Доклад по обобщению опыта на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"

Разделы: Начальная школа


Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность учеников к овладению современными средствами информации и способность их актуализировать для самостоятельного постижения знаний, для развития творчества. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих учителей.

На прошлом педсовете я пыталась раскрыть и проанализировать не менее актуальную проблему «Содружество учителя и ученика – залог эффективного обучения и воспитания». Эту тему необходимо продолжать, так как творческий союз учителя и ученика – это умение зажечь «искорку» творчества в детях и даже родителях. Современная жизнь навязывает соответствующую философию человеку. Её императивами становятся лозунги: – живи сейчас, не откажи себе в удовольствии, мир существует для тебя…

Хотя современный человек не ленив, скорее наоборот, но он упорно создаёт свою вселенную благополучия, не ощущая духовной связи с окружающим миром. Прагматизм отвергает духовность. Принципы гуманизма, любви ко всему сущему, считают учителя, закладываются через позитивное мироощущение: «Я уникален и незаменим, как всё в этом мире», «Мир – вокруг, он постоянно меняется, и я меняюсь вместе с ним, и в то же время изменяю его».

Как же научить ребёнка учиться творчески? В качестве главного условия педагог должен рассматривать выбор и реализацию соответствующих технологий. У каждого творчески работающего учителя вырабатывается свой педагогический почерк. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, тестов, индивидуальные программы и нетрадиционные уроки. Творческие задания мои ученики выполняют на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо, кубановедения, музыки.

В нашей школе нетрадиционные уроки стали неотъемлемой и, чуть ли не обязательной формой обучения. По этой теме наша начальная школа с гордостью делилась опытом на общегородском семинаре для учителей и руководителей методических объединений школ г. Новороссийска.

Что же такое нетрадиционный урок? По мнению кандидата педагогических наук И. П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную» структуру. Такие уроки позволяют активизировать учащихся к творческой деятельности – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для знаний и умений без принуждения.

Перечислю наиболее распространенные нетрадиционные уроки, проводимые мной и моими коллегами только в этом полугодии: урок КВН по русскому языку, урок сказка по литературному чтению, урок-путешествие по математике и окружающему миру; урок-спектакль по внеклассному чтению, урок-викторина по кубановедению и краеведению, урок-игра по обучению грамоте, урок-ярмарка по кубановедению, урок-аукцион по ИЗО, урок-лекция по природоведению, урок-конференция по обществоведению, урок- консультация, урок-экспедиция, урок «Лесная сказка», урок-соревнование, урок-встреча, интегрированные уроки…

Не случайно такие уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся детям больше, чем обычные уроки. Они проводятся у нас в школе при проверке знаний, умений и навыков. Но есть и такие, которые проводим при знакомстве с новыми темами: урок-путешествие, урок-лекция, урок-сказка, или интегрированный.

Уроки совместного творчества стали нормой в нашей школе. Мы проводим предметные недели и декады. В нашем методическом кабинете накоплен богатейший материал по нетрадиционным урокам. Всё это авторские разработки моих коллег, которые доступны каждому желающему учителю. Каждый может взять готовый материал и провести у себя в классе подобный урок, или переработать его по своему.

Элементы креативности на уроках стали нормой как для детей, так и для учителей. Мы стараемся не давать детям готовое, а ориентировать на развитие мышления, связной речи, развитие творчества, и интереса к предмету. Применяем игровую форму на ежедневных, обычных уроках: викторины, блиц-турниры, головоломки, ребусы, волшебные и магические квадраты и т. д. Продуктивным считаю методы чередования задач, решаемых разными способами, преобразования, способствующие упрощению или усложнению; создание проблемных ситуаций, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, который открывает для себя новые знания.

На уроках русского языка мои ученики выполняют интересные и трудные задания: ошибки-невидимки, задания в стихах, логические цепочки, зашифрованные слова, речевые разминки, тесты. Мои ученики любят путешествовать с путешественниками, пишут сочинения, деловые статьи, делают зарисовки, сочиняют стихи, сказки. У каждого ученика есть папка своего творчества. Дети свободно рассуждают на любую тему, обосновывают свои суждения, составляют авторские проэкты на разные темы.

В нынешней школе, которая обеспечивает выучку, опыт, знания должен быть спрос на творческую личность ребёнка. Уже многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего поэта, или музыканта, или астронавта, который, быть может жил в тебе когда-то». В этих словах – призыв и предупреждение – надо «лепить» «человеческую глину» пока ум ребёнка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.

Как вовремя началась перестройка в системе образования, а именно в системе начального образования. Переход на личностно-ориентированное обучение, приоритетное перепрагромирование на одарённых учеников, на развитие творческой личности, которая в будущем использует весь приобретённый опыт и знания для жизни, творчества и принесения существенной пользы своей стране.

Творческую личность моно и обязательно нужно развивать не только на уроках, но и на внеурочных, внеклассных, досуговых мероприятиях. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение – как первый бал Наташи Ростовой, как неистовая молитва на коленях. Это могут быть походы в пещеры с фонариками, балы с карнавальными костюмами при свечах, вечера «безумных» идей, рыцарские турниры, состязания острословов, соревнования, зимние рыбалки, музыкальные ринги, фольклёрные праздники, хит-парады, акции, конкурсы моды и т. д. Или домашние вечеринки, рождающие человеческую неповторимость наших ребят. Соль воспитательной работы с детьми – создание условий для создания человеческой неповторимости.

Школа по-гречески буквально – «досуг». До Каменского так и было – школой считалось не учебное заведение, не помещение или место, а свободные от обязанностей занятия. Эти внеурочные занятия предназначались для самопознания, поиска себя, приобретения чувственного опыта. Случайно или нет, мудрые греки, внесшие в сокровищницу культуры людей огромный вклад, назвали так учебное заведение для детей. Полагаю не случайно.

Как бы случайно самая яркая звезда в созвездии Сириус имеет название «Каникулы». Громадный опыт развития цивилизации случайностей не допускает. «Досуг – ребёнку друг», «Живи, не скупись, досугом делись», «Умей дело делать, умей и позабавиться», «У нашего молодца нет забавам конца», «Что кого веселит, тот про то и говорит», «Хороший досуг – мудрости друг», наконец – «Приобретёшь на досуге, пригодиться в жизни», – так говорит народная мудрость.

У замечательного сельского педагога Сухомлинского В.А. школа была досугом. Не зря же он свою Павлышскую назвал Домом Радости.Не зря же он расширил досуговое пространство за пределами учебной работы детей. Тридцать разных кружков и клубов действовали в его школе. Четыре мастерских, в том числе одна открытая( приходи, делай что хочешь); три сада – один сад вдов, весь урожай которого отдавали женщинам, потерявшим мужей и детей; три голубятни, комната сказок, библиотека с читальным залом. А ещё были «Страна Лилипутия», «Изумрудное царство», «Пещера сокровищ», – мир восьмого чуда – детской игры. А ещё пять праздников цветов; аэродром с миниатюрной техникой, беседки для занятий на воздухе, «школа природы» для детей шестилеток.

Досуг – сфера антиконформного творчества. Известный американский этолог( этология – наука о врождённых формах поведения) Д. Морисс писал:

«Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы процессы, с которыми они связаны, – чувство любопытства, тягу к пробам, поискам и находкам – можно былобы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы давно победили в важной битве за творчество».

Несомненным качеством творческой деятельности личности является доминирование досуговых и учебных интересов, свойственных ребёнку на протяжении всей жизни. Высокий интеллект создаёт необходимую предпосылку для того, чтобы эти интересы переходили в сферу общественно полезного труда – таким образом и формируется творческая деятельность.

Некоторые классные руководители жалуются: «Мы не специалисты по организации детского досуга». Конечно не специалисты, если речь идёт о работе хореографа или тренера. Но всякий, по мнению В. Белинского и по моему глубокому убеждению, обязан быть «детским праздником», «обыкновенным волшебником», организатором простых радостей свободного проявления детей, их богатого общения. Каждый способен игра с детьми, режиссировать праздники, водить в походы, руководить драмкружком, проводить вечера игр и развлечений. Классный руководитель – режиссёр детского общения. Вот самые распространённые формы общения: чаепития, «огоньки», дни рождения, вечера отдыха, дискотеки, школьное кафе, игровой час, переписка с друзьями, в том числе по электронной почте и СМС, клуб выходного дня и т. д.

Какие же мы, учителя, либералы по отношению к успокоительной скуке! Только бы ничего не случилось. И дети становятся беженцами от школы. Школе нельзя долго «жить назад». Не подготовка к будущей жизни, а организация настоящей, полнокровной творческой жизни детей – вот генеральная задача современной школы, и тогда она станет «магнитом», Домом Радости, Школой – Досугом.

Учителя, воспитатели, умеющие талантливо воодушевлять детей, должны быть самыми высокооплачиваемыми людьми в школе, а может быть и в обществе.