Занятие по скорочтению "Будем с книгами дружить"

Разделы: Логопедия


Цель занятия:  Развитие интереса и способностей к чтению.

Задачи:

  • формировать навыки  осознанного чтения (контроль над ходом своей деятельности);
  • совершенствовать психологические предпосылки к чтению (устойчивость внимания, наблюдательность, навыки и приемы самоконтроля, познавательная активность);
  • воспитывать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
  • закреплять аналитико-синтетические способности (на уровне слога, слова).

Контингент участников: воспитанники  младшего школьного возраста (1 –й класс)

Оформление: демонстрационный материал мультимедиа ПРИЛОЖЕНИЕ 1; карточки с гласными буквами и слогами; предметные картинки; доска; плакат «АЛФАВИТ»; красочная большая книга; диск с песней «Чему учат в школе», музыка Шаинского В., слова Пляцковского М.

Ход занятия:

Звучит музыка «Чему учат в школе». Дети входят в зал.

Загадка про книгу.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а  рассказывает?
Что это?

Дети: Книга
Логопед: Правильно. Ребята, посмотрите вот книга, Какая она  красивая. А  как она расскажет и вам и всем  что в ней написано?
Дети: Там буквы. Их нужно читать.
Логопед: Да, дети, буквы много что могут рассказать. А для этого надо научиться читать.

Будете книги читать –
Будете много знать

А я знаю, что вы умеете отличить звук от буквы, сможете определить в каком слове какой
звук, уже умеете читать. Давайте же покажем гостям,  что мы умеем. Будем громко отвечать. И друг другу помогать.

Дети садятся.

 Упражнение «Назови – не ошибись»

Цель: развивать слуховое внимание, зрительную память.
Логопед: Скажите, ребята, что я сказала звук или слово –  «О», «А».
Дети: Вы назвали два звука «А», «О».
Логопед: А сейчас что  назову «О», «Облако»?
Дети  определяют, что сказал логопед.
Логопед: Дети, назовите  любые звуки. Назовите любые слова. Чем отличаются слово от звука?
Дети  по очереди называют.
Оценка ответов детей.

Дидактическая игра «Найди нужный звук»

Цель: развивать фонематическое восприятие
Логопед: Посмотрите на картинки. Подумайте и назовите картинку, в названии которой есть звук «У».
Дети: Лук.
Игра повторяется два-три раза с разными звуками и с разными картинками.

 Дидактическая игра « Найди нужную картинку»

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Логопед: Посмотрите на экран. Будьте внимательны! Посмотрите на картинки и назовите картинку, которая начинается на звук «Ш».
Дети находят и называют.
Игра повторяется с разными вариантами (звук в середине слова, звук в конце слова).

Логопед: Поиграли мы в слова, поиграли в звуки. Ребята, скажите,  чем отличаются звук от буквы?
Дети: Звук мы произносим, а букву пишем.
Логопед: Молодцы! Ребята, я знаю, вы выучили много букв. Посмотрите на плакат «Алфавит». Почему одни буквы синие, а другие – красные?  
Дети: Красные – гласные; синие – согласные.

Упражнение «Говорим и пишем»

Цель: совершенствовать контроль над ходом своей  деятельности.
Логопед: Назовите, какие вы знаете гласные буквы. Внимание! Когда вы будете говорить – каждую букву нарисуйте в воздухе пальчиком.

Работа над дикцией при чтении вслух

Логопед: Ребята, я даю вам карточки. Прочитайте, что там написано  (карточки с гласными буквами).
Дети  по очереди у доски читают.
Логопед: Сейчас прочитайте каждую строчку так: глубоко вдохните и на выдохе прочитайте. Вот так (показ).
Дети читают.
Логопед: А теперь спросите друг у друга, читая каждую строчку. Вот так (показ).
Дети читают.
Логопед: Ребята, вы молодцы! Я даю вам другие карточки. Прочитайте, что написано (карточки со слогами)
Дети читают.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: закреплять аналитико-синтетические способности.
Логопед: Коля, подскажи словечко, которое начинается на слог «ба».
Коля отвечает.
Логопед: Алеша, подскажи словечко на слог «ма».
Алеша отвечает.
Игра повторяется с 2- 3 заданиями для каждого ребенка.

Физминутка. Чистоговорка с движениями

А-А-А-А – Наступила зима
Руки в стороны, вверх, хлопки над головой.
О-О-О-О-Очень холодно!
Массирующие движения одной рукой, затем другой; присесть на корточки.
У-У-У-У – Я на лыжах иду!
Имитация ходьбы на лыжах.
И-И-И-И – На ветках снегири.
Имитация полета птичек.

Дидактическая игра «Слог плюс слово»

Цель: закреплять аналитико-синтетические способности
Логопед: Посмотрите на экран. Соедините картинку со слогом, на  который начинается его название.
Дети по очереди читают слоги и находят соответствующую картинку.

Чтение с «бегунком»

Цель: формировать навыки скорочтения.
Логопед: Дети, посмотрите на экран. По очереди прочитаем слоги.
Дети по очереди читают.
Логопед: Теперь прочитаем слова с « бегунком».
Дети по очереди читают и определяют, какое слово прочитали.
Чтение предложений с придумыванием окончания предложений.

Цель: развивать интерес к чтению.
Логопед: Дети, сейчас будет очень интересное задание. Нужно прочитать предложение и придумать окончание предложения. Например: НИНА  МЫЛА (читает)…ПОЛ (говорит)
Дети по очереди выполняют задания.

Итог занятия:

Логопед: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились! Что мы делали сегодня на занятии?
Ответы детей. Мы вспомнили, что такое звук, буква, читали слоги, слова и, даже, предложения.
– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей). Я подарю вам эту книгу в группу, читайте ее все вместе и запомните: «Испокон века книга растит человека». Дружите с книгой! 
Под музыку «Чему учат в школе» дети уходят из зала.