Открытый урок по теме "Развитие речи в процессе ознакомления детей с культурой и бытом народов крайнего Севера"

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Как это сделать? Скорее всего, начать с малого с малого – рассказать о том месте, где ребенок родился и где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного края. Этим и обусловлена работа, направленная на развитие речи в процессе ознакомления детей с культурой и бытом народов Крайнего Севера.

Начиная работу по этой теме, необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  • Воспитание у детей любви к родному краю, его истории, уважение к народам, населяющим Кольский полуостров;
  • Познакомить детей с культурой народов саами, воспитывать лучшие качества, присущие им: трудолюбие, взаимовыручку;
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
  • Прививать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Работа, которая проводится по этому направлению, состоит из трех блоков.
Информационный блок: этот блок включает в себя проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром. Пожалуй, самым сложным в работе по ознакомлению с родным краем, достопримечательностями является составление рассказов, которые были бы интересны и доступны дошкольникам. Чтобы рассказ отвечал этим требованиям его необходимо сопровождать наглядным материалом (фотографиями, схемами); в процессе рассказывания обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание и стремление узнать что-то самостоятельно; использовать доступную детям лексику, обязательно объясняя значение незнакомых слов; не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Методический блок: он включает в себя составление перспективного плана, конспектов занятий, развлечений, литературных вечеров, игр.

Организационный блок: включает в себя подборку сказок народов Севера; оформление карточек с образцами орнаментов: изготовление плоскостных изображений северной одежды, чума; подбор картинок с северными животными, ягодами, грибами.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранения интереса к одной и той же теме. Трудности в ознакомление детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в работу необходимо использовать не только художественную литературу и иллюстрации, но и «живые» наглядные примеры (пимы, сувениры из оленьего меха и т.д.). Кроме того, занятия по ознакомлению с жизнью и бытом народов Крайнего Севера лучше всего проводить комплексными, включая в них продуктивную деятельность, музыкальное сопровождение. Все это повышает интерес и увлеченность детей к занятиям. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности, так и для сохранения эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить из какого материала изготовлена поделка (кожа, мех, замша), как она называется.

Ознакомление дошкольников с жизнью народов Крайнего Севера не обходится без знакомства с народными саамскими играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры с подражанием). Посредством этих игр решается сразу несколько задач: уделив внимание игровым словам и их проговариванию – проводится работа по развитию речи; предлагая детям проиграть бытовые ситуации – расширяются знания о народной культуре. Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями. Таким образом, работа по теме обязательно должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности.

Алгоритм технологии, на которых строится занятия по ознакомлению детей с жизнью и бытом народов Крайнего Севера

Компоненты Характеристика, цели
Вступительная часть Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта «собственной позитивной деятельности».
Важно создать: яркие положительные эмоции, мотивацию детской деятельности, игровую ситуацию
Информационная часть Познавательный рассказ для детей.
Требования к рассказу:
  • Возрастная адресность, доступность
  • Краткость, конкретность
  • Информационная насыщенность
  • Использование наглядности
Проблематизация Стимулирование умственной активности детей:
  • Проблемные ситуации по типу «А если, то…»
  • Подача знаний с использованием догадок, предложений, вопросов
Стимулирование детей к постановке вопросов Отгадывание по типу «Что в волшебном сундучке?»
Формировать способность проблемного видения окружающих объектов и явлении.
Требования к вопросам детей:
  • Если в сундучке предмет (использовать определенные категории в системе – цвет, форма, величина)
  • Если картина (то место, время, какому событию посвящается)
  • Постепенно сокращать количество вопросов
  • В итоге необходимо составить рассказ (когда дети разгадают, что это)
Символизация Учить выражать эмоциональное состояние: в песне, танце, рисунке, поделке.

Связь с другими видами деятельности:

  • Игровая
  • Продуктивная
  • Художественно-речевая

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием педагогов и родителей, т.е. взрослыми, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в детском саду поддерживать и направлять интерес ребенка к людям других национальностей и народностей, рассказать, где территориально живет этот народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. Именно в дошкольном возрасте надо заложить ребенку знания о том, что нашу страну и наш край населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем. Старший дошкольный возраст

Сентябрь Тема «Растительный мир Заполярья»
Познавательные занятия «Растительный мир», «Грибы и ягоды». Чтение художественной литературы о родном крае.
Октябрь Тема «Мой любимый город»
Познавательные занятия, экскурсия по микрорайону, чтение стихов и рассматривание открыток о городе.
Ноябрь Тема «Край, в котором мы живем».
Познавательные занятия по ознакомлению детей с народами Севера, их бытом, обычаями. Занятия по декоративно-прикладному творчеству, чтение художественной литературы.
Декабрь Тема «Народное творчество северных народов»
Занятия по декоративно-прикладному творчеству «Саамские узоры».
Январь Тема «Север – край суровый»
Познавательные занятия «Полярная ночь, метели, северное сияние». Занятие по рисованию «Звездное небо»
Февраль Тема «Животные Севера».
Познавательные занятия «Звери, белые, как снег», «Птицы северного края». Чтение художественной и научно-популярной литературы, рассматривание иллюстраций о северных животных.
Март Тема «Чем богат наш край родной»
Познавательные занятия «Полезные ископаемые», !Реки и озера вокруг нас». Выставка минералов, оформление альбома «Чем богат наш край».
Апрель Тема «Профессии»
Познавательные занятия «Знакомство с трудом взрослых, живущих за Полярным кругом». Чтение книг по теме.
Май Тема «Северный край весной»
Познавательные занятия «Птицы прилетели».
Рассматривание книг, иллюстраций, чтение художественной литературы

Конспект рассказа-беседы «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Цели:

  • познакомить детей с жизнью народов севера;
  • воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;
  • познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, хорей, оленья упряжка;
  • активизировать словарный запас детей: полярная ночь, полярный день, мох, национальный костюм, северное сияние.

Подготовка к занятию: беседа о городе Апатиты, чтение стихов о родине, чтение глав из книги С.Варуздина «Страна, в которой мы живем», рассматривание картины «Олень», наблюдение за северным сиянием.

Материал: картина «Дети севера», иллюстрации «Северное сияние, «Олень». Фотографии, слайды о природе Северного края. Кукла в национальном костюме. Макет «Чум и оленья упряжка». Камень «Апатит». Образцы северного орнамента. Книги с саамскими сказками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: «Дети, как называется наша Родина? Много народов живет в нашей стране, Велика наша Родина, но у каждого человека есть свой уголок, место, где он родился. В каком городе родился Саша? А Ира в каком городе родилась? Многие дети родились в нашем городе, в городе Апатиты. С этого города вам открывается наша большая Родина. А чем знаменит наш город? Зачем стране нужен «Апатит»?

Обобщение: Апатит – это удобрение, оно необходимо для роста растений, чтобы земля давала нам больше урожая.

О нашем городе послушайте стихотворение:

Он вас встретит как друга сердечно
А расстанетесь – вновь позвонит.
Среди гор и снегов бесконечных,
Как подснежник наш город цветет.
Здесь геологи чудо искали.
И нашли, им оно по плечу,
Лег покорно на площади камень
Перед памятником Ильичу.

Воспитатель: Дети, а где находится наш город? (На Севере). Правильно, наш город расположен на Севере. Наш северный край большой и богатый.

Есть у севера прелесть особая,
Что в глаза нарочито не бьет.
Подыши этой свежестью хвойной
В распахнувшейся белой ночи.
Есть у севера сила достойная,
Что сама о себе не кричит.
Светит озеро синими бликами,
Вековечные сосны шумят.

Много в нашем крае городов, поселков и совхозов. На севере, кроме нас русских живут и другие народы. Сегодня я вам расскажу о народах севера, которые называются – саами. Саами живут севернее нас, в тундре (показ слайдов). Красива тундра зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Лишь кое-где выглядывают карликовые березы. Зимой солнце совсем не показывается на небе, наступает полярная ночь. Она продолжается несколько месяцев.

В морозные дни появляется на небе северное сияние. Северное сияние очень яркое, красивое, как будто кто-то разрисовал небо яркими красивыми красками.

Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студеные ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее. На севере наступает весна, а за ней и лето. Лети на севере короткое, не жаркое. Солнце летом совсем не заходит за горизонт, наступает полярный день. Красива тундра летом, она одевается ярким пестрым ковром цветов. А что же такое тундра? Тундрой, ребята, называется земля, на которой растет много мха, мелкого кустарника и растут небольшие деревья. На этой земле и живут саами. Они трудятся в колхозах, разводят оленей. Очень трудна работа у саамов, им подолгу приходится бывать в тундре, далеко от дома пасут они оленей в любую погоду зимой и летом, в дождь и снег. Олени нигде не могут жить, кроме тундры, так как они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают корм – мох, а пить захотят – лижут снег. Зимой оленеводы-саамы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха.

Дети, как вы думаете, зачем людям нужны олени, какая от них польза?

Правильно, олень – средство передвижения. Там, где не пройдет машина, пробежит олень (показ иллюстраций). Олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, А какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Саами ездят на оленях. Для езды они запрягают по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.

Даже жилье саамов в тундре – чум – делается из оленьего меха (макет). Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум саамы часто разбирают и перевозят на другое место. Из оленьих шкур саамы шьют себе одежду (показ куклы в национальном костюме). Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах саамы носят пимы. Одежда из оленьего меха теплая и красивая. (показ иллюстраций).

Сегодня мы с вами поговорили о том, какой народ проживает на севере, чем они занимаются, узнали много новых слов.