Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.
Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».
Цели урока:
- Образовательные:
- изучить общие черты класса млекопитающие;
- сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
- Развивающие:
- вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
- повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
- Воспитывающие:
- продолжить умение работать в группе,
- развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.
Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие учащихся.
2. Ознакомление с темой урока,
постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3. Повторение работы с алгоритмом
кубиков: указатели (треугольнички) показывают
ряды (горизонтальные или вертикальные), а
направление стрелок и градусы - угол поворота
рядов кубиков. для облегчения работы каждая
сторона имеет свою цветовую гамму. в случае
путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок
1).
II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний
Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1)
ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.
III. Формирование новых понятий, способов действий
1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.
2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2).
- млекопитающие имеют второе название «звери»;
- известно около 5000 современных видов зверей;
- распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
- высшие позвоночные животные;
- теплокровные (постоянная температура тела);
- тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
- рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
- размеры от 4 см до 33 метров;
- масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
- обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
- имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
- все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
- высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
- в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;
Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).
3. Изучение стороны 3 (Приложение 3) – внешнее строение млекопитающих
Учащиеся делятся на группы для изучения внешнего строения – 1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой лошади); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом головы козла); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений.
Подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков 15-16):
– Почему к названию класса нельзя добавить
частицу «ся»? (Тогда название приобрело бы
другой смысл - животные сами питаются молоком)
– Почему звери спят свернувшись в клубок? (Для
меньшей теплоотдачи)
– Почему отстрел зверей разрешен зимой? (Более
ценный мех, нет линьки)
– Что такое запах псины? (Сгорание от тепла
тела сальных выделений на шерсти млекопитающего)
– Сколько молочных желез у зверей? (8, или по
количеству детенышей, впечатления детей в книге
С. Михалкова «от 2 до 5»)
– Почему толстые животные нервные и
раздражительные? (Этот вопрос отводится
учащимся для домашней проработки)
4. Проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных. (Приложение 4)
Темы проектов:
1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание
шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при
выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами,
лошадьми, козами во время кормежки, изучение
многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во
время беременности, ухаживания за потомством,
поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как
доказательство развития психики»
(исследовательская работа)
IV. Применение новых понятий, способов действий
1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5)
– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)
Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:
- 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
- 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
- 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.
В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.
2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6)
Выбрать правильные утверждения:
- Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
- Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
- Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
- Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
- Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
- Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
- Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
- Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
- Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
- Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
- На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
- Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
- Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
- Хвост выполняет функцию руля или опоры.
- Звери заселили все среды жизни на планете
3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?