Конспект урока "Рельеф суши. Горы" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Тема: Рельеф суши. Горы.

Цели урока:

  • Углубить понятия горы как одной из форм рельефа.
  • Сформировать представления у учащихся о горных системах, хребтах, различии гор по высоте, изменении во времени, значении.
  • Развивать умения определять и описывать географическое положение гор, их высоту; отрабатывать навыки показывать горы в контурных картах.
  • Развивать пространственное воображение, творческое мышление,

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Повторение пройденной темы

3. Объяснение нового материала

Актуализация знаний:

1. Что называется рельефом? 

2. Какие формы рельефа вы знаете?

– Как вы уже поняли, сегодня мы будем изучать одну из форм рельефа – это горы. Запишите тему урока в тетрадь.

3. Что означает слово «Горы»? (Варианты ответов детей.) (Приложение. Слайд 2)

Отрывок стихотворения Михаила Дудина «Идущему в горы»

Неподвижны горы и могучи.
Им страсть и время нипочем.
Гора к горе уходит в тучи,
Расталкивая их плечом.

Там лед вершинам лег на плечи,
Покой веков холодный чист.
Но он не вечен, он не вечен, –
Запомни это, альпинист.

Лишь стоит только камень сдвинуть,
В базальт скалы вбивая клин, –
И гул лавин пойдет в долину,
Захлестывая дно долин.

(Приложение. Слайд 2)

Словарь к уроку:

  • Горная долина
  • Горный хребет
  • Горная система
  • Нагорье
  • Пик горы

Работа со слайдами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (Приложение)

Сначала учащиеся самостоятельно устно дают определения, а затем записывают в тетрадь.

Задание. Стр. 54 учебника. Пользуясь физической картой России, приведите примеры горных хребтов и горных систем. (варианты ответов детей)

–  Как  горы распределяются по высоте? (Приложение. Слайд 10)

 Задание. Стр.55 учебника. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены горы разной высоты; преобладающий в обозначении гор цвет укажет вид гор по высоте. Приведите пример низких, средних и высоких гор. Ответ учащихся по плану.

План на доске  (Приложение. Слайд 11)

  • На каком материке находятся.
  • Название гор.
  • Высота гор.

– Вспомните, факторы образования гор. (Вертикальные движения земной коры, образующие поднятие и горизонтальные движения земной коры, вызывающие возникновение складок, горстов, грабенов)

 – Объясните, могут ли горы разрушаться и если да, то какие факторы влияют на разрушение гор (предположения учащихся) (Приложение. Слайд 12)

 –  Горы это величественные сооружения природы. Объясните, каково значение гор в природе и жизни человека.      Слайды 13, 14, 15, 16 (Приложение)

Слайды №17,18,19 используются дополнительно для наглядности.

4. Практическая работа

Нанести на контурную карту горы: Уральские, Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы, Скандинавские, Атлас.
Раздаточный материал «Правила нанесения гор на контурную карту»*

5. Закрепление изученного на уроке

  1. Что изучали на уроке?
  2. Как различаются горы по высоте?
  3. Чем отличается горный хребет от горной системы?

6. Домашнее задание

Параграф 20,  вопрос 8 на стр. 57 (индивидуально)
Закончить практическую  работу.

* Поурочные разработки по географии 6 класс. Составитель Н. А. Никитина. Москва «ВАКО» 2005 год)

Правила обозначения гор на контурной карте.

  1. Определите географическое положение горной системы в контурных картах. Проведите наложение физической и контурной карт.
  2. Определите главное направление хребтов и подчеркните его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета.
  3. Подпишите горы по всей длине полученной линии.
  4. Отметьте наивысшую точку, подпишите печатными буквами, простым карандашом название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели.