Нарушение устной и письменной речи у школьников – серьёзная проблема обучения, так как и письменная, и устная речь являются средством получения знаний. Даже незначительные отклонения фонематических, лексико-грамматических средств языка являются серьёзной проблемой при формировании грамотного письма школьника. Предлагаемые нами занятия способствуют закреплению знаний о буквах о-а, умение распознавать их внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие. Основным и первоочередным является воспитание правильного произношения в теснейшей увязке с письмом, с учетом их взаимодействия.
Таким образом, устранение оптической дисграфии ведется в тесном единстве и взаимодействии с устной речью с ее коррекцией. Этим достигается уточнение той и другой связи между правильным звуком и правильной буквой: по букве ученик произносит звук, по звуку пишет букву.
Задачи:
- закрепить знания детей о буквах о-а;
- учить детейдифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте;
- обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза;
- развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях;
- тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: демонстрационные буквы о-а на доске: наборы букв о-а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на карточках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД 3АНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Закреnленuе знаний об изучаемых буквах о-а.
Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.
2. Запись букв о-а.
Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.
II. Основная часть занятия
1. Развитие фонематического восприятия и слогового анализа
Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о-а.
Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.
2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова.
Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У.
Примерные слова: урок, комар...
3. Дифференциация букв о-а в словах
Работа со словами-паронимами
Логопед: Прочитайте слова с опорой изображение букв.
Схемы слов:
С Т_ Л С_ М
П_ЧКА П_ ЛКИ
4. Развитие зрительной nамяти
Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.
Пары слов: стал – стол, сам – сом, почка – пачка, полки – палки.
5. Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел
С этим братцем песни пел.
Пел, пел и заснул.
Пришел петушок и запел:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
6. Развитие зрительного восприятия и моторной координации
Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?
7. Развитие навыка согласования слов
Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о-а.
1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ ЧЕТ, СК_ ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.
2. К_ШКИ, СК_3КУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения
Логопед: Зашифруйте предложения при помощи о-а по образцу.
Образец.
Скоро сказка сказывается
О-О А-А А-А-А
Астры зацветут осенью.
Ровный асфальт радует людей.
Смолк соловей в лесной чаще.
Лампа погасла внезапно.
Старая лодка ушла на дно.
9. Дифференцация букв занятия па уровне текста
Логопед: Вставьте буквы о-а в слова и прочитайте текст.
3апишите текст, выделяя буквы о-а и отмечая их соответствующими символами.
Т_м к_тик ус_тый
П_ с _дику бр дит,
А к_злик рог_тый
3а к_тиком х_дит.
III. Итог занятuя
Логопед:
– Вам понравилось занятие?
– С какими словами мы сегодня работали?
– Назовите из стихотворения сначала слова с
буквой а, а затем – с буквой о.
Литература:
- И. Лопухина. “550 занимательных упражнений для развития речи”.
- И. Н. Садовникова. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников”.
- Л. Н. Ефименкова. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.