Интегрированный урок (русский язык и природоведение) по темам "Изменение глаголов прошедшего времени по родам", " Закаливание организма, или Всё зависит от тебя"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Совершенствовать знания детей об изменении глаголов по родам.
  • Развивать умения правильной постановки вопросов к глаголу и сопоставления окончаний глаголов в мужском, женском, среднем роде.
  • Развивать умения употреблять глаголы прошедшего времени в устной и письменной речи.
  • Учить детей бережно относится к своему здоровью.
  • Обобщить знания детей об устройстве организма человека.

Оборудование: индивидуальные карточки, тестовые задания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

– Мы живём в удивительное, динамическое время. Изменения происходят быстро и затрагивают практически все стороны нашей жизни. Нам требуется много сил и энергии, чтобы быть прекрасными работниками, внимательными детьми. Здоровье становиться всё более значимым фактором успешной и полнокровной жизни. Отчего же всё зависит?

Вывод: всё зависит от тебя.

3. Чистописание

Всё зависит от тебя – это девиз нашего урока. Запишите это предложение в тетрадь. Старайтесь писать безотрывно и красиво.

4. Сообщение темы и целей урока

– Наш урок сегодня необычный. На нём мы будем говорить сразу о двух темах. По русскому языку наша тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам», а по природоведению: «Закаливание организма». Здоровье нашего организма, в том числе и закаливание, зависят от нас. Здоровья мы желаем, когда говорим: «Здравствуйте». И словарная работа будет посвящена этому слову.

5. Словарная работа

Здравствуйте, здравие, здравствовать.

– Какая орфограмма в этом слове? Подберите однокоренные слова. (Здравие, здравствовать)
– Здравствуйте – обозначает приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым.
– Что вы узнали о прошлом слова «здравствуйте»?
– Слово здравствуй очень древнее, оно связано со словом дерево.
– Когда-то люди, произнося это слово, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево Получается, что и теперь, когда это слово произносим, желаем быть здоровым, сильным, крепким.
– Что же для этого нужно делать?
– Послушайте стихотворение Семёнова: «Всем, кто хочет быть здоров» и ответьте на этот вопрос. (Два ученика читают стихотворение.)

Крепыш:

Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящих!
На ночь окна открывать.
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!

Мальчик:

Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.

Крепыш:

Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно
Закаляйтесь постепенно.

Учитель: Как же нужно закаляться?

Дети: Нужно закаляться постепенно. (Предложение записано на доске.)

Учитель: Найдите в предложении глагол.

6. Актуализация знаний о глаголе как части речи

– Что такое глагол? (Глагол – это часть речи.)
– Что обозначает глагол? (Глагол обозначает действие предмета.)
– На какие вопросы отвечает? (Глагол отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)
– Чем является в предложении? (Глагол в предложении является главным членом предложения – сказуемым.)
– Как изменяются? (Глаголы изменяются по временам)
– Оказывается, глагол изменяется и по родам.

7. Изучение новой темы

На доске записано предложение: Встало солнышко.

Задания:

  • Найдите глагол.
  • Определите время глагола.
  • Как вы определили?
  • Какие окончания вы написали? Почему?

– Давайте проверим.

Правило на схеме.

«Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу»

Выводы:

– Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском роде? Женском роде? Среднем роде?
– От чего зависит род глагола?

8. Закрепление изученного. Игра «Не подводи свой ряд»

1 ряд выписывает глаголы мужского рода;
2 ряд – глаголы женского рода;
3 ряд – среднего рода.

Встало, разбудило, выбежал, побежала, написал, купала, блестел, унесло, блестела, рисовало, мечтал.

(Проверка)

9. Физкультурная минутка

Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

10. Обобщение знаний об организме человека

Закаливание организма зависит от вас. Но для того, чтобы правильно закаливаться, нужно хорошо знать свой организм. Вот эти знания мы проверим с помощью текста.
У вас на столах листочки с заданием. Нужно кружочком отметить правильный ответ.

(Взаимопроверка)

  • Одеваться по погоде и не кутаться.
  • Делать зарядку и заниматься спортом.
  • Обтираться влажным полотенцем и принимать холодный душ.

– Ну, а теперь подготовимся закалять себя для плавания в море грамматики.

11. Орфографическая минутка

– Возьмите карточки. Показываем, какую вставите пропущенную букву.

Р-бята, выб-жит, сп-ртивный, пл-щадка, х-р-шо, проб-жаться, р-ка, зап-слись, б-льшой, зд-р-выми.

12. Самостоятельная работа

Здра-ствуй утро! Встанет солнышко и разбудит ребят в летнем лагере. Выб-жит Коля на сп-ртивную пл-щадку. Лена побежит к р-ке искупаться. Всё зависит от вас. Нужно бегать, плавать, прыгать, загорать. И тогда вы будете зд-р-выми.

Задания:

1. Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
2. Как бы вы озаглавили текст?
3.Спишите текст. Поставьте выделенные глаголы в форме прошедшего времени.
4. Вставьте пропущенные гласные.
5. Определить род глагола, выделить окончания.

Итог: Какие окончания пишем у глагола прошедшего времени в мужском, женском, среднем роде.

13. Творческая работа

– Мы много говорили о закаливании организма. Используя словосочетания составьте предложения о том, как нужно закаливаться.

Обливаться водой, плавала в бассейне, бегал по дорожке. обтирался полотенцем, занимался спортом.

14. Дифференцированнаяработа по карточкам разного уровня сложности

1 в. Написать глаголы в прошедшем времени.

Солнце свети…, ребёнок гуля…,Оля плава…

2 в. Заменить глагол в будущем времени на глагол в прошедшем времени.

Мальчик бежит, облако плывёт, ветер гуляет.

3 в. Составьте предложение из слов, употребляя глагол в прошедшем времени.

Пограничники, дальней, на, выходят, границе, зарядку, на.

15. Домашняя работа

Составить рассказ о том, как вы начинаете свой день, используя глаголы прошедшего времени.

16. Итог урока

– Какие окончания пишем у глагола прошедшего времени в мужском роде? В женском роде? В среднем роде?
– От кого же зависит наше здоровье?