В послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев сделал акцент на образование. И одним из составляющих направлений должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержка талантливых детей.
Лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев.
«Дети – единственно смелые философы, и смелые философы – непременно дети» (Е.И.Замятин)
Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей. Которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Талантливые, одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Эти дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Проблема воспитания и обучения талантливых детей (одаренных) не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
Талантливых детей по статистике почти 20 процентов. Но лишь единицам из них удается развить по максимуму свои способности.
Да что там, все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно, получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности. И тогда чадо достигнет успеха.
Наша основная задача – помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации. Каждый педагог должен задуматься над тем, как он закладывает «фундамент» от которого будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Возраст 1.5-4 года – самый эффективный для занятий с ребенком. А уже к 10-12 годам, по утверждению психологов, формирование таланта завершается. Именно до этого срока родителям и педагогам предстоит успеть проделать титаническую работу по развитию детей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный, эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и не раскрытые – утрачиваются. К тому же. У каждой способности свое время. А если просто ждать у моря погоды? Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2-3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Упустишь – не наверстаешь. Поэтому особенно актуально раннее развитие детей.
В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей. Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому многое зависит от родителей — именно они могут создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-нибудь заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои умственные способности.
Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей с детьми организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня.
- хореографическая студия «Рондо»;
- изостудия «Волшебная кисточка»;
- вокальная студия «Родничок»;
- шахматы-шашки;
- студия английского языка;
- студия немецкого языка и др.
Талантливость и одаренность обнаруживается только в деятельности. Нельзя говорить о одаренностях человека к рисованию, если его еще не учили этому. Только в процессе специального обучению рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося одаренность, талант. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения. И как результат – победы в международных и всероссийских конкурса.
Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше , на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Для работы с такими детьми педагог должен быть:
- Увлечен своим делом;
- Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- Профессионально грамотным;
- Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- Проводником передовых педагогических технологий;
- Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- Знатоком во всех областях человеческой жизни.
В нашем дошкольном учреждении в рамках комплексного сопровождения развития ребенка используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной – является портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных вида деятельности, копилка его успехов. Копилка его положительных эмоций. Возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому. Что воспитателям, специалистам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития. Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. (Приложение 1)
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Очень важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированнный подход к каждому ребенку. Именно здесь воспитатель. Психолог, специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребенка, поддерживать и сопровождать его личный рост, установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнером в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому и родительскому вниманию и заботе дети раскрываются и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот.
Формы работы с талантливыми детьми:
- кружки по интересам;
- творческие мастерские;
- групповые занятия с «сильными» детьми;
- конкурсы, олимпиады, конференции;
- работа по индивидуальным планам.
ЗАПОМНИТЕ: «Каждый человек рождается талантливым». В каждом из нас скрыта бездна талантов и способностей, реализовать которые нам мешает даже не общество и отсутствие средств. А именно неверие в свои силы. Поэтому мы «педагоги», совместно с родителями должны стремиться помочь ребенку раскрыться. Реализоваться в этой жизни. Ведь только самораскрытие и самореализация способны открыть человеку смысл жизни и подарить ему счастье.