Методические рекомендации по выполнению творческих проектов для учащихся образовательной области "Технология"

Разделы: Технология


Данное пособие представляет собой  учебно-методические  рекомендации по выполнению творческого проекта  учащимися  предмета «технология».

Творческий проект выполняется в соответствии с программой и Учебно-методическим планом  предмета  технологии.

Цели:

  • развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания.
  • развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.
  • обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности.
  • умение  преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности.
  • создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной, технологической и трудовой деятельности.

Самостоятельный творческий проект учащегося направляется  руководителем проекта – учителем.
К выполнению  и защите творческого проекта допускаются все желающие учащиеся.

Творческий проект должен иметь:

  • научно-исследовательский характер;
  • глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;
  • связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний;

ПРОЕКТ – самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве  последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а в теоретической является пояснительная записка.
Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки  поэтапного контроля и самоконтроля за выполнением работы  в течении отведенного времени над творческим проектом.

Классификация проектов.

Признаки

Виды проектов

1. Уровень творчества исполнительский (репродуктивный)
конструктивный
творческий
2. Содержание монопредметные
межпредметные
надпредметные (вне школьной программы)
3. Назначение учебные
личные (семейные)
общественные
производственные
4. База выполнения школьные
внешкольные (учреждения дополнительного
образования, семья, производство)
комплексные
5. Количественный состав
исполнителей
индивидуальные
групповые
коллективные
6. Возрастной состав
исполнителей
одновозрастной
разновозрастный
7. Продолжительность
выполнения
мини-проекты (несколько занятий)
четвертные
полугодовые
годовые
многолетние

Для успешного выполнения и своевременной защиты  творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля

Порядок выполнения творческого проекта:

Процесс проектирования

   Школьники учатся

1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи 1.1. Определять потребности человека, которые можно удовлетворить проектируя и производя изделия.
1.2. Кратко формулировать задачи
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия,  оценка требуемых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия 2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.
2.2. Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий.
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие 3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие
4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений 4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев
5. Оценка  идей,  выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности 5.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы.
5.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия
6. Планирование изготовления изделия; создание изделия 6.1. Подробно записывать последовательность действий; внося изменения по мере необходимости.
6.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества
7. Экономическая оценка произведенного изделия 7.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)
8. Испытание изделия в процессе использования 8.1. Испытывать созданное изделие на  практике
9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями 9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия
10. Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия 10.1. Оценивать качества своего проектирования, изготовления и испытания изделия.
10.2. Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при проектировании и изготовлении изделия.
10.3. Разрабатывать рекламу своего изделия

Учащийся защищает творческий проект: обосновывает актуальность темы, характеризует основные разделы проекта, обобщает собственную проектную деятельность.
Отвечает на поставленные вопросы членов жюри  класса в рамках темы исследования (в течение 7-10 минут).

Лучшие творческие проекты рекомендуются для выступления на  конкурсе «Юный лектор»,  «Научно-практической конференции» и на районных, городских конкурсах творческих проектов.

Творческие проекты после защиты хранятся в методическом фонде кабинета «технология» и используются как методическое пособие. Практическая часть используется в оформлении кабинета «технология».

Структура  творческого  проекта.

Рукописный текст  включает:

– титульный лист
– оглавление
– введение
– основная часть
– заключение
– список использованной литературы
– приложение

Состав творческого проекта:

– текст
– список используемой литературы
– приложения (таблицы, схемы, выкройки, шаблоны и т.п.)

Объем творческого проекта  15-20 страниц рукописного текста.

Титульный лист –  включает полное наименование  учебного заведения, вид и тему проекта, Ф.И.О. автора, № школы, район, Ф.И.О. руководителя (должность), год написания. (Приложение 1)

Страницы должны иметь поля:

левое – 30 мм.
верхнее – 20 мм.
правое –10 мм.
нижнее – 25 мм.

Оглавление – раскрывает содержание пояснительной записки: введение, основная часть, заключение, приложение, список литературы. (Приложение 2)

Во введении – учащийся обосновывает выбор темы проекта, ее актуальность, цели и задачи проекта, объект, предмет исследования, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических). Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимость проекта и предполагаемых результатов, раскрывается возможность  их использование на практике. (1-2 страницы рукописного текста).

В основной части – дается обзор и анализ литературы,  излагается сущность теории вопроса, рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта.
Необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, выполнить эскизы.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения изделия. Заполнить технологическую карту. (Приложение 3).
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляется проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта. (Приложение 4)
Особое внимание надо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление  и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде.

В заключении – формулируются основные выводы, практические рекомендации, полученные результаты определяются их соотношение с общей целью и конкретными задачами,  сформулированными во введении, дается самооценка учащимися о проделанной работе.

В конце – дается перечень литературы, используемой в написании творческого проекта.

Творческий проект может содержать приложение в виде таблиц, схем, наглядного материала, шаблонов, выкроек.

Оформление творческого проекта

Техническое оформление творческого проекта должно соответствовать требованиям, предъявленным к рукописным работам. Текст в окончательном варианте пишется от руки  разборчивым почерком или печатается на одной стороне стандартного листа форматом А4 (210 х 297), поля 20 мм., межстрочный интервал 1.5, шрифт обычный, размером 14 пунктов.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти знакам.
Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами.
Все страницы творческого проекта, включая иллюстрации и приложения,  нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей является титульный лист. На нем цифра «1» не ставится, на следующей странице ставится цифра  «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине верхнего поля.

Оформление библиографических ссылок

При описании работы необходимо дать ссылки на источники. Ссылка дает возможность разыскать источник и получить представление о его содержании, объеме и т.д.
Ссылаться следует на издания публикаций. Ссылки на литературу могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. При внутритекстовых ссылках на источник, включенный в список литературы, после упоминания о нем в скобках ставят номер, под которым он значится в списке, например: «М.Б. Павлова (3) пишет…»
При ссылке на определенные страницы текста, ссылка  оформляется следующим образом: «М.И.Гуревич (2, с. 89) писал…»

Подстрочная ссылка располагается под текстом и печатается через 1, 2 интервала.  В подстрочных ссылках приводится полностью библиографическое описание источника, на который дается ссылка, например: В тексте:

В ссылке: автор (Ф.И.О.), название книги, изд-во, год, № стр.

 Ссылка печатается под звездочкой (*) или цифрой.

Составление и оформление списка литературы.

В списке можно поместить основную или цитированную использованную литературу.

Способы расположения материала в списке литературы:

– алфавитный
– систематический (по главам проекта)

Способ выбирается самим автором творческого проекта. Нумерация списка обозначается от первого до последнего названия.

Библиографическое описание книг.

Библиографические данные – это инициалы и фамилии авторов, название и выходные данные литературы.

Ляукина М.В. Бисер, – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 176 с.

Работа выполнена под руководством:
Научного руководителя: Доцента Петровской Ольги Владимировны
Министерство образования РФ
НИПК и ПРО Кафедра ООО «Искусства» и «Технологии».

Список используемой литературы:

1. Хотунцев Ю.Л., Дубровская Л.И., Марченко А.В. Преподавание образовательной области «Технология». МНОО – М., 2004.
2. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – с.61.