Пояснительная записка
Основой для рабочей программы по алгебре на 2009-2010 учебный год в 7 классе МОУ ТОШИ №1 является авторская программа А.Г. Мордковича для общеобразовательных учреждений.(Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 320 с. Стр 135.)
Основным учебным пособием для обучающихся является:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. доработанное – М.: Мнемозина, 2002. – 160 с.: ил.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений /А.Г.Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – 6-е издание исправленное – М.: Мнемозина, 2003. – 160 с.: ил.
Выбранный учебник входит в логически
завершенную линию алгебры А.Г.Мордковича и
является логическим продолжением курса
математики в 6 классе.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная
линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В
седьмом классе реализуется первый год обучения.
Учебным планом школы на 2009-10 учебный год
выделено 136 часов (4 часа в неделю). Автором
учебника, А.Г.Мордкович, разработан о
тематическое планирование, рассчитанное на 3
часа в неделю. В связи с введением
расширенного обучения математики в 7-м классе,
изучение некоторых тем было расширено. Это
связано со сложностью материала или с
дополнительной отработкой некоторых тем. На эти
дополнительные часы разработано отдельное
развернутое тематическое планирование.
Особенностью курса является то, что он является
продолжением курса математики, который
базируется на функционально- графическом
подходе. Это выражается в том, что какой бы класс
функций, уравнений и выражений не изучался,
построение материала практически всегда
осуществляется по жёсткой схеме:
Функция – уравнения – преобразования.
В соответствии с государственным
образовательным стандартом после изучения курса
математики 6-го класса реализуются следующие
требования к уровню подготовки.
Общеучебные цели:
- Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
- Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
- Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
- Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
- Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
- Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
- Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
- Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
- Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
- Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
- Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
- Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
- Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
- Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
- Интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
- текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
- тематический контроль в виде контрольных работ;
- итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Открытый урок с использованием ИКТ запланирован по теме «Линейная функция»
Литература:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. –М.: Мнемозина, 2001. – 223 с.: ил.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинчкая. -3-е изд.,испр. –М.: Мнемозина, 2001. – 239 с.: ил
- Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002. – 127 с.:ил.
- Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ.-М.: Мнемозина, 2001.-144 с.: ил.
- Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 7 кл.: Контрольные работы/Под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2003.- 48 с.
- Ким Е.А. Алгебра. 7 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г.Мордковича)/Авт.- сост.Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель.
Тематическое планирование по алгебре за 7 класс по учебнику А.Г.Мордкович.
№ |
Раздел |
Тема раздела |
Кол-во |
Добавленные часы | Из них |
|
Изучение нового и закрепление | Контроль |
|||||
1. | Повторение.(5 ч.) | 5 | 4 | 1 | ||
2. | Математический язык. Математическая модель. (9 ч.) | Числовые и алгебраические выражения. | 4 | 3 | 1 | |
Что такое математический язык. | 2 | 2 | ||||
Что такое математическая модель. | 2 | 1 | 1 | |||
Контрольная работа № 1. | 1 | 1 | ||||
3. | Степень с натуральным показателем и ее свойства. (9 ч.) | Что такое степень с натуральным показателем. | 1 | 1 | ||
Таблицы основных степеней. | 1 | 1 | 1 | |||
Свойства степени с натуральным показателем. | 3 | 2 | 1 | |||
Умножение и деление степеней с одинаковым показателем. | 2 | 2 | 1 | 1 | ||
Степень с нулевым показателем. | 1 | 1 | ||||
Контрольная работа № 2. | 1 | 1 | ||||
4. | Одночлены. Арифметические операции над одночленами. (10 ч.) | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. | 2 | 1 | 1 | |
Сложение и вычитание одночленов. | 3 | 2 | 1 | |||
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. | 2 | 2 | 2 | |||
Деление одночлена на одночлен. | 2 | 1 | 2 | |||
Контрольная работа № 3. | 1 | 1 | ||||
5. | Многочлены. Арифметические операции над многочленами. (20 ч.) | Основные понятия. | 2 | 2 | ||
Сложение и вычитание многочленов. | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Умножение многочлена на одночлен. | 3 | 3 | ||||
Умножение многочлена на многочлен. | 3 | 1 | 2 | 1 | ||
Контрольная работа № 4. | 1 | 1 | ||||
Формулы сокращенного умножения. | 6 | 1 | 5 | 1 | ||
Деление многочлена на одночлен. | 2 | 1 | 2 | |||
Контрольная работа № 5. | 1 | 1 | ||||
6. | Разложение многочленов на множители. (22 ч.) | Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно. | 1 | 1 | ||
Вынесение общего множителя за скобки. | 3 | 2 | 1 | |||
Способ группировки. | 3 | 1 | 2 | 1 | ||
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения. | 6 | 5 | 1 | |||
Комбинированные примеры, связанные с разложением многочлена на множители. | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Контрольная работа № 6. | 1 | 1 | ||||
Сокращение алгебраических дробей. | 3 | 1 | 2 | 1 | ||
Тождества. | 1 | 1 | ||||
7. | Линейная функция. (15 ч.) | Координатная прямая. | 2 | 2 | ||
Координатная плоскость. | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | 3 | 2 | 1 | |||
Линейная функция и ее график. | 3 | 2 | 1 | |||
Прямая пропорциональность и ее график. | 2 | 2 | ||||
Взаимное расположение графиков линейных функций. | 2 | 2 | 2 | |||
Контрольная работа № 7. | 1 | 1 | 1 | |||
8. | Функция у = х2 (8 ч.) | Функция у = х2 и ее график. | 2 | 2 | 1 | 1 |
Графическое решение уравнений. | 2 | 1 | 2 | |||
Что означает в математике запись y=f(x). | 3 | 1 | 2 | 1 | ||
Контрольная работа № 8. | 1 | 1 | ||||
9. | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (15 ч.) | Основные понятия. | 2 | 2 | ||
Метод подстановки. | 4 | 1 | 3 | 1 | ||
Метод алгебраического сложения. | 4 | 1 | 3 | 1 | ||
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. | 4 | 3 | 3 | 1 | ||
Контрольная работа № 9. | 1 | 1 | ||||
10. | Повторение. (5 ч.) | 5 | 4 | 4 | 1 | |
11. | Контрольная работа № 10. | 2 | 2 | |||
Итого: |
120 | 34 | 84 | 36 |