Занятие: "Дифференциация букв О-А в словосочетаниях, предложениях и тексте"

Разделы: Логопедия


Нарушение устной и письменной речи у школьников – серьёзная проблема обучения, так как и письменная, и устная речь являются средством получения знаний. Даже незначительные отклонения фонематических, лексико-грамматических средств языка являются серьёзной проблемой при формировании грамотного письма школьника. Предлагаемые нами занятия способствуют закреплению знаний о буквах  о-а, умение  распознавать   их  внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.   Основным и первоочередным является воспитание правильного произношения в теснейшей увязке с письмом, с учетом их взаимодействия.

Таким образом, устранение оптической дисграфии ведется в тесном единстве и взаимодействии с устной речью с ее коррекцией. Этим достигается уточнение той и другой связи между правильным звуком и правильной буквой: по букве ученик произносит звук, по звуку пишет букву.

Задачи:

  • закрепить знания детей о буквах о-а;
  • учить детейдифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте;
  • обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза;
  • развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях;
  • тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о-а на доске: наборы букв о-а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на карточках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.

ХОД 3АНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Закреnленuе знаний об изучаемых буквах о-а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2. Запись букв о-а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1. Развитие фонематического восприятия и слогового анализа

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о-а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза

Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова.

Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У.

Примерные слова: урок, комар...

3. Дифференциация букв о-а в словах

Работа со словами-паронимами

Логопед: Прочитайте слова с опорой изображение букв.

Схемы слов:

С Т_ Л             С_ М

П_ЧКА            П_ ЛКИ

4. Развитие зрительной nамяти

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал – стол, сам – сом, почка – пачка, полки – палки.

5. Пальчиковая гимнастика

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел
С этим братцем песни пел.
Пел, пел и заснул.
Пришел петушок и запел:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!

6. Развитие зрительного восприятия и моторной координации

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов

Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о-а.

1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ ЧЕТ, СК_ ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.
2. К_ШКИ, СК_3КУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения

Логопед: Зашифруйте предложения при помощи о-а по образцу.

Образец.

Скоро       сказка      сказывается
О-О          А-А         А-А-А

Астры зацветут осенью.
Ровный асфальт радует людей.
Смолк соловей  в лесной чаще.
Лампа погасла внезапно.
Старая лодка ушла на дно.

9. Дифференцация букв занятия па уровне текста

Логопед: Вставьте буквы о-а в слова и прочитайте текст.

3апишите текст, выделяя буквы о-а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый
П_ с _дику бр дит,
А к_злик рог_тый
3а к_тиком х_дит.

III. Итог занятuя

Логопед:

– Вам понравилось занятие?
– С какими словами мы сегодня работали?
– Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем – с буквой о.

Литература:

  1. И. Лопухина. “550 занимательных упражнений для развития речи”.
  2. И. Н. Садовникова. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников”.
  3. Л. Н. Ефименкова. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.