Цели урока:
- Формирование у обучающихся представления о том, что такое философия (обучающая цель).
- Активизация мыслительной деятельности обучающихся путем использования элементов интерактивных педагогических технологий (технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, компьютерных технологий) (развивающая цель).
- Формирование у обучающихся коммуникативной и толерантной компетенций (развивающая и воспитательная цель).
- Эстетическое воспитание обучающихся (воспитательная цель).
Оборудование урока:
- мел, доска;
- компьютер и мультимедиапроектор;
- карточки с заданиями.
Межпредметная связь: Представлена широко, так как философское знание лежит в основе всех наук: философия + физика и математика, русский язык и литература, история, политология, естествознание.
Структура урока.
Начало урока: Учитель знакомит учащихся с темой урока, объясняет ее актуальность, обусловленную рядом факторов:
- Философское знание всеобъемлюще, лежит в основе всех научных дисциплин и поэтому помогает в их лучшем усвоении;
- Знание философии повышает конкурентоспособность выпускников, особенно в условиях сдачи ЕГЭ.
Далее учитель оглашает главную цель урока – изучить, что есть философия.
I этап: Разминка, включение учащихся в урок при помощи игры в ассоциации: “У меня философия ассоциируется с …”, “Я думаю, что философия – это…”, “Я понимаю философию как…”.
II этап: Из игры в ассоциации делается вывод о личностном субъективном характере философского знания и выводится первое определение философии, которое записывается в тетрадь:
Философия – это мировоззрение, то есть отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.
В качестве аргумента к данному определению выступает видеоролик “Что такое философия …” (продолжительность 3 минуты, выполнен при помощи программ Microsoft Digital Image Suite 10 и Corol Dro), основанный на афоризмах великих ученых и писателей о философии.
Перед просмотром видеоролика перед учащимися ставится проблема: в сюжете видеоролика найти второе определение философии, выраженное одним словом.
Физкульминутка, совмещенная с выводом ко второму этапу урока. Например, философия – это отношение человека к окружающему миру – смотрим в окно, устремив взгляд далеко вдаль или, философия – это отношение человека к вечности – поднимаем голову вверх и смотрим в высоту и т.п.
III этап: Актуализация ранее поставленной проблемы и вывод второго определения, которое также записывается в тетрадь:
Философия – это наука, предметом изучения которой являются вечные вопросы.
IV этап: Работа со схемой, расположенной на карточке (задание №1). Задание заключается в том, что учащиеся самостоятельно при помощи схемы должны вывести третье определение философии, которое после обсуждения записывается в тетрадь:
Философия – это специфическая форма духовной культуры человечества, которая пытается в наиболее общих чертах описать, объяснить и понять и окружающий мир и самого человека.
Общий вывод по уроку: Один из учащихся читает вслух слова Рене Декарта (задание №2) о важности и большой значимости философского знания для развития человека и общества, в целом.