Тема: Рельеф суши. Горы.
Цели урока:
- Углубить понятия горы как одной из форм рельефа.
- Сформировать представления у учащихся о горных системах, хребтах, различии гор по высоте, изменении во времени, значении.
- Развивать умения определять и описывать географическое положение гор, их высоту; отрабатывать навыки показывать горы в контурных картах.
- Развивать пространственное воображение, творческое мышление,
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Повторение пройденной темы
3. Объяснение нового материала
Актуализация знаний:
1. Что называется рельефом?
2. Какие формы рельефа вы знаете?
– Как вы уже поняли, сегодня мы будем изучать одну из форм рельефа – это горы. Запишите тему урока в тетрадь.
3. Что означает слово «Горы»? (Варианты ответов детей.) (Приложение. Слайд 2)
Отрывок стихотворения Михаила Дудина «Идущему в горы»
Неподвижны горы и могучи.
Им страсть и время нипочем.
Гора к горе уходит в тучи,
Расталкивая их плечом.Там лед вершинам лег на плечи,
Покой веков холодный чист.
Но он не вечен, он не вечен, –
Запомни это, альпинист.Лишь стоит только камень сдвинуть,
В базальт скалы вбивая клин, –
И гул лавин пойдет в долину,
Захлестывая дно долин.
(Приложение. Слайд 2)
Словарь к уроку:
- Горная долина
- Горный хребет
- Горная система
- Нагорье
- Пик горы
Работа со слайдами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (Приложение)
Сначала учащиеся самостоятельно устно дают определения, а затем записывают в тетрадь.
Задание. Стр. 54 учебника. Пользуясь физической картой России, приведите примеры горных хребтов и горных систем. (варианты ответов детей)
– Как горы распределяются по высоте? (Приложение. Слайд 10)
Задание. Стр.55 учебника. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены горы разной высоты; преобладающий в обозначении гор цвет укажет вид гор по высоте. Приведите пример низких, средних и высоких гор. Ответ учащихся по плану.
План на доске (Приложение. Слайд 11)
- На каком материке находятся.
- Название гор.
- Высота гор.
– Вспомните, факторы образования гор. (Вертикальные движения земной коры, образующие поднятие и горизонтальные движения земной коры, вызывающие возникновение складок, горстов, грабенов)
– Объясните, могут ли горы разрушаться и если да, то какие факторы влияют на разрушение гор (предположения учащихся) (Приложение. Слайд 12)
– Горы это величественные сооружения природы. Объясните, каково значение гор в природе и жизни человека. Слайды 13, 14, 15, 16 (Приложение)
Слайды №17,18,19 используются дополнительно для наглядности.
4. Практическая работа
Нанести на контурную карту горы: Уральские,
Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы, Скандинавские,
Атлас.
Раздаточный материал «Правила нанесения гор на
контурную карту»*
5. Закрепление изученного на уроке
- Что изучали на уроке?
- Как различаются горы по высоте?
- Чем отличается горный хребет от горной системы?
6. Домашнее задание
Параграф 20, вопрос 8 на стр. 57 (индивидуально)
Закончить практическую работу.
* Поурочные разработки по географии 6 класс. Составитель Н. А. Никитина. Москва «ВАКО» 2005 год)
Правила обозначения гор на контурной карте.
- Определите географическое положение горной системы в контурных картах. Проведите наложение физической и контурной карт.
- Определите главное направление хребтов и подчеркните его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета.
- Подпишите горы по всей длине полученной линии.
- Отметьте наивысшую точку, подпишите печатными буквами, простым карандашом название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели.