Урок математики в 1-м классе по теме "Уравнение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым;
  • продолжать учить оформлять решение уравнений; закреплять вычислительные навыки в пределах 10;
  • развивать умение решать текстовые задачи;
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
  • развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение
  • самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Оборудование:

1. Название темы и ряд чисел на снежинках.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У Р А В Н Е Н И Е

2. Алгоритм записи уравнений.

К. 2 + х = 8
х = 8 – 2
х = 6
Ответ: 6
П. х – 4 = 6
х = 6 + 4
х = 10
Ответ: 10

3. Игрушка “Незнайка”.

4. Конверт с текстом задачи (на каждого ученика).

5. Полосочки красного, желтого, зеленого цветов (на каждого учащегося).

6. Знаки: 8, 8, 5, 3, 3, +, – , = , ? (на магнитах).

7. Схемы решения задач.

8. Парашюты с уравнениями.

9. Ряд чисел на кочках с камышами.

10. Числовой отрезок для самооценки (у каждого ученика).

Ход урока

I. Актуализация знаний (устный счет)

– Какой у нас сейчас урок?
– Зачем нам нужно изучать математику?
– С чего обычно начинается урок математики?

1. Урок начинаем с устного счета.

3 + 4
6 – 2
10 – 3
2 + 2

– Что записано? (Числовые выражения.)
– Прочитайте эти выражения. А как еще их можно прочитать?
– На какие группы их можно разбить?
– Прочитайте выражения со значением 7.

2. Работа с линеечкой.

– Отправляемся со станции 9.

9 – 1 – 6 – 1 – 1 + 7 – 5 + 4 – 3 = (3)

3. По мере выполнения заданий учитель открывает числа на доске.

– Уменьшаемое 4, вычитаемое 1. Найдите разность. (3)
– К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 5? (4)
– Первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Чему равна сумма? (6)
– Найти сумму чисел 5 и 3. (8)\
– Найти разность чисел 9 и 7. (2)
– Какое число следует за числом 8? (9)
– Назовите предшествующее число 8. (7)
– На сколько три меньше четырех? (1)
– Я задумала число, к нему прибавила 2, получила 7. Какое число я задумала? (5)
– 5 увеличить на столько же. (10)
– Прочитайте получившийся ряд чисел.
– Какое число лишнее? Почему?
– Запишите числа в порядке возрастания.

Один ученик работает на доске: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

– У всех так же?
– Что ты сама можешь сказать о своей работе?
– Что вы, ребята, можете сказать о работе Иры?
– Если мы выполнили задание правильно, то должно получиться слово. Проверим?

(Учитель переворачивает карточки с числами другой стороной. На каждой карточке написана буква. Дети читают тему урока: “Уравнение”.)

II. “Открытие” нового материала

1. – Что такое “уравнение”? (Это равенства, у которых есть неизвестный компонент.)

– Как обозначают в уравнении неизвестный компонент? (Чаще используют латинскую букву “х”.)

– Что значит “решить” уравнение? (Найти неизвестное число, корень уравнения. Если его подставить в уравнение, то должно получиться верное равенство.)

2. – Петя тоже составил уравнения. Посмотрим его работу в учебнике (с. 62, № 1).

(Аналогичное задание открывается на доске.)

– Прочитайте уравнения Пети.

– Поможем Пете “посадить” парашюты с уравнениями на “кочки” с верным решением.

– Желтый парашют уже “приземлился”. Правильно ли? Докажите.

(Один ребенок объясняет у доски.)

– Как ты сам оцениваешь свое объяснение?

– Оцените работу товарища.

– Кто еще поможет Пете?

(Дети по очереди выходят к доске и объясняют свой выбор.)

3. – А Катя нашла схемы, а под ними уравнения (с. 62, № 2).

(Работа по учебнику.)

– Поможем девочке понять, к какой из схем составлено каждое уравнение. Расскажем ей, что известно, а что неизвестно на каждой из схем.

– Как же найти неизвестное целое?

– Как найти неизвестную часть?

4. Работа по подготовленным учителем образцам.

К.

2 + х = 8
х = 8 – 2
х = 6
Ответ: 6

П.

х – 4 = 6
х = 4 + 6
х = 10
Ответ: 10

– Как Катя решала уравнение?
– Как Петя решал уравнение?
– А как Вова решил уравнение? Посмотрим в учебник (с. 62, № 3).

(Дети оценивают объяснение товарища.)

III. Первичное закрепление

– Что мы делаем после “открытия” новых знаний? (Пробуем решать сами.)
– Найдите № 4, с. 62.
– Посмотрите на образец. Проговорите между собой способы решения уравнений, их запись.
– Попробуем решить первое уравнение:

х + 4 = 9

(Один ребенок работает у доски.)

– Как ты сам оцениваешь свою работу?
– Оцените работу товарища.

Аналогично проводится работа со вторым уравнением:

у – 3 = 7

IV. Самостоятельная работа

– Давайте убедимся в том, что теперь каждый сможет справиться с таким трудным заданием:

10 – х = 8

(Ученик работает у доски.)

Проверка.

– Что скажете об ответе Саши?

V. Повторение. Решение задач

– К нам в гости пришел Незнайка. Он каждому из вас принес конверт. Посмотрите, что там (задача).

“Утром за окном висело 8 сосулек. За день 3 сосульки растаяли. Сколько сосулек осталось за окном вечером?”

– Читаем задачу про себя.
– Читаем вслух.
– Читаем условие задачи.
– Читаем вопрос задачи.
– О чем говорится в задаче?
– Что о них говорится?
– Что надо найти? (Часть.)
– У Незнайки 3 схемы. Он совсем запутался.
– Определите, какая схема из предложенных на доске подходит к этой задаче, и покажите ее соответствующим цветом.

– Что принимаем за весь отрезок?
– “Одеваем” схему. Что это значит?

(Ребенок работает на доске.)

– Что нам надо найти? Как?
– Кто может записать решение задачи выражением?
– Правильно ли записал решение задачи Ваня?
– Оцените его работу.

VI. Подведение итогов

– Какова тема сегодняшнего урока?
– Чему вы учились сегодня на уроке?

VII. Формирование самооценки

– Мы сегодня оценивали работу ребят у доски во время их ответов, а сейчас пусть каждый оценит себя сам. Положите перед собой числовой отрезок. Кто думает, что пока не сможет решить подобные уравнения, ставит знак в начале отрезка. Если вам кажется, что вы легко решите подобные уравнения, поставьте знак в конце отрезка.

– А теперь я хочу оценить работу всего класса на уроке. Хотите узнать мое мнение?

(Учитель открывает картинку с надписью: “Умнички!”.)