Цель занятия: Развитие интереса и способностей к чтению.
Задачи:
- формировать навыки осознанного чтения (контроль над ходом своей деятельности);
- совершенствовать психологические предпосылки к чтению (устойчивость внимания, наблюдательность, навыки и приемы самоконтроля, познавательная активность);
- воспитывать устойчивый интерес к чтению;
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
- закреплять аналитико-синтетические способности (на уровне слога, слова).
Контингент участников: воспитанники младшего школьного возраста (1 –й класс)
Оформление: демонстрационный материал мультимедиа ПРИЛОЖЕНИЕ 1; карточки с гласными буквами и слогами; предметные картинки; доска; плакат «АЛФАВИТ»; красочная большая книга; диск с песней «Чему учат в школе», музыка Шаинского В., слова Пляцковского М.
Ход занятия:
Звучит музыка «Чему учат в школе». Дети входят в зал.
Загадка про книгу.
Логопед:
Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает?
Что это?
Дети: Книга
Логопед: Правильно. Ребята, посмотрите
вот книга, Какая она красивая. А как она
расскажет и вам и всем что в ней написано?
Дети: Там буквы. Их нужно читать.
Логопед: Да, дети, буквы много что могут
рассказать. А для этого надо научиться читать.
Будете книги читать –
Будете много знать
А я знаю, что вы умеете отличить звук от буквы,
сможете определить в каком слове какой
звук, уже умеете читать. Давайте же покажем
гостям, что мы умеем. Будем громко отвечать. И
друг другу помогать.
Дети садятся.
Упражнение «Назови – не ошибись»
Цель: развивать слуховое внимание,
зрительную память.
Логопед: Скажите, ребята, что я сказала
звук или слово – «О», «А».
Дети: Вы назвали два звука «А», «О».
Логопед: А сейчас что назову «О»,
«Облако»?
Дети определяют, что сказал логопед.
Логопед: Дети, назовите любые
звуки. Назовите любые слова. Чем отличаются слово
от звука?
Дети по очереди называют.
Оценка ответов детей.
Дидактическая игра «Найди нужный звук»
Цель: развивать фонематическое
восприятие
Логопед: Посмотрите на картинки.
Подумайте и назовите картинку, в названии
которой есть звук «У».
Дети: Лук.
Игра повторяется два-три раза с разными
звуками и с разными картинками.
Дидактическая игра « Найди нужную картинку»
Цель: развивать слуховое внимание и
фонематическое восприятие.
Логопед: Посмотрите на экран. Будьте
внимательны! Посмотрите на картинки и назовите
картинку, которая начинается на звук «Ш».
Дети находят и называют.
Игра повторяется с разными вариантами (звук в
середине слова, звук в конце слова).
Логопед: Поиграли мы в слова, поиграли в
звуки. Ребята, скажите, чем отличаются звук от
буквы?
Дети: Звук мы произносим, а букву пишем.
Логопед: Молодцы! Ребята, я знаю, вы
выучили много букв. Посмотрите на плакат
«Алфавит». Почему одни буквы синие, а другие –
красные?
Дети: Красные – гласные; синие –
согласные.
Упражнение «Говорим и пишем»
Цель: совершенствовать контроль над
ходом своей деятельности.
Логопед: Назовите, какие вы знаете
гласные буквы. Внимание! Когда вы будете говорить
– каждую букву нарисуйте в воздухе пальчиком.
Работа над дикцией при чтении вслух
Логопед: Ребята, я даю вам карточки.
Прочитайте, что там написано (карточки с
гласными буквами).
Дети по очереди у доски читают.
Логопед: Сейчас прочитайте каждую
строчку так: глубоко вдохните и на выдохе
прочитайте. Вот так (показ).
Дети читают.
Логопед: А теперь спросите друг у
друга, читая каждую строчку. Вот так (показ).
Дети читают.
Логопед: Ребята, вы молодцы! Я даю вам
другие карточки. Прочитайте, что написано
(карточки со слогами)
Дети читают.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: закреплять
аналитико-синтетические способности.
Логопед: Коля, подскажи словечко,
которое начинается на слог «ба».
Коля отвечает.
Логопед: Алеша, подскажи словечко на
слог «ма».
Алеша отвечает.
Игра повторяется с 2- 3 заданиями для каждого
ребенка.
Физминутка. Чистоговорка с движениями
А-А-А-А – Наступила зима
Руки в стороны, вверх, хлопки над головой.
О-О-О-О-Очень холодно!
Массирующие движения одной рукой, затем –
другой; присесть на корточки.
У-У-У-У – Я на лыжах иду!
Имитация ходьбы на лыжах.
И-И-И-И – На ветках снегири.
Имитация полета птичек.
Дидактическая игра «Слог плюс слово»
Цель: закреплять
аналитико-синтетические способности
Логопед: Посмотрите на экран. Соедините
картинку со слогом, на который
начинается его название.
Дети по очереди читают слоги и находят
соответствующую картинку.
Чтение с «бегунком»
Цель: формировать навыки скорочтения.
Логопед: Дети, посмотрите на экран. По
очереди прочитаем слоги.
Дети по очереди читают.
Логопед: Теперь прочитаем слова с «
бегунком».
Дети по очереди читают и определяют, какое
слово прочитали.
Чтение предложений с придумыванием окончания
предложений.
Цель: развивать интерес к чтению.
Логопед: Дети, сейчас будет очень
интересное задание. Нужно прочитать предложение
и придумать окончание предложения. Например:
НИНА МЫЛА (читает)…ПОЛ (говорит)
Дети по очереди выполняют задания.
Итог занятия:
Логопед: Молодцы, ребята! Со
всеми заданиями справились! Что мы делали
сегодня на занятии?
Ответы детей. Мы вспомнили, что такое
звук, буква, читали слоги, слова и, даже,
предложения.
– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы
детей). Я подарю вам эту книгу в группу, читайте
ее все вместе и запомните: «Испокон века книга
растит человека». Дружите с книгой!
Под музыку «Чему учат в школе» дети уходят из
зала.