Программа по алгебре для 7-го класса

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Основой для рабочей программы по алгебре на 2009-2010 учебный год в 7 классе  МОУ ТОШИ №1 является авторская программа А.Г. Мордковича для общеобразовательных учреждений.(Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 320 с. Стр 135.)

Основным учебным пособием для обучающихся является:

  • Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. доработанное – М.: Мнемозина, 2002. – 160 с.: ил.
  • Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений /А.Г.Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – 6-е издание исправленное  – М.: Мнемозина, 2003. – 160 с.: ил.

Выбранный учебник входит в логически завершенную линию алгебры А.Г.Мордковича и является логическим продолжением курса математики в 6 классе.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В седьмом классе реализуется первый год обучения. Учебным планом школы на 2009-10 учебный год  выделено 136 часов (4 часа в неделю). Автором учебника, А.Г.Мордкович, разработан о тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю. В связи с введением расширенного обучения математики в 7-м классе,  изучение некоторых тем было расширено. Это связано со сложностью материала или с  дополнительной отработкой некоторых тем. На эти дополнительные часы разработано отдельное развернутое тематическое планирование.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса математики, который базируется на функционально- графическом подходе. Это выражается в том, что какой бы класс функций, уравнений и выражений не изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жёсткой схеме:
Функция – уравнения – преобразования.
В соответствии с государственным образовательным стандартом после изучения курса математики 6-го класса реализуются следующие требования к уровню подготовки.

Общеучебные цели: 

  • Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
  • Формирование умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.
  • Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
  • Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.
  • Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при  решении практических задач, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства.
  • Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического),  свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
  • Описания зависимостей  между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
  • Интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  • тематический контроль в виде  контрольных работ;
  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Открытый урок с использованием ИКТ запланирован по теме «Линейная функция»

Литература:

  1. Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. -  3-е изд. –М.: Мнемозина, 2001. – 223 с.: ил.
  2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинчкая. -3-е изд.,испр. –М.: Мнемозина, 2001. – 239 с.: ил
  3. Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002. – 127 с.:ил.
  4. Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ.-М.: Мнемозина, 2001.-144 с.: ил.
  5. Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 7 кл.: Контрольные работы/Под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2003.- 48 с.
  6. Ким Е.А. Алгебра. 7 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г.Мордковича)/Авт.- сост.Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель.

Тематическое планирование по алгебре за 7 класс по учебнику А.Г.Мордкович.


п/п

Раздел

Тема раздела

Кол-во
часов

Добавленные часы

Из них

Изучение нового и закрепление

Контроль

1. Повторение.(5 ч.)   5   4 1
2. Математический язык. Математическая модель. (9 ч.) Числовые и алгебраические выражения. 4   3 1
Что такое математический язык. 2   2  
Что такое математическая модель. 2   1 1
Контрольная работа № 1. 1     1
3. Степень с натуральным показателем и ее свойства. (9 ч.) Что такое степень с натуральным показателем. 1   1  
Таблицы основных степеней. 1 1 1  
Свойства степени с натуральным показателем. 3   2 1
Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. 2 2 1 1
Степень с нулевым показателем. 1   1  
Контрольная работа № 2. 1     1
4. Одночлены. Арифметические операции над одночленами. (10 ч.) Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. 2   1 1
Сложение и вычитание одночленов. 3   2 1
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. 2 2 2  
Деление одночлена на одночлен. 2 1 2  
Контрольная работа № 3. 1     1
5. Многочлены. Арифметические операции над многочленами. (20 ч.) Основные понятия. 2   2  
Сложение и вычитание многочленов. 2 1 1 1
Умножение многочлена на одночлен. 3   3  
Умножение многочлена на многочлен. 3 1 2 1
Контрольная работа № 4. 1     1
Формулы сокращенного умножения. 6 1 5 1
Деление многочлена на одночлен. 2 1 2  
Контрольная работа № 5. 1     1
6. Разложение многочленов на множители. (22 ч.) Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно. 1   1  
Вынесение общего множителя за скобки. 3   2 1
Способ группировки. 3 1 2 1
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения. 6   5 1
Комбинированные примеры, связанные с разложением многочлена на множители. 4 2 2 2
Контрольная работа № 6. 1     1
Сокращение алгебраических дробей. 3 1 2 1
Тождества. 1   1  
7. Линейная функция. (15 ч.) Координатная прямая. 2   2  
Координатная плоскость. 2 1 1 1
Линейное уравнение с двумя переменными и его график. 3   2 1
Линейная функция и ее график. 3   2 1
Прямая пропорциональность и ее график. 2   2  
Взаимное расположение графиков линейных функций. 2 2 2  
Контрольная работа № 7. 1 1   1
8. Функция   у = х2 (8 ч.) Функция   у = х2 и ее график. 2 2 1 1
Графическое решение уравнений. 2 1 2  
Что означает в математике запись y=f(x). 3 1 2 1
Контрольная работа № 8. 1     1
9. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (15 ч.) Основные понятия. 2   2  
Метод подстановки. 4 1 3 1
Метод алгебраического сложения. 4 1 3 1
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. 4 3 3 1
Контрольная работа № 9. 1     1
10. Повторение. (5 ч.)   5 4 4 1
11. Контрольная работа № 10.   2     2

Итого:

120 34 84 36

Развернутое тематическое планирование