Оборудование:
- компьютер и проектор;
- презентация (см. Приложение);
- посуда: две литровые емкости, молочная бутылка, стаканчик 100 мл;
- спиртовка;
- штатив с кольцом;
- коробочка из плотной бумаги;
- две сырые картофелины и вареное яйцо;
- гидроксид натрия, фенолфталеин и соляная кислота.
Ведущий: Ребята, вы пришли в новый для вас кабинет, в котором старшеклассники изучают очень трудную и очень интересную науку – химию. Мы приготовили для вас много занимательных и увлекательных показов и демонстраций. Но при этом просим вас быть активными участниками: задавайте вопросы, отвечайте на заданные вопросы.
Ведущий: Прошу вашего внимания на экран. Сейчас, в течение 5 секунд, вы будете внимательно смотреть на изображение. (Слайд 1). Время вышло – теперь мы проверим вашу внимательность и память. Ведущий поднимает нескольких ребят и просит назвать увиденное. Спросив нескольких учащихся, ведущий делает вывод о настрое детей к дальнейшей работе.
1 ученик: У меня в руках бумажная
коробочка. Можно ли в ней вскипятить воду,
поставив её на огонь? Обращается к классу и
принимает ответы. Затем демонстрирует опыт:
коробочку ставит на кольцо штатива, наливает
воды и нагревает спиртовкой. Приглашает одного
ученика на роль эксперта – проверить
действительно ли вода нагрелась.
После проведения опыта идет пояснение
увиденного – вода кипит при температуре 100
градусов, а бумага загорается при 160 градусах.
Из-за разницы в температурах, возможно, такое
явление.
Ведущий: А сейчас – снова внимание на экран. Перед вашими глазами рисунок – две дорожки ведут к одним воротам. (Слайд 2). По какой из них быстрее можно дойти до ворот, т.е. какая из них короче?
Спрашивает нескольких ребят, а затем поясняет, что обе дорожки имеют одинаковую длину, они расположены под разным углом зрения и кажутся нам разной длины.
2 ученик: Перед вами две одинаковые банки, наполненные прозрачной жидкостью. В руках у меня две одинаковые сырые картофелины. Наблюдайте за происходящим. Я опускаю их в банки. Что мы видим? Одна плавает – другая потонула. Давайте разбираться. Спрашивает мнения ребят. Затем дает объяснения этому явлению. В одной емкости обычная вода из крана, а вот во второй банке вода соленая и именно в ней тяжелые предметы и не тонут. Пригласить одного ученика к столу и дать попробовать воду на вкус. В природе есть озёра с очень соленой водой и в них сложно человеку купаться потому, что его тело остается на поверхности, не погружается в воду.
Ведущий: И вновь внимание на экран. (Слайд 4). Что изображено на этом рисунке? Что это такое? Обращается с этими вопросами к учащимся. На рисунке в первую очередь видно изображение вазы, а затем если внимательно присмотреться, видны профили, образующие края рисунка. Вновь мы наблюдаем избирательное видение предметов, и только направляя наше внимание на рассматриваемые объекты, мы получаем дополнительную информацию.
3 ученик: Я начну с вопроса. Можно ли без усилий в эту бутылку положить вот это яйцо? Выслушивает предположения учащихся. Затем проводит демонстрацию. Зажигает комочек бумаги и опускает его в бутылку и сразу же закрывает горлышко очищенным от скорлупы яйцом. Оно мгновенно проскакивает внутрь бутылки. Объяснение этому в следующем: внутри сосуда выгорает весь кислород, давление уменьшается, а снаружи оно больше. За счет этой разницы яйцо и попадает внутрь бутылки.
Ведущий: Рассмотрим ещё один слайд. (Слайд 3). Вы видите два куба «А» и «Б». Какой из них больше, а какой – меньше? Спрашивает мнение учащихся. В действительности они одинаковые.
Ведущий: Внимательно наблюдайте за моими действиями. Я беру стакан с бесцветной жидкостью и капаю в него несколько капель другого вещества и тоже прозрачного и бесцветного. Всем видно, что произошло? Появилась яркая малиновая окраска. А теперь дольем сюда же немного ещё одной жидкости и тоже бесцветной. Результат – в стакане вновь бесцветная жидкость. А эти явления, которые вы сейчас наблюдали, объясняет наука химия. Изучать её вы будете став старше.