Заседание клуба "Средний, старший, младший ребенок в семье"

Разделы: Работа с дошкольниками


Групповые методы психологической работы с родителями представлены в различных теоретических концепциях. Петровская А. А. считает эти формы «подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой».
Так, в нашем детском саду традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации. Часто проблемы оказываются сходными. Именно поэтому пришла идея организовать родительский клуб. Почему именно клуб? Это свободная, раскрепощенная форма общения людей, которая никого не принуждает, не ограничивает, не заключает в определенные рамки. Клуб могут посещать или не посещать любые родители. Родительский клуб называется «Согласие», он работает с ноября 2002 года. Название клуба «Согласие» выбрано не случайно, согласие – это, прежде всего: единомыслие, общность людей, любящих друг друга, единодушие, гармония, стройность.

Цель занятий клуба: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.

Задачи клуба:

  • расширение возможности понимания внутреннего мира ребенка;
  • стимулирование рефлексии взаимоотношений ребенка и взрослого в                семье;
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • активизация коммуникативных отношений в семье.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя «глазами других» и тем самым осознать свои ошибки в воспитании детей, погасить ощущение единственности собственных трудностей.
Например, очень часто обращаются и родители, и воспитатели в случае появления в семье второго ребенка. Старший ребенок, как правило, меняется в худшую сторону. Занятие с родителями в клубе помогают решить эту проблему.

Конспект занятия родительского клуба

Тема: «Старший, средний, младший ребенок в семье».

Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества с ребенком.
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Активизация коммуникации в семье.
  • Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

Родители рассаживаются за столиками в зависимости от надписи: «старший ребенок», «средний ребенок» и «младший ребенок».

II. Вступительная часть (Сообщение темы занятия. Обсуждение групповых правил). 

1. Приветствие.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе!

2. Знакомство. (Родители называют свое имя, состав семьи, проблемы с ребенком).

III. Разминка

1. Упражнение «Улыбка»

– Давайте поприветствуем  друг друга своими улыбками. Подарите улыбку соседу справа, соседу слева. Часто ли вы улыбаетесь своему ребенку? Некоторые поступают так, когда он их смешит. Но улыбкой можно подбодрить, выразить радость. Всем нам крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. С этой целью утром подольше задерживайте свой взгляд на своем отражении в зеркале. Можно полюбоваться собой, покривляться. Это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Пусть даже плохо на душе, а вы через силу улыбнитесь. И вы убедитесь, что ваше настроение хоть чуть - чуть,  но начнет подниматься. Научитесь с юмором смотреть на свои неприятности. «Юмор – соль жизни, - говорил Чапек, - кто лучше просолен, тот дольше выдержит». С улыбкой все дела решаются легче. Ежедневные проявления теплоты ребенку – незаметная, но очень важная поддержка, дающая ощущение, что он желаем, нужен, любим.

2. Игра «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Играющие хаотично передвигаются по комнате. По одному хлопку в ладоши – обмениваются приветствиями, по двум хлопкам – пожимают руку партнерам по игре, по трем хлопкам – обнимают друг друга.

IV. Информационная часть

1. Стихотворение «Спрашиваю у друга»

Мы стремимся взрастить в наших детях лучшие черты, свойственные нам самим, но не произвольно взращиваем и отрицательные качества. Как нельзя лучше отражает проблемы воспитания стихотворение великого китайского поэта Бо-Цзей-И, жившего в 772-864 году нашей эры «Спрашиваю у друга».

Посадил орхидею,
Но полынь я не сажал.
Родилась орхидея,
Вместе с ней родилась полынь.
Неокрепшие корни
Так сплелись, что не расцепить.
Вот и стебли и листья
Появились на свет и растут.
И душистые стебли
И горькие листья травы
С каждым днем, с каждой ночью
Набираются сока и сил.
Мне бы выполоть зелье –
Боюсь орхидею задеть.
Мне б полить орхидею –
Боюсь я полынь напоить.
Так мою орхидею
Не могу я водой оросить.
Так траву эту злую
Не могу я выдернуть вон.
Я в раздумье: мне трудно
В одиночку решенье найти
Ты не знаешь ли, друг мой,
Как с этим несчастьем мне быть?

Комментарий. Это стихотворение как нельзя лучше отражает все проблемы воспитания. Оно позволяет родителям принять отрицательные качества своих детей как обязательные спутники их взросления.

2. Педагогическая ситуация. Обсуждение

– А теперь перейдем к нашей теме «Старший, средний, младший ребенок в семье». Прежде чем появится в семье малыш, старший и средний ребенок слышат разговоры взрослых о намечающейся «покупке».
– Давайте попробуем проанализировать ситуацию в семье и найти правильную позицию родителей и ошибки в их поведении.

Ситуация. Трехлетнему Коле мама с папой сообщили, что скоро  ему привезут в «подарок» братика. Коля будет играть с братом в машинки, кубики, гулять во дворе, ходить вместе в детский сад. Коля обрадовался и стал рассказывать отцу, как он вместе с братиком построит гараж, во дворе – шалаш. Отец поддерживал фантазирование сына, думая, что это поможет полюбить малыша.

Ответы родителей.

Вывод психолога. В отношении Коли родители сделали несколько ошибок. Во-первых, им не следовало говорить, что братика «купили» только для него, хотя бы потому, что это неправда. Во-вторых, отец зря поощрял нереалистичный образ малыша. Дети, как правило, неадекватно представляют себе «братика» или «сестричку». Наблюдая во дворе или на улице за маленьким и смешным карапузом, они загораются желанием приобрести похожего. В детском воображении малыш значительно более развит, чем на самом деле. В ожидании пока приедет мать с малышом, старший ребенок строит разные планы. Задумки бывают самые фантастичные. Представьте себе удивление и разочарование ребенка, когда он видит лежащий в коляске кокон, который смотрит бессмысленным взглядом и ни с того ни с сего плачет.
Не следует подкреплять нереалистичное представление – ведь цель подготовки старшего к появлению малыша заключается в создании не столько первичного хорошего отношения к нему, сколько внутренней готовности воспринять малыша таким, каков он есть.
Советы матерям, имеющих детей от 2 до 3 лет, неприменимы для матерей, у которых дети менее 2 летнего возраста. Годовалый ребенок не поймет из объяснений ничего. Смутно он может что-то себе представить, когда увидит детскую кроватку, но осмыслить событие  полностью не сможет. Полезней ему послушать стихи о малышах.
Однако, родителям необходимо сделать перестановку за несколько месяцев до появления малыша, чтобы ребенок не почувствовал себя выселенным, будто бы появился соперник.
Надо обязательно обсудить со старшим то, что малыш будет сначала беспомощным, требующим много внимания и заботы всех членов семьи, и только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Хотя нам часто кажется, что все и так ясно, надо объяснить старшему, что малыш сначала будет очень хрупким, нежным, что ему в первую очередь нужна забота матери. Внимание и забота старшего ему тоже необходима, однако с маленькими детьми надо научиться вести себя.
Такой разговор нужен для того, чтобы поддержать положительное, эмоциональное отношение к малышу.

V. Исследование «Почему дети такие разные в одной семье или как порядок рождения влияет на поведение детей»?

1. Анализ педагогических ситуаций в микрогруппах

2. Вывод

Загадки генетики; почему в одной семье дети такие разные. Типичный вопрос, с которым приходят на консультацию к психологу. Родители восклицают: «Почему в нашей семье оба ребенка разные? Растут они в той же семье, воспитываем мы их одинаково. Первый ребенок – серьезный, добросовестный, а у второго – только проказы на уме». Эта темя является центральной при общении мам друг с другом, где рассказывается, как один ребенок не спал по ночам, а другой не доставлял никаких хлопот.
Заканчиваются такие рассказы поисками родственников, соответствующим характеристикам каждого из детей.
–  Что влияет на то, что дети так не похожи друг на друга? Мы проведем исследование в микрогруппах: может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?
– Разберите предложенные ситуации. Опишите особенности детей, найдите положительное и отрицательное в поведении детей. Мы разберем случаи, вызывающие беспокойство родителей. (Приложение 1)

VI. Психологическое упражнение

–  Вспомните то состояние, в котором вы находились, нося каждого из детей под сердцем. Как вы относились к их отцу? Какие проблемы  вы решали в то время? Был ли ребенок случайным или запланированным? Возьмите лист бумаги, разделите его пополам и поставьте сверху имена ваших детей. Напишите, что вам не нравится в вашем ребенке, чем вы гордитесь в ребенке.
–  Сравните результаты. Если об одном ребенке написано меньше, чем о другом, подумайте, как  дополнить, уравновесить.

VII. Составление памяток (Приложение 2)

VIII. Составление рекомендаций «Как избежать проблем с детьми, если в семье пополнение»? (Приложение 3)

IX. Психологический практикум (Приложение 4)

X. Заключительная часть. Рефлексия

–  Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, что вам было интересно.  Хочу пожелать вам ярче проявлять вам свою любовь к детям, больше  времени проводить с каждым из них, и тогда у вас не будет с детьми проблем в настоящем и в будущем.
– Что понравилось на нашем занятии? Какая часть вызвала особый интерес? Что вас не удовлетворило? Каковы ваши предложения?

Список литературы

  1. Алексеева Е.Е.  Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Спб: Речь., 2008г. – 224 с.
  2. Кислица Г.К. и др. Мир дошкольника: Вопросы и ответы – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.
  3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  4. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 186 с.