Урок химии в 7-м классе по теме "Атомно-молекулярное учение"

Разделы: Химия


Вступление в урок: Урок химии в 7а классе, где предмет изучается прапедевтически, чтобы учащиеся имели представление о предмете в момент выбора предмета углубления в конце 7 класса.

Тема урока. Атомно-молекулярное учение.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по начальному блоку изучения химии.

Главная дидактическая цель: систематизация знаний и способов действий по теме.

Цели урока:

  • Образовательная – создание условий для восприятия и понимания основных положений АМУ

  • Развивающая – развитие мыслительных навыков (анализ, сравнение, выделение главного); развитие информационной компетентности через работу с информационным текстом, графическим опорным конспектом; развитие коммуникативных компетенций при работе в паре.

  • Воспитательная – формирование естественнонаучного мировоззрения учащихся при усвоении идеи познаваемости и материальности мира, интернациональное воспитание через определение вклада ученых разных стран в создание АМУ.

Структура урока в логике уроков технологии критического мышления: вызов – осмысление – рефлексия.

ФОПД: индивидуальная, парная, фронтальная.

Приемы и методы ТРКМ: на стадии вызова: предположение темы; таблица («Знаю – Хочу узнать – Узнал»);

На стадии осмысления: ИНСЕРТ – работа с информационным текстом и опорным графическим конспектом («Я это знал до прочтения – Это новая для меня информация – Это мне непонятно»);

На стадии рефлексии: расшифровка текста, вставка пропущенных слов, объяснение схем и опытов, синквейн.

Ожидаемый результат:

После проведения урока учащиеся должны

Знать: основные положения АМУ, определения (атом, молекула, физическое явление, химическое явление).

Уметь: объяснять химические реакции на микроскопическом уровне в соответствии с положениями АМУ.

Технологическая карта урока

 

Ход урока

Примечания
Стадия вызова Ребята! Когда мы с вами видим незнакомый предмет, на какие вопросы нам хочется получить ответы. Что это? Из чего это? Для чего это? Демонстрация предмета
Дадим ответы на некоторые вопросы в приложении к знакомым объектам.

Слайд 1. Что это? (Дом) Из чего это? (Из кирпича) Слайд 2. Из чего это? Слайд 3. (Из глины) Из чего это? Из частиц? Слайд 4. (Строение молекул глины)

Слайды 1-5

(Приложение1)

Слайд 5. Что это? (Айсберг, снеговик, снежинки). Из чего это? (Из воды) Слайд 6. Из чего вода? (Из молекул воды) Слайд 7. Из чего молекула воды? (Из атомов). Слайды 6-8
Теория, возникшая в Древней Греции, была столь же проста, сколь и категорична: невозможно беспредельно делить на части что бы то ни было. Наступит момент, когда частицы уже не поддадутся дальнейшему делению. Подходим к определению темы урока. Как назвали эти частицы в Древней Греции? (Атомы).  
В стихотворении С. Щипачева «Читая Менделеева» замените выделенное слово, исходя из известного вам определения. (Из атомов). Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Атомам и молекулам).

Тема. Атомно-молекулярное учение.

Слайд 9
К сегодняшнему уроку у вас накоплен определенный багаж знаний об атомах и молекулах, но мы знаем далеко не все. Заполним маленькую таблицу (два столбика по три пункта) Слайд 10

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1

2

3

1

2

3

Обсудите в паре, поделитесь знаниями друг с другом, дополните записи.

Работаем по заполнению общей таблицы (на доске). 7а класс знает об атомах и молекулах следующее: (заполняем таблицу). Таблица нам всем и каждому показала цели сегодняшнего урока. Посмотрим, удастся ли нам узнать на уроке все, что мы сейчас не знаем.

Заполнение таблицы на доске
Осмысление Сейчас я предлагаю вам изучить стенограмму (это краткие записи) необычного совещания ученых разных стран и столетий. Они обсуждали тему, рассматриваемую нами на уроке. Какое созвездие великих имен. Какая география стран. Помните, наука не знает границ, она всегда интернациональна.

Итак, на совещании присутствовали:

  • Древнегреческий философ Демокрит;
  • Знаменитый английский алхимик Джордж Рипли;
  • Знаменитый английский физик, химик и философ Роберт Бойль;
  • Великий русский ученый историк, механик, художник и поэт М.В. Ломоносов;
  • Выдающийся английский ученый Джон Дальтон;
  • Знаменитый шведский химик Берцелиус.
(Приложение2)

Слайд 11

Читаем стенограмму и делаем пометки на полях:

(я это знаю «+»; это новая для меня информация «√»; это мне непонятно «-»

Работа с информационными источниками
После работы со стенограммой работаем с опорным графическим конспектом в такой же системе (Знаки у каждого графического и информационного блока) (Приложение2)
Рефлексия Приступаем к обобщению всех сведений, которые мы получили из стенограммы и графического опорного конспекта.  
Расшифруйте, пожалуйста, следующий текст научного труда М.В. Ломоносова, используя слова: атом, молекула, вещество. Слайд 12
Изучите схему и замените слова: элемент» и «корпускула». Слайд 13
Какую, по-вашему, информацию дает следующий слайд? (Атомы разных видов отличаются между собой) Слайд 14
Смотрим видеоролик. Какое показано явление? Как его объяснить с точки зрения учения об атомах и молекулах? (Приложение3)
Просмотрите стенограмму и графический конспект. Что осталось неясно?  
Обратитесь к таблице, которую заполняли в начале урока. Что хотели узнать и не узнали? (Почему на эти вопросы не ответили в 19 веке? Не хватало знаний, как и нам с вами. Ответы на эти вопросы обязательно вы получите, изучая химию. Это наша отдаленная задача)

Обратимся вновь к стихотворению С. Щипачева «Читая Менделеева». Как вы понимаете эти строки? (Атом – основа мира)

Слайд 15
Составьте синквейн, осмысливая все знания, что мы сегодня систематизировали об атомах и молекулах.

Первое слово: Атом.

Составление синквейна