Данное пособие представляет собой учебно-методические рекомендации по выполнению творческого проекта учащимися предмета «технология».
Творческий проект выполняется в соответствии с программой и Учебно-методическим планом предмета технологии.
Цели:
- развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания.
- развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.
- обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности.
- умение преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности.
- создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной, технологической и трудовой деятельности.
Самостоятельный творческий проект учащегося
направляется руководителем проекта –
учителем.
К выполнению и защите творческого проекта
допускаются все желающие учащиеся.
Творческий проект должен иметь:
- научно-исследовательский характер;
- глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;
- связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний;
ПРОЕКТ – самостоятельная творческая
завершенная работа учащегося, выполненная под
руководством учителя. Она обычно состоит из двух
частей: теоретической и практической. В
качестве последней выступают конкретное
изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная
разработка и т.п., а в теоретической является
пояснительная записка.
Для успешного выполнения и своевременной защиты
творческого проекта учителем разработаны и
утверждены сроки поэтапного контроля и
самоконтроля за выполнением работы в течении
отведенного времени над творческим проектом.
Классификация проектов.
№ | Признаки |
Виды проектов |
1. | Уровень творчества | исполнительский (репродуктивный) конструктивный творческий |
2. | Содержание | монопредметные межпредметные надпредметные (вне школьной программы) |
3. | Назначение | учебные личные (семейные) общественные производственные |
4. | База выполнения | школьные внешкольные (учреждения дополнительного образования, семья, производство) комплексные |
5. | Количественный состав исполнителей |
индивидуальные групповые коллективные |
6. | Возрастной состав исполнителей |
одновозрастной разновозрастный |
7. | Продолжительность выполнения |
мини-проекты (несколько занятий) четвертные полугодовые годовые многолетние |
Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля
Порядок выполнения творческого проекта:
Процесс проектирования |
Школьники учатся |
1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи | 1.1. Определять потребности человека,
которые можно удовлетворить проектируя и
производя изделия. 1.2. Кратко формулировать задачи |
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия | 2.1. Отбирать и использовать необходимую
информацию для своего проекта. 2.2. Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий. |
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие | 3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие |
4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений | 4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев |
5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности | 5.1. Оценивать идеи с учетом наличия
времени, оборудования, материалов, уровня знаний,
умений и навыков, необходимых для реализации
выбранной темы. 5.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия |
6. Планирование изготовления изделия; создание изделия | 6.1. Подробно записывать
последовательность действий; внося изменения по
мере необходимости. 6.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества |
7. Экономическая оценка произведенного изделия | 7.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат) |
8. Испытание изделия в процессе использования | 8.1. Испытывать созданное изделие на практике |
9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями | 9.1. Оценивать качество изделия (включая
его влияние на окружающую среду, общество,
культуру, экономику и др.) 9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия |
10. Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия | 10.1. Оценивать качества своего
проектирования, изготовления и испытания
изделия. 10.2. Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при проектировании и изготовлении изделия. 10.3. Разрабатывать рекламу своего изделия |
Учащийся защищает творческий проект:
обосновывает актуальность темы, характеризует
основные разделы проекта, обобщает собственную
проектную деятельность.
Отвечает на поставленные вопросы членов жюри
класса в рамках темы исследования (в течение 7-10
минут).
Лучшие творческие проекты рекомендуются для выступления на конкурсе «Юный лектор», «Научно-практической конференции» и на районных, городских конкурсах творческих проектов.
Творческие проекты после защиты хранятся в методическом фонде кабинета «технология» и используются как методическое пособие. Практическая часть используется в оформлении кабинета «технология».
Структура творческого проекта.
Рукописный текст включает:
– титульный лист
– оглавление
– введение
– основная часть
– заключение
– список использованной литературы
– приложение
Состав творческого проекта:
– текст
– список используемой литературы
– приложения (таблицы, схемы, выкройки, шаблоны и
т.п.)
Объем творческого проекта 15-20 страниц рукописного текста.
Титульный лист – включает полное наименование учебного заведения, вид и тему проекта, Ф.И.О. автора, № школы, район, Ф.И.О. руководителя (должность), год написания. (Приложение 1)
Страницы должны иметь поля:
левое – 30 мм.
верхнее – 20 мм.
правое –10 мм.
нижнее – 25 мм.
Оглавление – раскрывает содержание пояснительной записки: введение, основная часть, заключение, приложение, список литературы. (Приложение 2)
Во введении – учащийся обосновывает выбор темы проекта, ее актуальность, цели и задачи проекта, объект, предмет исследования, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических). Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимость проекта и предполагаемых результатов, раскрывается возможность их использование на практике. (1-2 страницы рукописного текста).
В основной части – дается обзор и
анализ литературы, излагается сущность
теории вопроса, рассматривается предполагаемая
методика и техника выполнения проекта.
Необходимо разработать банк идей и предложений
по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
Важно дать объективную оценку каждому из
предлагаемых вариантов, выполнить эскизы.
В технологической части проекта необходимо
разработать последовательность выполнения
изделия. Заполнить технологическую карту. (Приложение 3).
В экономической части представляется полный
расчет затрат на изготовление проектируемого
изделия. Здесь же представляется проект рекламы
и маркетинговое исследование. Результатом
экономического расчета должно быть обоснование
экономичности проектируемого изделия и наличие
рынка сбыта. (Приложение 4)
Особое внимание надо уделить экологической
оценке проекта: обоснованию того, что
изготовление и эксплуатация проектируемого
изделия не повлекут за собой изменений в
окружающей среде.
В заключении – формулируются основные выводы, практические рекомендации, полученные результаты определяются их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимися о проделанной работе.
В конце – дается перечень литературы, используемой в написании творческого проекта.
Творческий проект может содержать приложение в виде таблиц, схем, наглядного материала, шаблонов, выкроек.
Оформление творческого проекта
Техническое оформление творческого проекта
должно соответствовать требованиям,
предъявленным к рукописным работам. Текст в
окончательном варианте пишется от руки
разборчивым почерком или печатается на одной
стороне стандартного листа форматом А4 (210 х 297),
поля 20 мм., межстрочный интервал 1.5, шрифт обычный,
размером 14 пунктов.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен
пяти знакам.
Заголовки отделяются от текста сверху и снизу
тремя интервалами.
Все страницы творческого проекта, включая
иллюстрации и приложения, нумеруются по
порядку от титульного листа до последней
страницы без пропусков и повторений. Первой
страницей является титульный лист. На нем цифра
«1» не ставится, на следующей странице ставится
цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы
печатается на середине верхнего поля.
Оформление библиографических ссылок
При описании работы необходимо дать ссылки на
источники. Ссылка дает возможность разыскать
источник и получить представление о его
содержании, объеме и т.д.
Ссылаться следует на издания публикаций. Ссылки
на литературу могут быть двух видов:
внутритекстовые и подстрочные. При
внутритекстовых ссылках на источник, включенный
в список литературы, после упоминания о нем в
скобках ставят номер, под которым он значится в
списке, например: «М.Б. Павлова (3) пишет…»
При ссылке на определенные страницы текста,
ссылка оформляется следующим образом:
«М.И.Гуревич (2, с. 89) писал…»
Подстрочная ссылка располагается под текстом и печатается через 1, 2 интервала. В подстрочных ссылках приводится полностью библиографическое описание источника, на который дается ссылка, например: В тексте:
В ссылке: автор (Ф.И.О.), название книги, изд-во, год, № стр.
Ссылка печатается под звездочкой (*) или цифрой.
Составление и оформление списка литературы.
В списке можно поместить основную или цитированную использованную литературу.
Способы расположения материала в списке литературы:
– алфавитный
– систематический (по главам проекта)
Способ выбирается самим автором творческого проекта. Нумерация списка обозначается от первого до последнего названия.
Библиографическое описание книг.
Библиографические данные – это инициалы и фамилии авторов, название и выходные данные литературы.
Ляукина М.В.
Бисер, – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 176 с.Работа выполнена под руководством:
Научного руководителя: Доцента Петровской
Ольги Владимировны
Министерство образования РФ
НИПК и ПРО Кафедра ООО «Искусства» и
«Технологии».
Список используемой литературы:
1. Хотунцев Ю.Л., Дубровская Л.И., Марченко А.В.
Преподавание образовательной области
«Технология». МНОО – М., 2004.
2. Горячев А.В. Проектная деятельность в
образовательной системе «Школа 2100».
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых
компетенций в проектном обучении // Школьные
технологии. – 2006. – № 4. – с.61.