Цели урока:
-
Обучающие:
-
совершенствование умение анализировать тексты разных функциональных стилей и типов.
-
обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.
-
обучение использованию различных языковых средств в собственных текстах.
-
приобретение риторической эрудиции.
-
-
Воспитательные:
-
развитие гражданственности.
-
расширение самопознания учащихся.
-
Работа с текстом В.Распутина.
Краткие сведения о писателе.
Валентин Распутин – яркий представитель «деревенской прозы». В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца ХХ века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации.
Выразительное чтение текста
(1) О русском типе как о типе человека (не) сост...явшегося излома..ного (не) окультуре..ного (не) предсказуемого то вп..дающего в спячку то в буйство говорили всегда. (2)Но (н..) когда (по) моему так плотно и ярос..но как теперь.
(3) М..кс..мализм нашей души от (не) оглядных просторов испытующих ж..лание и волю нам или всё или (н..) чего (на)половину мы (не) с..гласны. (4) Наша порыв..стость от (не) обх..димости успеть ул..жит..сся в короткие сроки. (5)У нас сама пр..рода п..рывста рас..ветает за день блёкн..т за ноч.. . (6)Завтрашний день у нас постоянно был (не) надёж..н. (7)За четыре века Русь двести пят..десят раз отр..жала внешние наше..ствия за п..следующие пят..сот лет она пров..ла в войнах почти триста. (8)Ещё и (в)конце ХVIII века на аз..атских рынках т..рговали русскими (не) вольн..ками.
(9) Но если мы так п..рочны так нравстве..но без..образны (на) столько (не) годны для с..седства и дружбы (от) чего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали ут..шение и вид..ли надежду в России? (10)(По) чему душу хоть и з..гадочную ищут ..десь? (11)(Не) (по) тому ли что (не) смотря на все свои (не) д..статки русский человек отв..чает главному замыслу (во) обще о человеке?
1. Словарная работа.Максимализм (книжн.) – крайность в каких-нибудь требованиях, взглядах.
Порочный – подверженный пороку, безнравственный; свидетельствующий о склонности к пороку.
2. Комплексная работа с текстом.Задания к тексту:
1. Предложите варианты заголовка к тексту (в виде утверждения или в виде вопроса)Варианты ответов:
В чем истоки русского характера? Загадочная русская душа…
2. Выделите ключевые слова в авторском размышлении:-
Русский тип
-
Тип человека
-
Максимализм души
-
Загадочная душа
-
Замысел о человеке
-
максимализм
-
порочность
-
порывистость
Автор – настоящий патриот, человек неуспокоенный, стремящийся к глубокому осмыслению ___________.
Выразите позицию по проблеме текста, закончив фразу:
Удивительно, поймал себя на мысли, что мне не безразлична проблема _______, поднятая автором.
5. Анализ языковых средств в тексте. Работа с таблицей.
Средства выразительности |
Примеры из текста |
С какой целью использовано |
Эпитеты |
Изломанный, неокультуренный Неоглядные просторы Загадочная душа |
Изобразить особенности русского характера |
Олицетворение |
Природа порывиста |
Показать связь характера с природными условиями |
Риторический вопрос |
Предложения № 1,10, 11 |
Заставить задуматься, искать ответы на поставленные вопросы |
Вариант вступления.
Загадочная русская душа… Как много уже говорилось об этом, сколько велось жарких споров, предпринималось попыток дать определение русскому характеру. Однако читая текст В.Распутина, я увидел, что проблема иное осмысление. Автор задается вопросом: «Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь?»
7. Обращение к литературным примерам параллелям, ассоциациям.В каких произведениях русской литературы автор исследует русский характер?
-
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
-
«Война и мир» Л.Н.Толстого
-
«Русский характер» М.Шолохова
-
«Тихий Дон» М.Шолохова
3. Домашнее задание.
-
Закончите сочинение-размышление. Выразите свои мысли о том, что такое русский характер, свое отношение к кругу проблем, освещенных в тексте.
-
Вставьте буквы и расставьте знаки препинания в исходном тексте (текст раздается каждому учащемуся).
-
Продолжите подбор цитат по данной теме.
В помощь учащимся.
Подборка высказываний о русском характере
Мы, зараженные совестью: в каждом
Стеньке – святой Серафим.
М. Волошин.
Ищет легкости и не любит
напряжения: развлечется и забудет; вспашет
землю и бросит; чтобы срубить одно дерево,
рубит пять. И земля у него «Божия», и лес у
него «Божий», а «Божье» - значит ничье, и
потому чужое ему не запретно. И как нам быть
в будущем с этим соблазном
бесхозяйственности, беспечности и лени.
И. Ильин.
Практичность, расчетливость,
эгоизм, сухость, аккуратность, погоня за
деньгами, удобствами, спокойствием – все
это добродетели, которых нам не хватает. Мы
легко миримся с недостатками и лишениями
жизни, имея всегда впереди мечту, подвиг.
Нет подвига, нет цели – и русский человек
опускается. На сцену являются карты, водка,
лодырничество…
Г.Е. Грум-Гржимайло.
И в мире нет истории страшней,
Безумней, чем история России.
М. Волошин.Для вас – века, для нас – единый час,
Мы как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас –
Монголов и Европы.
А.Блок.В анархии – все творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несем культуру взрыва.
М.Волошин.Россия казней, пыток, сыска, тюрем.
Страна, где рубят мысль умов с плеча,
Страна, где мы едим и балагурим
В кровавой час деяний палача.
Страна, где правит право крепостное,
Где змий – царем, змееныши – царьки,
Где правило – разгул в грязи и гное,
Страна метели, рабства и тоски…
К.Бальмонт.