствование умение анализировать тексты разных функциональных стилей и типов.

    • обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.

    • обучение использованию различных языковых средств в собственных текстах.

    • приобретение риторической эрудиции.

  • Воспитательные:

    • развитие гражданственности.

    • расширение самопознания учащихся.

Работа с текстом В.Распутина.

Краткие сведения о писателе.

Валентин Распутин – яркий представитель «деревенской прозы». В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца ХХ века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации.

Выразительное чтение текста

(1) О русском типе как о типе человека (не) сост...явшегося излома..ного (не) окультуре..ного (не) предсказуемого то вп..дающего в спячку то в буйство говорили всегда. (2)Но (н..) когда (по) моему так плотно и ярос..но как теперь.

(3) М..кс..мализм нашей души от (не) оглядных просторов испытующих ж..лание и волю нам или всё или (н..) чего (на)половину мы (не) с..гласны. (4) Наша порыв..стость от (не) обх..димости успеть ул..жит..сся в короткие сроки. (5)У нас сама пр..рода п..рывста рас..ветает за день блёкн..т за ноч.. . (6)Завтрашний день у нас постоянно был (не) надёж..н. (7)За четыре века Русь двести пят..десят раз отр..жала внешние наше..ствия за п..следующие пят..сот лет она пров..ла в войнах почти триста. (8)Ещё и (в)конце ХVIII века на аз..атских рынках т..рговали русскими (не) вольн..ками.

(9) Но если мы так п..рочны так нравстве..но без..образны (на) столько (не) годны для с..седства и дружбы (от) чего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали ут..шение и вид..ли надежду в России? (10)(По) чему душу хоть и з..гадочную ищут ..десь? (11)(Не) (по) тому ли что (не) смотря на все свои (не) д..статки русский человек отв..чает главному замыслу (во) обще о человеке?

1. Словарная работа.

Максимализм (книжн.) – крайность в каких-нибудь требованиях, взглядах.

Порочный – подверженный пороку, безнравственный; свидетельствующий о склонности к пороку.

2. Комплексная работа с текстом.

Задания к тексту:

1. Предложите варианты заголовка к тексту (в виде утверждения или в виде вопроса)

Варианты ответов:

В чем истоки русского характера? Загадочная русская душа…

2. Выделите ключевые слова в авторском размышлении:
  • Русский тип

  • Тип человека

  • Максимализм души

  • Загадочная душа

  • Замысел о человеке

3. Объясните значение слов путем подбора синонимов:
  • максимализм

  • порочность

  • порывистость

4. Выразите отношение к авторской позиции, закончив фразу:

Автор – настоящий патриот, человек неуспокоенный, стремящийся к глубокому осмыслению ___________.

Выразите позицию по проблеме текста, закончив фразу:

Удивительно, поймал себя на мысли, что мне не безразлична проблема _______, поднятая автором.

5. Анализ языковых средств в тексте. Работа с таблицей.

    Средства выразительности

    Примеры из текста

    С какой целью использовано

    Эпитеты

    Изломанный, неокультуренный

    Неоглядные просторы

    Загадочная душа

    Изобразить особенности русского характера

    Олицетворение

    Природа порывиста

    Показать связь характера с природными условиями

    Риторический вопрос

    Предложения № 1,10, 11

    Заставить задуматься, искать ответы на поставленные вопросы

6. Напишите вариант вступления, в котором отражалась бы основная проблема текста, используя именительный представления. Расскажите о впечатлении от начальной фразы.

Вариант вступления.

Загадочная русская душа… Как много уже говорилось об этом, сколько велось жарких споров, предпринималось попыток дать определение русскому характеру. Однако читая текст В.Распутина, я увидел, что проблема иное осмысление. Автор задается вопросом: «Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь?»

7. Обращение к литературным примерам параллелям, ассоциациям.

В каких произведениях русской литературы автор исследует русский характер?

  • «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

  • «Русский характер» М.Шолохова

  • «Тихий Дон» М.Шолохова

3. Домашнее задание.

  1. Закончите сочинение-размышление. Выразите свои мысли о том, что такое русский характер, свое отношение к кругу проблем, освещенных в тексте.

  2. Вставьте буквы и расставьте знаки препинания в исходном тексте (текст раздается каждому учащемуся).

  3. Продолжите подбор цитат по данной теме.

В помощь учащимся.

Подборка высказываний о русском характере

Мы, зараженные совестью: в каждом Стеньке – святой Серафим.
М. Волошин.

Ищет легкости и не любит напряжения: развлечется и забудет; вспашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, рубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий», а «Божье» - значит ничье, и потому чужое ему не запретно. И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени.
И. Ильин.

Практичность, расчетливость, эгоизм, сухость, аккуратность, погоня за деньгами, удобствами, спокойствием – все это добродетели, которых нам не хватает. Мы легко миримся с недостатками и лишениями жизни, имея всегда впереди мечту, подвиг. Нет подвига, нет цели – и русский человек опускается. На сцену являются карты, водка, лодырничество…
Г.Е. Грум-Гржимайло.

И в мире нет истории страшней,
Безумней, чем история России.
М. Волошин.

Для вас – века, для нас – единый час,
Мы как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас –
Монголов и Европы.
А.Блок.

В анархии – все творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несем культуру взрыва.
М.Волошин.

Россия казней, пыток, сыска, тюрем.
Страна, где рубят мысль умов с плеча,
Страна, где мы едим и балагурим
В кровавой час деяний палача.
Страна, где правит право крепостное,
Где змий – царем, змееныши – царьки,
Где правило – разгул в грязи и гное,
Страна метели, рабства и тоски…
К.Бальмонт.

Приложение